USD: 76,4667 | EURO: 90,4142 | Сегодня: +5 | Завтра: +6
Новости экологии и политики
24 октября 2020. 11:27
18.07.2016 17:30

Дети грантов

После принятия федерального закона «Об иностранных агентах» многие некоммерческие организации (НКО) попали под серьезный «пресс» со стороны государства. Иностранными агентами были признаны, например, правозащитный центр «Мемориал», благотворительный фонд «Династия» Дмитрия Зимина, поддерживавший молодых ученых, организация по борьбе с ВИЧ-инфекцией ЭСВЕРО. По мнению российских властей, они не только получают финансирование из-за рубежа, но также ведут и политическую деятельность. Все эти прецеденты получили широкую огласку в прессе, поскольку, например, история с фондом Дмитрия Зимина действительно кажется вопиющей – фактически его организацию запретили только по той причине, что она финансировалась из денежных средств, которые бизнесмен держал за рубежом. Журналист «Телеграфа» в прошедшие выходные посетил деловой завтрак в Общественной палате РФ, посвященный теме некоммерческих организаций, и выяснил, что у нас осталось в третьем секторе в итоге.

Вопрос об иностранных агентах

Не секрет, что среди организаций, признанных иностранными агентами, многие занимаются жизненно важными для общества вещами. Например, некоммерческое партнерство ЭСВЕРО и Фонд имени Андрея Рылькова ведут борьбу с ВИЧ-инфекцией, но это не помешало Минюсту в начале июля 2016 года объявить их «иностранными агентами». При этом вопрос о том, какую именно политическую деятельность могли вести представители этих организаций, бесплатно раздавая проституткам презервативы, до сих пор остается открытым. Тем не менее обе НКО были признаны иностранными агентами, даже несмотря на то, что специалисты бьют тревогу, заявляя о более чем полутора миллионах ВИЧ-инфицированных в стране.

В ходе делового завтрака представители Общественной палаты, отвечая на прямой вопрос об иностранных агентах, посоветовали журналистам не сгущать краски. «Порядка трех тысяч российских НКО получают иностранное финансирование, и только 136 из них, если мне не изменяет память, были признаны иноагентами», - пояснил секретарь ОП РФ Александр Бречалов. «А всего НКО в России более двухсот тысяч», - добавил глава фонда «Перспектива» Александр Свинин.

По словам представителей ОП РФ, даже признанные иностранными агентами организации могут получить гранты организации. Например, в 2015 году иноагенты получили в общей сложности 20 млн рублей. Среди них правозащитный центр «Мемориал», общероссийское общественное движение «За права человека», а также «Солдатские матери». Отвечая на вопрос о том, на что были выделены гранты, представители Общественной палаты пояснили, что один грант точно был выделен на памятник жертвам политических репрессий. О том, были ли заявки на гранты от иностранных агентов в 2016 году, организаторы делового завтрака ответить затруднились. 

Александр Бречалов

Знаменитая безысходность Териберки

Особый упор представители ОП РФ в ходе делового завтрака сделали на поселке Териберка в Кольском районе Мурманской области. Это место прославилось после выхода фильма Андрея Звягинцева «Левиафан». Часть сцен фильма снималась именно там, что сделало Териберку символом безысходности и запустения, свойственных российской глубинке. По словам Свинина, нескольких активных жителей Москвы из фонда «Большая земля» показанная в фильме разруха мотивировала к действию. В итоге сейчас Териберка превратилась в одно из самых заметных туристических объектов Северо-Западного федерального округа, хотя буквально год назад порядка 80% населения там не имели постоянной работы.

«Это абсолютно честная история. В отличие от тех, кто посмотрел фильм и подумал, что у нас вся страна такая, эти ребята решили, что у нас страна хоть и такая, но с этим можно что-то сделать. К сожалению, не для многих в России подобные моменты являются стимулирующими», - отметил глава фонда «Перспектива».

Александр Свинин

Глава фонда «Перспектива» добавил, что инициаторами развития туристической сферы в Териберке были московские ребята, предприниматели, вполне успешные люди. Впрочем, это не удивляет – нашумевший фильм Андрея Звягинцева настолько распиарил маленький поселок в Мурманской области, что грамотному бизнесмену грех было этим не воспользоваться. Поэтому Териберка – это, скорее, заслуга не Общественной палаты и выделенных правительством грантов, а московских предпринимателей, которые умело подхватили прекрасную идею и превратили ее в настоящее туристическое чудо. Гранты явились лишь дополнением.

«Лыжи мечты»

Есть в деятельности Общественной палаты РФ в плане выделения грантов и однозначно положительные примеры. Например, программа «Лыжи мечты». Это проект Натальи Белоголовцевой (супруги актера Сергея Белоголовцева), который занимается реабилитацией детей с детским церебральным параличом. По словам Свинина, благотворительность – это основная область, куда направляются гранты. Другим наиболее распространенным направлением потока денежных средств является поддержка проектов, направленных на интеграцию мигрантов в российское общество – например, «Дома русского языка» в Красноярске, который занимается обучением приезжих русскому языку.

Фонд «Перспектива», возглавляемый Александром Свининым, занимается поиском, поддержкой и продвижением гражданских активистов и представителей НКО. Особое внимание его сотрудники уделяют проектам в малых городах и сельских территориях. Сюда входят финансовая поддержка различного рода ремесленных фестивалей, сельского туризма, различных свойственных тому или иному региону национально-культурных обычаев. Деловой завтрак и пресс-подход Александра Свинина, собственно, прошел в преддверии двухдневного второго курса университета Общественной палаты РФ для лидеров некоммерческих организаций. На это мероприятие съезжаются главы НКО и гражданские активисты со всей России с целью обучения управлению некоммерческой организацией. К слову, деятельность НКО – это действительно процесс крайне замысловатый и сложный, и даже юридически грамотному человеку иногда трудно здесь ориентироваться. Например, получить государственный грант может только зарегистрированная НКО, которая к тому же существует как минимум один год. В то же время Александр Свинин подчеркнул, что треть россиян до сих пор не доверяет некоммерческим организациям, по умолчанию считая их мошенниками.

Краеведы из Засосья

Журналисту «Телеграфа» удалось пообщаться с одной из участниц второго курса, приехавшей из города Сланцы Ленинградской области. По словам Анны Тихоновой, ее детище пока не зарегистрировано как некоммерческая организация, но в Москву она приехала, именно чтобы научиться управлению НКО. По словам гражданской активистки, ее проект «Старинная деревня «Засосье» в 2015 году уже получил премию «Гражданская инициатива» в номинации «Память».

Деревня Засосье в Сланцевском районе Ленобласти насчитывает всего 12 домов и полтора десятка жителей. Несмотря на это, на территории деревни действует краеведческий музей, где представлены фотографии, предметы быта и одежда, а также так называемый «Дом памяти жертв политических репрессий». Тихонова пояснила, что в 1937 году почти все население деревни было репрессировано по анонимному доносу. Кто-то был раскулачен, кто-то просто арестован как «неблагонадежный».

«Диалога с местной властью у нас нет. Район абсолютно не развивается – он унылый и депрессивный. А для меня это родовая деревня», - подчеркнула гражданская активистка.

Тихонова добавила, что в непосредственной близости от деревни власти Ленобласти возводят дорогу, строительству которой активно препятствуют местные жители во главе с ней. «Здесь находятся дореволюционные дома, а деревьям более ста лет. Мы обратились к властям с просьбой сохранить их. Пока вырубку не начали, но ничего не ясно. Мы будем встречаться с подрядчиком строительства дороги», - добавила активистка.

Анна Тихонова (слева)

Таким образом, в деятельности Общественной палаты в плане взаимодействия с НКО есть свои плюсы и минусы. Эта организация – государственный проект, который старается вписаться в нынешнюю политическую идеологию и поддерживать власть, от которой полностью зависит. Зачастую успешные примеры в том или ином регионе являются изначально не плодом их усилий, а успешным бизнес-проектом частных лиц, которые в итоге извлекают из этого прибыль, пользуясь благодатной почвой. Тем не менее в работе ОП РФ есть и позитивные моменты. Они обучают общественных деятелей юридическим тонкостям работы с некоммерческой организацией, а большая доля проектов направлена на действительно благое дело – например, поддержку людей с ограниченными возможностями. Да и проекты таких активисток, как Анна Тихонова, зачастую очень симпатичны сами по себе.

Новости партнеров



Фоторепортажи

21 августа >

Фоторепортаж: «Это — уже другие белорусы»

За две недели эта маленькая страна в центре Европы трансформировалась на глазах у всего мира, отряхнувшись от 26 лет застоя. Мы увидели, как на жестокость отвечают миром, на удары дубинок — цветами, на хамство — песнями.
28 мая >

Пока не кончилось веселье. «Телеграф» вспоминает прогулки по Амстердаму до эпидемии и идеи избавиться от невоспитанных туристов

Амстердамские активисты выступили с инициативой выселить квартал «красных фонарей» и запретить продажу легких наркотиков в кофешопах туристам.
7 мая >

«Авито» показал к Дню радио подборку раритетных приемников

Посмотрите, как слушали музыку ваши бабушки с дедушками и родители.
22 апреля >

Фотографические истории людей в ограниченных возможностях. Московский фотограф снимает эротику через FaceTime и WhatsApp

Бесконтактная съемка — это новый опыт для большинства фотографов. Анастасия Марченко рассказала, почему в процессе она чувствует себя «без ног, без рук».
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях