USD: 65,8244 | EURO: 77,3832 |
Сегодня: +4 | Завтра: +11 |
26 сентября 2018. 01:49
08.04.2016 20:05

Международное лево

В начале апреля в одном из самых сложных постсоветских регионов — Нагорном Карабахе — вновь начались военные действия между Азербайджаном и непризнанной Нагорно-Карабахской республикой, которая действует при поддержке Армении. Все стороны вооруженного конфликта предсказуемо говорят о своей непричастности к эскалации противостояния, штабы бодро рапортуют о колоссальных потерях противника, а лидеры Армении и Азербайджана в ежедневном режиме выступают с громкими заявлениями.

Кто именно стоит за возобновлением боевых действий, не так важно — и Азербайджан, и Армения имеют веские причины оспаривать принадлежность Нагорного Карабаха. Ереван объясняет свое вмешательство в конфликт этническим составом непризнанной республики — по данным переписи населения от 2005 года, подавляющее большинство населения НКР составляют армяне. Баку, в свою очередь, считает НКР нелегитимным образованием, незаконно занимающим территорию, по праву принадлежащую Азербайджану. Таким образом, Армения апеллирует к праву народа на самоопределение, тогда как Азербайджан придерживается права государства на территориальную целостность.

Обе стороны при этом руководствуются вполне понятными практическими соображениями — для небольшой Армении Нагорный Карабах является очень важным регионом, потеря которого будет означать значительное ослабление позиций Еревана, а в Баку желают придвинуть государственную границу поближе к анклаву Нахичеванской Автономной республики. Едва ли, впрочем, стоит столь подробно останавливаться на мотивации сторон — оставим детали специалистам и поговорим о конфликте двух базовых принципов международного права.

Как известно, в современном международном праве права народов на самоопределение и права государств на сохранение территориальной целостности являются равноценными, и уже это здорово отличает международное право от права государственного. Приложите подобную неопределенность к уголовному праву — и вы получите абсурдную ситуацию, при которой за кражу, например, вас могут как посадить в тюрьму, так и наградить почетным орденом «Заслуженный вор Российской Федерации». Приблизительно так и обстоят дела в международной политике — более-менее одинаковые действия различных субъектов права могут вызвать как восторг международной общественности, так и суровое порицание. Так, сецессия Хорватии, Словении и Боснии в результате распада Югославии воспринимается как торжество демократии, тогда как самопровозглашенные республики на востоке Украины отчего-то вызывают у международной общественности несколько иные чувства.

Добавьте сюда бессильные, по большому счету, международное организации в диапазоне от ООН (и в Косово, и в Ираке США осуществили военное вторжение на территорию третьих стран без мандата этой могущественной вроде бы организации) до ОБСЕ (вот уже несколько лет выражающей озабоченность нарушениями перемирия на востоке Украины без всяких видимых результатов) — и вы поймете, почему само понятие «международного права» за последние десятилетия дискредитировало само себя, а наиболее действенным инструментом в защиту своих позиций по тем или иным вопросам современные государства считают не переговоры, а старый добрый автомат.

Все это было бы не так страшно, если бы Нагорный Карабах был единичным случаем, исключительной проблемой, для решения которой даже необходима правовая неопределенность, но, как назло, подобных регионов на карте мира чертовски много, и с течением времени число нерешенных территориальных споров только растет. Если европейские страны, прокашлявшись после двух разрушительных мировых войн, предпочли интеграцию военным действиям, то уже во втором мире ситуация куда плачевнее. Третий же мир давно превратился в калейдоскоп вороньих слободок, готовых вспыхнуть от первой же спички.

Границы большинства африканских стран в процессе деколонизации чертили по линейке, обращая внимания не на этнический и конфессиональный состав, а на то, колонией какой страны была та или иная территория. Отдаленным последствием этой безответственности стала, например, печально известная Руанда, где только в 1994 году убили порядка одного миллиона человек. Причина? Причина проста — составляющие большинство населения страны хуту решили отнять у этнического меньшинства тутси власть, деньги и собственность. В процессе отъема хуту организовали полноценный геноцид. Но и на этом дело не кончилось — сбежавшие из страны тутси собрали армию в соседних странах и вернулись в Руанду, после чего уже многие хуту покинули страну, опасаясь мести за недавние события.

Похожая ситуация сложилась и в других странах Африки и Ближнего Востока, просто где-то гнойник внутренних противоречий уже прорвался, а где-то потенциальные конфликты тихо тлеют, дожидаясь своего часа. «Исламское государство», борьба курдов за собственное государство, фактически распавшаяся на несколько квазигосударств Ливия — пока международное сообщество пытается разобраться в том, что со всем этим делать, Ближний Восток горит, а местные жители бегут в Европу от безумия, хаоса и серьезных мужчин, готовых отрезать головы всем, кто неправильно выглядит, молится и живет.

О том, что «конец истории» и концепция Pax Americana ведут мир куда-то не туда, начали говорить еще в девяностых годах, но окончательно проблемы существующего сейчас статус-кво стали понятны только сейчас. Не очень понятно только, как подобраться к чистке этих авгиевых конюшен, и где тот Геракл, что найдет подходящий способ. Нет, рано или поздно человечество, конечно, разработает другие, более справедливые и понятные правила игры, но до тех пор, как это ни печально, главным и единственно важным принципом международной политики останется давно известная максима — vae victis, горе побежденным.

Loading...

Новости партнеров


Фоторепортажи

25 сентября >

Жажда скорости. Как выглядит ралли «Санкт-Петербург-2018» изнутри

Фоторепортаж «Телеграфа» с автогонок в Сестрорецке.
17 сентября >

Засунутые в сад. Фоторепортаж о том, куда в Петербурге пошел митинг против пенсионной реформы

«Телеграф» собрал доказательства, что полиция и Росгвардия подготовились к мероприятию лучше протестующих.
10 сентября >

Ленин и «космонавты». Самые жесткие моменты митинга 9 сентября в Петербурге

Накануне в городе прошла акция против пенсионной реформы, которую организовал Алексей Навальный.
31 августа >

Туманный Петербург в последний день лета. 20 чарующих фотографий

Посмотрите на таинственный и мрачный город в утреннем тумане.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях