Читатели французской газеты LeFigaro оказались достаточно лояльны к действиям русских. Некоторые даже сожалели, что у французов «не хватает духа поступать так же». «Почему он убил этого молодого русского? — спрашивает Gauloisebrune. — Было ли это покушение на прохожего, гуляющего со своей девушкой? Или, может, сведение старых счетов?».
Комментатор Casimir 123 уверен, что нужно дать русским службам безопасности полный карт-бланш по наведению порядков в наших «сложных» районах». «Держу пари, что меньше чем через полгода, проблема будет решена!» — уверен он.
Впрочем, встречаются и другие мнения. «„Россия для русских“?! Как это невежественно! Они еще не поняли, что планета — это большой супермаркет, и люди на ней — кочевники?» — вопрошает AnneFlament.
«„Лучшие следователи заняты раскрытием этого преступления“. Так выходит, что тех, кто похуже, отправили бороться с коррупцией в государстве?» — иронизирует EArié.
Некоторые, националистически настроенные комментаторы восхищаются действиями москвичей. Действительно, во Франции погромы осуществляют приезжие, а не местные жители, как в России. «Русские как минимум умеют отстоять свои права! Неужели, во Франции уже поздно поступать аналогично?!» — задается вопросом Robbi-net.
Похожее обсуждение развернулось и под материалом в другом французском СМИ — ежедневнике Le Monde. Одни читатели обвиняют русских в ксенофобии, другие находят разумные объяснения действиям наших соотечественников. «Проблемы Кавказа совсем не новы, меньшинства не имеют должных прав, на гомосексуалистов смотрят косо, сюда же и les pogroms (французы переняли наше слово для обозначения беспорядков. — Прим. автора.). Россия — большая страна, но она далека от того, чтобы быть нацией. И это будет ее портить изнутри еще много веков, пока она наконец не поймет, что значит „ толерантность“», — считает thierry caron.
В самой редакции газеты LeMonde считают, что вялость полиции можно списать на страх. «Ведь они столкнулись с огромной толпой людей — агрессивных, кидающих бутылки, переворачивающих машины. Некоторые даже доставали из карманов ножи при виде лиц „не славянской внешности“. Было ясно, что полиция не была склонна к решительным действиям. По сравнению со случаями выступления оппозиционных сил, можно сказать о бездействии. Возможно, на такое поведение правоохранительных органов повлиял спонтанный характер манифестации», — пишет журналист.
В газете считают, что в России действует некая форма консенсуса между старым и молодым поколением, между крайне правыми и либералами относительно присутствия мигрантов в стране. «Коммунистов, националистов, либералов, приверженцев Путина — всех их объединяет одно — ксенофобия. Для них кавказец или выходец из Центральной Азии — причина всех бед», — пишет LeMonde.
Что касается других стран, то не осталась в стороне от обсуждения и Бельгия. Читатели главной франкоязычной газеты страны La Libre Belgique комментируют события. «Жители района утверждают, что речь идет о нелегальном иммигранте! О, эти русские, они умеют с первого взгляда определять регистрацию гражданина. Или они думают, что все лица „неславянской“внешности обязательно нелегалы? У нас это именуется обычным расизмом», — горячится Hucbald.
«Они не могут без сомнения говорить „выходец из Кавказа или Чечни“, как мы не можем говорить „выходец из стран Магриба“! Везде одно и то же! И мы еще говорим о правах человека!... Право на молчание!», — считает Hanne.
В заключение можно сказать, что реакция европейской
читательской аудитории оказалась неоднозначной. Кто-то считает российский народ
совершенно не сплоченным, страдающим из-за полного отсутствия толерантности,
обвиняют нас в ксенофобии и неэффективности миграционной политики. Другие, напротив,
полагают, что дела у нас идут лучше,
чем, скажем, во Франции, где с погромами в пригородах крупных городов пока
справиться не удается. «У русских есть национальное самосознание и они не
боятся это показывать миру», — пишет читатель
LeFigaro. Остается
надеяться, что проявление нашего самосознания в итоге выльется в более мирное
русло.