USD: 65,8140 | EURO: 75,3241 |
Сегодня: +11 | Завтра: +9 |
20 октября 2018. 12:29
24.09.2014 02:30

Цвет нации: Парфенов и студенты в поисках Родины

О том, что тогда

Говоря о Прокудине-Горском, Парфенов отмечает: «У него не было задачи показать, какие мы благостные». Пионер цветной фотографии довольно бесстрастно документировал российские виды, города, предприятия. Видна была и бедность, и какая-то неопрятность, просто живая жизнь. Однако, оглядываясь через столетия, мы замечаем, как прошлое окрашивается для нас в радужные цвета. И Парфенов не скрывает ностальгии по Родине, которую не застал.

«Нынешние греки не произошли от древних греков, а нынешние египтяне — от древних египтян. Так и мы не имеем отношения к тем русским. Мы произошли не от них, а от советских», - горько признает Парфенов в конце своего фильма, стоя на эмигрантском кладбище во Франции.

То, как погибла, подобно Древнему Риму, Россия Прокудина-Горского, в фильме, благодаря цветным фотографиям и новым технологиям, представлено очень наглядно. Вот храм в провинциальном городе на проспекте Воскресенского — и вот это же здание без купола в виде ДК на Ленинском проспекте — сколько таких историй. «Обезглавить и «окультурить» - еще не самый страшный советский приговор», - комментирует Парфенов.

По словам журналиста, его задачей было «показать современным языком позапрошлую родину». Черно-белое классическое фото вообще нельзя сравнивать с современной цветной картинкой, считает автор фильма. А снимки Прокудина-Горского и есть современная картинка «Древней России», точно снятая на «зеркалку». Парфенов заявил, что считает новое поколение способным считывать смыслы с изображения без обязательных подписей и страничного растолковывания, что делает наследие дореволюционного фотографа более близким современным молодым людям. Это предположение, впрочем, опровергла одна из студенток. Фильм «Цвет нации» начинается с постановочных кадров имевшей место встречи Прокудина-Горского с Николаем II, во время показа фотографом своих работ царю, черная белая кинолента «обретает» цвет. Студентка же спросила Парфенова, как удалось придать цвет кинопленке, продемонстрировав полное непонимание картинки и символа.

Другая участница встречи недоумевала, почему фильм называется «Цвет нации», что это была за нация, и где у нее был цвет. Парфенову пришлось напомнить, что в 1913 году Россия имела пятую экономику мира, и готовилась выйти на 4 место, обгоняя Францию. Этого уровня ВВП страна не достигла по сей день. В это же самое время РИ стала первой и единственной в мире страной, не просто сфотографированной в цвете, но в принципе отснятой систематически до Первой Мировой войны — фактически, в «наивном» XIX веке. Прокудин-Горский таким образом снимал «и лучшее, и в цвете». Парфенов также отметил, что единственный раз пожалел о названии, когда увидел английский вариант фильма. Смысл русского «в цвете» по-английски передать нельзя, поэтому получилось Russia in bloom = «Россия в цвету». «Цветущая».

Советский союз, с другой стороны, фактически был документирован плохо для того времени. Парфенов отметил, что огромная часть снятого профессиональными фотографами — постановочные, приукрашенные фотографии. Отчасти спасают снимки зарубежных мастеров фотографии, бывавших в СССР. С другой стороны, некоторые «официальные» неопубликованные до перестройки фото показывают принципиально декоративный характер угасавшего советского великолепия — в качестве примера приводится снимок Константина Черненко Дмитрия Бальтерманца.

О том, как сейчас

«Предмет истории — то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неконченый процесс, как вечный закон», - вспоминает Парфенов цитату Василия Ключевского. В России, однако, к «непреходящей» сути истории относятся с опаской, часто не желая тревожить прошлое, за что журналист порой становится объектом нападок. Так невинное желание Парфенова вспомнить советские песни и атмосферу, в которой они создавались (передача «Старые песни о главном») привела к конфликту с Татьяной Толстой и Авдотьей Смирновой в «Школе злословия». Пронизанный тоской по дореволюционной России «Цвет нации» вдруг служит почвой для обвинений в ура-патриотизме. Сам журналист отмечает: «Я не Фаина Раневская, которая порой говорила: «Хочу в XIX век!». При этом ему трудно не признавать культурную деградацию, продолжавшуюся после 1917 года. Парфенов вспоминает своего прадеда, владевшего под Череповцом гостиницей, которая называлась, ни много ни мало, Россия. В той гостинице в 1880-е годы был телефон. В доме же самого Парфенова телефон появился лишь в конце 1980-х, а до того времени представлялся неким предметом роскоши из «квартир со сталинскими потолками».

По мнению журналиста, необустроенность современной России, отсутствие «приемлемого qualite de vie» (качества жизни) служит причиной того, что все больше инициативных людей отправляется жить за границу. В связи с глобализацией и возможностью в любой момент приезжать на родину, это нельзя назвать эмиграцией в прямом смысле слова. Однако, это затрудняет создание «современного национального проекта» - Парфенов называет сына эмигрантов, создателя Google Сергея Брина и имеющих другое гражданство нобелевских лауреатов в пример людей, потерянных нынешней Россией.

С другой стороны, низкий культурный уровень приводит к вырождению эмиграции. «Первая волна русской эмиграции жила литературной жизнью, издавались газеты, журналы... То что есть сейчас где-нибудь в Лондоне — это уровень глухой провинции». Дети и внуки Прокудина-Горского сохранили его коллекцию негативов, переданную в 1960-е библиотеке Конгресса. Его внук Дмитрий Свечин стал французским кинодокументалистом, автором фильмов о русской эмиграции. Он умер в прошедшем августе, и ему Парфенов посвятил показ. Те, кто уезжает сейчас, стремятся, чтобы дети не знали русской жизни и перенимали прежде всего чужую культуру.

Дмитрий Свечин, 1920-е

Дмитрий Свечин, 2000-е

Попытки «сослагательных наклонений» в истории Парфенов называет бессмысленными. Он вспоминает Александра Солженицына, который в «Красном колесе» обозначает как точку невозврата для старой России «самсоновскую катастрофу» - крупное поражение русской армии в Первой Мировой войне. По мнению Парфенова наивно предполагать, что не будь этого или иного события, ход вещей оказался бы совершенно иным. С другой стороны, журналист с опаской относится к стремлению нынешних властей «упорядочить» историю.

«У нас все время говорят о «правдивой» истории. Но если она не правдива, то это не история как таковая. Вот в физике E=MC2 независимо от того, кто сидит в администрации президента. У нас же, если в учебнике присоединение Прибалтики в 1940 подается как радостное вхождение в братскую семью народов, то и остальное будет в том же духе. Ведь где тонко, там и рвется. А уж оправдывать Финскую войну, войну чисто захватническую, за которую СССР подвергся остракизму в Лиге наций!».

Так к концу встречи в общении со студентами появились острополитические темы. Встреча, однако, не успела перерасти в митинг — Парфенов быстро ее свернул. Напоследок журналист ответил на вопрос о судьбе нынешней молодежи. «Это от вас зависит, что вы будете делать, и как проживете. В 2005 году я рискнул сказать, что теперь народу будет сложно втюхать «операцию преемник». Но прошло три года, привели под руки Медведева. Путин сказал: «Ах, я с ним 17 лет дружу» - операцию провернули второй раз. Если вы позволите такую операцию, так и будете жить. А мы свое отжили, и дай Бог вам так позажигать».

Андрей Гореликов

Новости партнеров

Loading...

Фоторепортажи

16 октября >

Картинки с подиума. Как прошла неделя моды в Москве

За 1,5 млн рублей любой желающий мог стать дизайнером.
8 октября >

Губит людей не пиво. Как прошел Октоберфест–2018 в Мюнхене

«Телеграф» собрал самые колоритные кадры из инстаграма после двухнедельного фестиваля.
27 сентября >

Уральское горе. Как Челябинск оказался во власти мусора

«Телеграф» собрал иллюстрированную хронику мусорного коллапса.
25 сентября >

Жажда скорости. Как выглядит ралли «Санкт-Петербург-2018» изнутри

Фоторепортаж «Телеграфа» с автогонок в Сестрорецке.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях