USD: 67.0512 | EURO: 74.3799 |
Сегодня: +18 | Завтра: +19 |
30 июля 2016. 10:11
2014-06-03 17:59:56

Литва: от союзной республики к европейскому государству

В 2015 году в Прибалтике не останется страны, имеющей собственную валюту. Последней на евро перейдет Литва, где до сих пор в ходу литы. Корреспондент «Телеграфа» побывал там за полгода до исторических перемен, узнал, как литовцы готовятся к переходу на евро, чего ожидают от новой валюты и чем могут удивить туристов из России.

Из всех стран Балтии Литва до сих пор остается самой непопулярной у россиян. На первом месте в рейтинге, естественно, Эстония. Огромное преимущество ей дает территориальная близость к мегаполису Санкт-Петербургу и Ленобласти. На втором – Латвия, которую все чаще рекламируют турагентства. Литва же их вниманием незаслуженно обделена: в Петербурге не найти билбордов, рекламирующих ее красоты, а жители Калининградской области хоть живут рядом с Литвой, но чаще ездят в Польшу по многоразовым пропускам.

Тем не менее, Литва меняется стремительно, буквально на глазах превращаясь из бывшей союзной республики в страну Евросоюза. Это особенно сильно бросается в глаза в Вильнюсе и в крупных курортных центрах.

Вильнюс

Камерная, средневековая столица Литвы будоражит путешественника. По старинным узким улочках можно гулять бесконечно, но заблудиться практически невозможно. А если все же получится, улыбчивые и открытые литовцы всегда подскажут дорогу. Правда, обращаться к ним лучше по-английски. Если старшее поколение еще помнит и использует русский язык, то молодое им практически не владеет.

«А зачем им это? В советские времена все учили русский язык, это понятно. Литовцы ездили учиться в Москву и Петербург. Сейчас они ориентированы на Европу», - рассказал житель Вильнюса Владимир Ермолаев.

При этом он отметил, что уровень жизни здесь совсем не европейский. По официальной статистике литовских властей, средняя месячная зарплата в стране не превышает 300 евро. Если пересчитать на местную валюту получается около 1200 литов.

«При низких доходах здесь очень дорогие коммунальные услуги, литовцы дороже всех в Прибалтике платят за российский газ. За квартиру приходится платить до 600 литов, то есть половину заработка», - рассказал житель Вильнюса.

Отсюда и цены на городском продуктовом рынке, способные вызвать у любого россиянина крайнюю степень удивления. Для примера: палку сырокопченой колбасы можно купить за 8 литов, то есть за 112 рублей, а кусочек вкуснейшего сладкого сыра корреспонденту «Телеграфа» и вовсе стоил 1 лит, то есть 14 рублей.

«А что вы удивляетесь? Если цены поднимут, то никто не будет покупать, - пояснил мой гид по Вильнюсу. – Сейчас все гадают, что будет с ценами, когда Литва перейдет на евро».

Впрочем, власти успокаивают жителей: во всех крупных городах Литвы сейчас создаются специальные комиссии, которые будут следить, насколько корректно предприниматели переводят цены из литов в евро. Но литовцы в большинстве своем менять деньги не хотят.

«Мы любим наш лит и не хотим евро», - утверждают жители Вильнюса, с которыми удалось пообщаться корреспонденту «Телеграфа». Но с мая 2004 года правила жизни им диктует Евросоюз.

Клайпеда

Здесь расположен крупнейший в стране порт, который, по словам мэра города Витаустаса Грубляускаса, обеспечивает около 23 тыс. рабочих мест. Сейчас местные власти готовятся к двум важным событиям – открытию в Клайпеде газового и пассажирского терминалов.

Первый, как ожидается, поможет стране соскочить с российской «газовой иглы», существенно сократив закупки у «Газпрома» и сэкономив тем самым значительные суммы – сейчас небогатая Литва больше всех в Евросоюзе платит за российский газ.

Второй, надеются местные власти, поможет в развитии паромного сообщения, в первую очередь, с Россией. Пассажирский терминал, по словам Витаустаса Грубляускаса, откроется в июне 2014 года.

«Этот терминал сможет принимать большее количество рейсов, так что потенциал огромный», - отметил глава Клайпеды.

Он также сообщил, что ныне существующий за один курортный сезон обслуживает около 60 судов.

«Ежегодно поток туристов из России увеличивается на 7-8 %», - добавила директор туристического информационного центра Клайпеды Ромена Савицкене, отметив, что благодаря регулярному паромному сообщению в Клайпеду приезжают из Германии, Швеции и Дании. А с Россией Литва связана только через калининградский Балтийск.

Неринга

Это одна из курортных жемчужин Литвы, расположенная на берегах Балтийского моря и Куршского залива. Здесь чистый, морской воздух, который нельзя не почувствовать. В Ниде, административном центре Неринги, особенный, неторопливый уклад жизни. Город с населением в 2,5 тыс. жителей как будто противостоит техническому прогрессу. Местные власти берегут деревянную архитектуру и по-европейски недовольно смотрят на редких автомобилистов.

«Мы уже сделали платный въезд в город, сейчас он стоит 20 литов. В ближайшее время планируем поднять до 30-ти, а в будущем хотим вообще запретить машины. В Ниде нечего делать на автомобиле! Город маленький, здесь лучшие в стране велодорожки, пешеходные и рекреационные зоны, у человека, приехавшего к нам на отдых, есть возможность побыть на природе, погрузиться в атмосферу деревни», - рассказал мэр Ниды Дарюс Ясайтис, отметив, что за курортный сезон здесь может побывать до 600 тыс. человек.

Сейчас из Клайпеды в Нерингу можно добраться на пароме, переправы расположены в трех точках, регулярность н раз в полчаса. По словам Дарюса Ясайтиса, последние несколько лет в регионе обсуждается идея строительства моста на Куршскую косу, который мог бы привлечь в заповедник гораздо больше туристов. Но экологи настроены агрессивно – строительство переправы со временем может разрушить Куршскую косу, а машины очень быстро испортят экологию.

Паланга

Город по праву считается курортной жемчужиной Литвы, где можно хорошо отдохнуть вне зависимости от того, сколько денег в кошельке. Состоятельным туристам Паланга может предложить роскошные SPA-отели и дорогие рестораны с блюдами национальной кухни и яствами из рыбы. Впрочем, небогатые гости также в обиде не останутся.

Частный сектор, отели и кафе средней и даже низкой ценовой категории также не навредят долгожданному отпуску. По данным местных властей, в туристический сезон, который, к слову, уже начался, в Паланге может побывать около 100 тыс. отдыхающих.

Стоит отметить, что именно здесь влияние Евросоюза особенно заметно. По словам мэра города Шарунаса Вайткуса, в Палангу ЕС направляет миллионы евро на развитие инфраструктуры, в первую очередь, туристической. В городе уже ведется строительство концертных и спортивных залов.

«Если мы вовремя не закончим работы, деньги, выделенные Евросоюзом, придется вернуть, так что это очень стимулирует работать быстро», - сообщил мэр города.

Здесь, так же, как в Ниде, власти ведут борьбу с автомобилями. Правда, не такую агрессивную. Въехать в город можно бесплатно, но часто садиться за руль не рекомендуется.

«Для транспорта, который следует транзитом через Палангу, мы построим объездную дорогу, чтобы они не ездили по городу», - рассказал Шарунас Вайткус, отметив, что проект будет инвестиционным и в целом обойдется в 123 млн литов, при этом дорога останется бесплатной для автомобилистов.

По словам мэра Паланги, инвестор вложит собственные средства в строительство магистрали, затем бюджет начнет компенсировать компании истраченные деньги, чтобы через 25 лет трасса стала государственной. Ноу-хау для российских властей.

Ирина Тищенко
Loading...
Ссылки по теме:
 

Фоторепортажи

27 июля >

«Зенит» представил новую форму на нефтяной платформе в открытом море

Фотосессия состоялась на платформе «Приразломная» в Печорском море.
27 июня >

«Алые Паруса-2016»: Алое, белое и черное

Каким останется в памяти главный праздник выпускников России.
16 июня >

Станцию метро «Бухарестская» заволокло желтым дымом

Горит склад пластиковых изделий на углу улиц Салова и Бухарестская.
14 июня >

Власти Франции начали массовую депортацию российских болельщиков из страны

Заблокированные полицией в автобусе граждане РФ ждут консула страны.
Наверх