USD: 78,8699 | EURO: 92,6011 | Сегодня: +9 | Завтра: +9
Новости экологии и политики
29 октября 2020. 20:16
09.07.2015 20:46

Дважды два четыре

До нас эта история о борце с системой дошла только сейчас, до этого успев отхватить «Оскар» как лучший документальный фильм и ряд других престижных наград. У российской публики фигура Сноудена должна вызывать особой интерес. Во-первых, теперь он живет где-то в России (местоположение, понятное дело, засекречено), во-вторых, он чуть ли не главный враг столь ненавидимых многими американцев.

Режиссер фильма – Лора Пойтрас, активно интересующаяся темой Америки после события 11 сентября и посвятившая ей два документальных фильма («Моя страна, моя страна», «Присяга»). Сноуден вышел на неё сам, когда был ещё анонимом, а разоблачения не были опубликованы: «Вы спрашивали, почему я выбрал вас. Я не выбирал. Вы это сделали». Пойтрас за свою антиправительственную позицию находилась под внимательным присмотром американских спецслужб, и он решил, что ей можно доверять. Подписывался он как «Сitizenfour» («Гражданин четыре»), фильм называется ровно так же. В русской версии его снабдили довеском «Правда Сноудена».

Кроме собственно героя и режиссера, в фильме есть другой значимый персонаж – Гленн Гринвалд, журналист «Гардиан», публиковавший информацию, полученную от Сноудена.

Основной материал фильма снят в Гонконге в июне 2013 года, в те несколько дней, когда мировое медиа сообщество лихорадило от рассекреченных данных Агентства национальной безопасности. Согласно секретным документам, опубликованным в «Гардиан» и «Вашингтон пост», стало известно, что после 11 сентября 2001 года АНБ следит за телефонными переговорами многих миллионов людей, а также получает данные из личной переписки пользователей социальных сетей. Делается это не только в случаях угрозы национальной безопасности, и не только в пределах Соединенных Штатов.

Несмотря на то что фильм формально посвящен этому скандальному разоблачению, упор делается далеко не на нём. Это больше похоже на портрет Эдварда Сноудена, одной из самого обсуждаемых персон не только 2013 года, но и, возможно, всего десятилетия. Ценность этого изображения в том, что оно получено из первых рук – фильм снят не после разоблачений, а прямо во время них; режиссёр не желающий славы документалист, а пристрастный участник событий, непосредственный свидетель громкого дела. Именно Лора Пойтрас и Гленн Гринвалд брали первое видеоинтервью у Сноудена, в котором тот раскрывал свою личность.

Слабость и одновременно сильная черта этого документального фильма – в ограниченности и замкнутости материала. Сильная сторона этой клаустрафобности отельного пространства – параноидальное ощущение, передающееся зрителю. Даже звуки пожарной тревоги, оказывающейся всего лишь обычной проверкой системы, вызывают у журналистов и героя фильма нервный смех и беспокойство. Впрочем, недостатки кажутся ощутимее. Мы редко покидаем пространство гонконгского отеля, в основном ради того, чтобы посмотреть издалека на очередной закрытый объект АНБ, уже построенный или только возводящийся. Отдельно интересно было бы посмотреть на российские приключения героя-разоблачителя, но их тут почти нет – ни месяца пребывания в транзитной зоне Шереметьево, ни встреч с российским властями или адвокатами. Зато есть короткая минутная сцена, снятая из-за стекла: в московской квартире Сноуден и его девушка Линдси Миллс, перебравшаяся в Россию, варят, кажется, суп и выглядят счастливо.

Сноуден в фильме не может не вызвать симпатию, говорит откровенно и показывает свою гражданскую и гуманистическую позицию. Вот только, кажется, режиссёр фильма напрочь проглядела ироничность всей ситуации. Когда Пойтрас и Гринвалд первый раз встречаются с анонимом в гонконгской гостинице и хотят узнать о нём побольше, Сноуден отвечает им, что масс-медиа уделяют слишком большое внимание личностям и что не в нём дело. Миф о Сноудене давно затмил информацию, которую он рассекретил, и вряд ли документальный фильм способен что-то с этим делать.

Главный вывод, который может вынести для себя зритель из этого фильма и истории: да, оруэлловское будущее это не завтрашний, а уже даже вчерашний день. Тотальная слежка существует, Большой Брат в вашем айфоне, интернет не место для приватной беседы. В титрах упоминаются программы и системы шифрования, использованные героями фильма для безопасного общения. Вот и практическая польза – качайте, и воздастся вам.

Новости партнеров



Фоторепортажи

21 августа >

Фоторепортаж: «Это — уже другие белорусы»

За две недели эта маленькая страна в центре Европы трансформировалась на глазах у всего мира, отряхнувшись от 26 лет застоя. Мы увидели, как на жестокость отвечают миром, на удары дубинок — цветами, на хамство — песнями.
28 мая >

Пока не кончилось веселье. «Телеграф» вспоминает прогулки по Амстердаму до эпидемии и идеи избавиться от невоспитанных туристов

Амстердамские активисты выступили с инициативой выселить квартал «красных фонарей» и запретить продажу легких наркотиков в кофешопах туристам.
7 мая >

«Авито» показал к Дню радио подборку раритетных приемников

Посмотрите, как слушали музыку ваши бабушки с дедушками и родители.
22 апреля >

Фотографические истории людей в ограниченных возможностях. Московский фотограф снимает эротику через FaceTime и WhatsApp

Бесконтактная съемка — это новый опыт для большинства фотографов. Анастасия Марченко рассказала, почему в процессе она чувствует себя «без ног, без рук».
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях