USD: 62,8083 | EURO: 71,3816 |
Сегодня: +14 | Завтра: +14 |
27 июня 2019. 03:42

Новости дня

26.06 17:31 > «Левада-центр»: 52% россиян назвали Россию «образцом для подражания»
26.06 16:50 > «Коммерсант»: грузинские вина снова могут запретить
26.06 16:04 > В Москве у здания Минстроя мужчина угрожал самосожжением
26.06 16:00 > Главу петербургского штаба Навального избили у избиркома «Екатерингофский»
26.06 15:30 > Бурятские эвенки обвинили компанию-дочку «Ростеха» в пытках, похищениях и поджоге поселка
26.06 14:48 > РЖД перестали продавать билеты до Шиеса
24.06 17:36 > Из-за взрывов на складе боеприпасов в Казахстане пострадали более 70 жителей
24.06 16:55 > Последняя прямая линия с Путиным оказалась самой малочисленной за последние семь лет
24.06 15:38 > Губернатор Хакасии удивился делу об оскорблении власти из-за поста про него в соцсетях
24.06 14:53 > Путин устроил внезапную проверку боеготовности Центрального военного округа
24.06 14:11 > В Курске дети попали мячом по машине полицейского. В ответ он открыл стрельбу
24.06 13:36 > Казахстанский город Арысь эвакуировали из-за взрывов на складе боеприпасов

Новости партнеров

29.10.2013 11:00

Без господдержки промпредприятие не сохранить

Павел Гарьевич, как сейчас работается «Звезде»? 

Этот год для предприятия завершается успешно. Мы не сокращали численность персонала — у нас как работали ранее чуть более 1,2 тыс. человек, так это количество и держится. По итогам года ожидаем приличный оборот — около 2 млрд рублей. Основная номенклатура нашей продукции также остается прежней — это дизели, дизель-генераторы и редукторы.  Правда, работать стало легче: в ноябре 2012 года «Звезда» получила статус единственного производителя дизельной продукции для военного кораблестроения, что дает нам возможность работать исходя уже из трехлетних планов. Легче еще и потому, что сейчас мы избавлены от участия в дурных в прямом смысле слова конкурсах, где среди участников тендера выступают фирмы и фирмешечки, которые за три рубля обещают, получив предоплату от государства, сделать дизель.

То есть по старой продуктовой линейке сейчас проблем нет?

Скажем так, многие из них сняты. И во многом это произошло после прихода Дмитрия Рогозина на пост куратора оборонно-промышленного комплекса. Он смог сделать техническую и организационную политику более четкой и более взвешенной. Сейчас организационно у нас остался нерешенным вопрос по обеспечению ремонта техники. В этом году об этом очень много говорит и сам Дмитрий Рогозин, и министр обороны Шойгу. Все понимают необходимость сопровождения всего жизненного цикла изделия, что предприятие-производитель должно не просто дизель сделать и под контролем военных сдать, но и еще и наблюдать за ним в дальнейшем, обеспечивать грамотный ремонт, поставлять оригинальные запчасти, учить эксплуатантов с ним работать. Но нормативных документов на этот счет до сих пор не существует, хотя на словах все и сказано. А ведь двигатели наши — это двигатели, пришедшие из авиастроения, они очень высокотехнологичны, это очень сложный продукт. В то же время эксплуатационная грамотность значительно снизилась за последнее время, и это еще одна причина к повышенному вниманию к проведению межзаводских ремонтов.

Ваше предприятие сейчас разрабатывает дизель нового поколения. В какой стадии находится проект?

Этот дизель сейчас — основная перспектива нашего развития. В ноябре 2011 года мы были признаны победителями конкурса, проводимого Минпромторгом в рамках федеральной целевой программы, и в 2012 году мы начали работы по этому проекту. Основная задача проекта — создание нового поколения дизельных двигателей мощностью от 400 до 1700 киловатт. Причем уникальность этой разработки в том, что применяться новые двигатели будут одновременно для судового, железнодорожного транспорта, для карьерной техники и для малой энергетики. Соответственно, новая конструкция должна подходить под требования всех этих четырех аппликаций и отвечать сегодняшнему уровню экономичности и экологичности.

Мы провели мониторинг компаний-разработчиков, провели тендер, потом еще тендер и выбрали  австрийскую компанию AVL, которая и стала инженерным партнером по разработке этого дизеля. С ними был заключен контракт на сумму более 10 млн евро на разработку и создание опытных образцов, доведение их до кондиции. И вот буквально пару недель назад, 18 октября, мы полностью приняли этап, связанный с эскизным проектированием. То есть разработчики уже нашли концептуальные новые решения по новому дизелю, по комплектации его основными агрегатами внешней комплектации, его размерности, сделали все расчеты. То есть мы получили облик нашего нового двигателя. А при сдаче этого этапа присутствовали ведущие конструкторы будущих наших потребителей — ЦМКБ «Алмаз», «БелАЗа», Värtsilä.

Когда ждать первых серийных образцов?

Следующий этап — создания двигателя в металле, формирование его первого прототипа. Потом последуют работы, связанные с доводкой этого прототипа, потом двигатель приедет на «Звезду» и будет проходить ресурсные испытания на стендах «Звезды». Мы планируем, что в 2015 году мы эту работу полностью закончим в полном соответствии с графиком, утвержденным Минпромторгом.

Новому двигателю потребуется новое производство?

Да, произвести этот двигатель — это вторая задача, более сложная. Нужно организовать новое современное производство. И если стоимость создания двигателя — около 1,5 млрд рублей, то стоимость организации нового производства — около 7 млрд рублей при экономически обоснованном уровне локализации 15–20%. И вот мы в течение года достаточно плотно работаем в поисках инвестора по реализации этого проекта, и работа эта вышла, я надеюсь, на финишную прямую.

В рамках этого направления у нас подписано соглашение с компаний RIKO (Словения) о строительстве завода под ключ. Строительство завода XXI века подразумевает не только возведение новой коробки и насыщение ее оборудованием, но и принципиально новую схему организации технологических линий, новую логистику. Ко всему прочему, новое производство даст 250 новых рабочих мест.

Новый завод будет как-то взаимодействовать с существующим производством?

Конечно. Но существующее производство не будет перестраиваться под новое. Это green-field: в чистом поле мы будем строить новый цех, который будет самодостаточным с точки зрения работы. Участие в непосредственном производстве имеющихся мощностей не предусматривается, хотя может быть использована территория для некоторой логистики. Под новое производство уже создано новое юрлицо, ООО «Звезда-Пульсар», дочерняя компания ОАО «Звезда».

Есть ли уже перспективы заключения контрактов на поставку новых двигателей? Заинтересованы ли потребители в инновации?

Мы сегодня работаем в поиске «якорных» потребителей продукции. И здесь мы имеем еще одну проблему, уже глобального характера. Дело в том, что в нашей стране, так получилось, что отрасль дизелестроения как отрасль выпала, она никак не регулируется государством. Хотя, как мне кажется, рынок емкостью около 45 млрд рублей в год достоин того, чтобы оказывать ему некоторое внимание со стороны органов государственной власти. Ведь это не только налоги, не только кадры, наука и технологии, но это еще и вопросы безопасности страны, как прямо, так и косвенно. Это не мои слова, есть специальное выступление президента, который эту тему озвучил.

Дизелестроители остались сами по себе?

В общем, да. Мы имеем какую-то отраслевую разбивку в Минпромторге, мы имеем какую-то отраслевую разбивку по министерствам: транспорта, энергетики. И так получилось, что в этой отраслевой разблюдовке дизелестроение выпало целиком и полностью. Оно не регулируется никак и ничем. Единственный аналог — Объединенная двигателестроительная корпорация в рамках ГК «Ростех», но она совершенно конкретно нацелена на авиастроение и никуда дальше. Уникальность же дизелей в том, что это продукт очень широкого применения: в энергетике, Минобороны, индустриальный сектор. Вот и получается у семи нянек дитя без глазу.

В ФЦП «Развитие технологической базы РФ» есть подпрограмма по развитию дизелестроения. И все. И даже в рамках этой программы не существует межведомственного координирующего органа, который бы мог результаты этой программы внедрять во все смежные отрасли. Надо сказать, что в этом плане определенную инициативу проявляло и наше Северо-Западное полпредство, и губернатор, которые поддерживали необходимость создания координирующего органа. И были соответствующие письма и обращения в Минпромторг, и совещание при участии Дмитрия Рогозина прошло год назад. Тогда и губернатор, и тогдашний полпред Николай Винниченко говорили о необходимости создания такого координирующего органа и предлагали сформировать такой центр здесь, на Северо-Западе.

Но тут вмешались определенные межтерриториальные игры: аналогично за это же борется Москва, Казань. И в результате такого центра до сих пор нет. Хотя 20 сентября я встречался и беседовал и с главой Минпромторга, с замминистра Алексеем Рахмановым по его поручению. Итог — 20 сентября создана такая межведомственная рабочая группа, состоящая из 70 человек, которая должна будет курировать результаты этой федеральной целевой подпрограммы «Дизелестроение» на будущее. Планируется, что в начале ноября будет первое заседание этой группы.«Будем посмотреть», как говорится.

Вы в нее входите?

Да.

Совсем недавно «Звезда» получила еще одно поручение по линии Минпромторга, связанное с созданием центра редукторостроения.

Это чрезвычайно интересная работа. С точки зрения технологической сложности зачастую уровень сегодняшних редукторов, которые мы производим, не уступает по технической сложности самим дизелям. За десять лет «Звезда» наработала колоссальный опыт в этом направлении. Ведь раньше, в советское время, специализированный центр редукторостроения был в Николаеве. Так исторически сложилось, что Николаев больше не относится к нашей стране, и те технологии, которыми он в свое время обладал, не являются нашими, российскими. То есть мы являемся в некоторой степени зависимыми от сопредельного государства.

И вот на правительственном уровне поставлена задача от этой зависимости уйти. «Звезде» в целевом порядке поручено организовать на существующей базе центр редукторостроения. Это поручение в рамках ФЦП «Развитие ОПК». Начало реализации проекта — 2014 год, в этом году мы готовим этот проект. Проект рассчитан на три года, общий объем финансирования — 1,4 млрд рублей. Подразумевается как приведение в порядок имеющихся зданий и сооружений, а это корпус площадью 12 тыс. кв. метров, так и насыщение его необходимым оборудованием для производства всего ряда редукторов для потребностей военного кораблестроения. Хотя назначение у центра более широкое, продукция может использоваться не только для военного, но и для гражданского назначения.

Форма реализации проекта — в чистом виде государственно-частное партнерство. Очень интересный пример как для дизелестроения, так и для редукторостроения. Если в дизелестроении мы разрабатываем новый дизель на условиях софинансирования 50 на 50 и понятно, что мы ожидаем получения инвестиций и от государственных инвестиционных структур под создание производства новых дизелей, то в рамках редукторостроения планируется вот эти инвестиции 1,4 млрд рублей получить в обмен на эмиссию дополнительных акций со стороны предприятия. Выкупать допэмиссию будет Минпромторг.

До сих пор «Звезда» развивалась самостоятельно, все ваши проекты реализовывались на городском уровне. Как получилось, что вы пошли на федеральный уровень?

То, что мы попали в ФЦП, — удача. В какой-то момент стало понятно, что следующий этап развития в нашей отрасли возможен лишь при интеграции с государством. Попытки найти партнеров на Западе не привели ни к чему — мы им неинтересны и не нужны ни в коей степени, и после любых слов о сотрудничестве западники сразу все прекращают, особенно что касается трансфера высоких или даже управленческих технологий. Здесь очень жестко действует экономика. Самостоятельно развивать эту отрасль невозможно.

Речь идет о дизелестроении или обо всем машиностроении?

Машиностроение, в отличие от ряда других отраслей, имеет очень серьезную нагрузку на основные средства, обязательные для организации деятельности. Вот, например, у нас на «Звезде» порядка 3000 единиц оборудования для обеспечения всех технологических переделов. Для того чтобы иметь эти переделы качественными, оборудование должно обновляться. Чистая математика: 3000 единиц оборудования обновляются раз в 10 лет, необходимо в год обновлять 300 единиц. В среднем в машиностроении единица оборудования стоит около 100 тыс. евро, получается сумма вложений 30 млн евро в год. Никакая промышленная маржа этого сделать не позволит. А ведь это только производство, а есть еще и наука, технологии, кадры… Существующее налогообложение не позволяет нам формировать фонды достаточные, чтобы содержать оборудование и вкладываться в науку и кадры. Возможность сохранения предприятия только одна: если есть дополнительный источник финансирования. В промышленности это может быть либо иностранное предприятие, так как инвестиционные институты в данном случае не работают: срок окупаемости проекта в промышленности в лучшем случае 10 лет, таких инвестиций мы не найдем. Стоимость наших внутренних инвестиций не позволяет обеспечить никакую экономику, поэтому единственный источник в данном случае — это средства бюджета. Федеральные программы, федеральные целевые программы, они работают, главное вовремя включиться в эту работу. Нам, к счастью, удалось. Правда, от тех моментов, где надо было участвовать в софинансировании или в передаче акций, мы не отошли, чтобы сохранить «Звезду».  

В 2010 году на «Звезде» начал работу Центр коллективного доступа предприятий. Оправдал ли этот проект возлагаемые на него надежды?

С моей точки зрения это абсолютно удачный проект, организация центров компетенций необходима. К сожалению, он остался единственным, хотя следовало бы развивать этот опыт и насыщать город такого рода центрами. Кто-то силен в механической обработке, кто-то в гальванике, кто-то в термообработке, кто-то в других видах обработки и наличие таких центров было бы абсолютно правильным решением. По этому пути прошла вся западная экономика, обеспечив очень глубокую степень специализации и кооперации промышленных предприятий.

Стоимость пользования услугам ЦКД минимальна, но сказать, что малые предприятия в очередь стоят, к сожалению, нельзя. Во-первых, у нас не так много малых предприятий, занимающихся на сегодня механообработкой. Во-вторых, Фонд поддержки промышленности практически прекратил активное продвижение ЦКД, также остановилась работа по созданию системы мониторинга технологических компетенций. Ведь вопрос кооперации в первую очередь упирается в вопрос информационного обмена и информационного обеспечения. Сегодня, к сожалению, мы находимся в том же информационном вакууме, что и 20-30 лет назад. То есть если директор знает, что на соседнем заводе появились какие-то технологическое оборудование и мощности, то он может, если у него хорошие отношения с тем директором, связаться с ним — и тогда да, есть шанс, что межзаводская кооперация появится. Других шансов практически нет.

«Звезда» занимает огромную по нынешним временам территорию. Есть ли планы по ее развитию?

Действительно, территория завода — 68 га. Ранее это было обосновано, сейчас экономически нецелесообразно. Но мы исходили из того, что территория завода должна сохраниться как индустриальная зона, это наиболее эффективное использование. И самое интересное для меня. У нас есть концепция развития на неиспользуемой территории индустриального парка, и мы ее реализуем. Сейчас у нашего парка уже пять резидентов, которые производят автокомпоненты, спортивные тренажеры, специальное оборудование для промышленных складов. В проект индустриального парка вложено на сегодня более 200 млн рублей, при партнерстве с банком «Санкт-Петербург». Ведь промышленному инвестору, приходящему в город, важно быстро наладить производство. У нас же есть вся инфраструктура, и от начала переговоров до начала производства на территории «Звезды» проходит полгода.

Многие руководители промышленных предприятий говорят о том, что им не хватает четкой стратегии развития на уровне города. Вы с ними согласны?

При предыдущем губернаторе, Валентине Ивановне Матвиенко, в Петербурге был создан Промышленный совет, по инициативе которого был разработан и принят закон о городской промполитике. Потом, по инициативе того же Промышленного совета, была разработана долгосрочная стратегия развития петербургской промышленности. Она была одобрена, но официального утверждения ее на правительстве города не произошло. Когда поменялась команда в городе, пришли новый губернатор и новая команда, то к концепции было отношение некоторое время как к антипромышленному документу, который приводит к убиению остатков промышленности в городе в силу интересов девелоперского бизнеса.

Это о «сером поясе» и необходимости его вывода за пределы города?

Да, о нем. Хотя в реальности концепция ни в коей мере не страдала озабоченностью вывода мощностей из центра города. Наоборот, задачей было развитие экономики в целом с приоритетом развития промышленности, высокотехнологической промышленности, исторически являвшейся одним из столпов развития города.

Потом появилась идея, связанная с созданием городского стандарта по развитию промышленности. Городской стандарт — как набор нормативных документов, более идеализирующих подход города к проблеме промышленности, стандарт, который должен работать независимо от одной-второй-третьей-четвертой команды или отдельных персон, набор принципов. В принципе такая идеология была поддержана и промышленным сообществом, но на возобновленном Промышленном совете, который начал проходить под руководством Георгия Сергеевича Полтавченко, было принято решение доработать существующую концепцию, актуализировать ее. Ведь прошло три года, случились определенные события, кризисы прошли, майские указы вышли, напрямую касающиеся развития промышленности, их тоже нужно каким-то образом туда вписать. В течение лета, сентября, октября проходило обсуждение концепции с участием руководителей предприятий, ученых. Я надеюсь, что до конца этого года эта концепция будет принята на Промышленном совете и утверждена правительством как определяющий документ для дальнейшей организации работ органов госвласти. Соответственно, планы, которые будут строиться, бюджеты, которые будут закладываться, они будут опираться на эту долгосрочную концепцию развития промышленности.

И эта концепция войдет в программу социально-экономического развития города?

Действительно, такая стратегия сейчас разрабатывается, но это более емкий документ, который должен интегрировать в себе все аспекты развития города, стыковать балансовые, социальные, территориальные показатели, учитывать экономические, географические параметры. В рамках этой стратегии одна из основных задач, чтобы блок, связанный с промышленностью, был туда максимально полно включен, и я рассчитываю, что концепция, которую мы сейчас принимаем, станет базовой для развития промышленности.

Есть уже какие-то наработки в этом направлении?

Там очень большое количество вопросов. Стратегия должна быть 5 ноября опубликована на сайте «Стратегия 2030». Но сроки, в которые предлагается ее принять, несколько настораживают: есть опасения, что это будет формальный подход, «для галочки». А ведь очень важно, чтобы этот документ стал разумным, работающим, рабочим документом. Но все прекрасно понимают, что сложно выстроить рабочую концепцию развития города, не имея информации о путях развития его основных предприятий, например, «Балтийского завода», «Адмиралтейских верфей». Эти предприятия сегодня целиком и полностью подконтрольны госкорпорациям, и город в их судьбе практически не участвует. То же касается и предприятий, входящих в структуры ОДК, «Алмаз-Антея», «Газпромбанка»…А ведь для того, чтобы выстроить вектор развития города, нужно иметь взаимосвязь с крупными корпорациями и стратегиями. И с этим-то как раз и проблемы, корни которых в уже декларировавшейся политике центра: региональные власти в регулирование промышленности не вмешиваются. В общем, опять же — будем посмотреть… 

Справка о предприятии

ОАО «ЗВЕЗДА» — крупнейший в России производитель легких компактных высокооборотных дизельных двигателей многоцелевого назначения. Предприятие основано в 1932 году. Основными видами деятельности ОАО «ЗВЕЗДА" являются разработка, производство, реализация и сервисное обслуживание дизельных двигателей, дизель-генераторов и автоматизированных дизельных электростанций, дизель-редукторных и иных агрегатов, реверс-редукторных передач, поставка запасных частей, сервисное обслуживание и ремонт выпускаемой продукции.

ОАО «ЗВЕЗДА» является членом Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, Российского союза машиностроителей.

ОАО «ЗВЕЗДА» — участник Финансово-промышленной группы «Скоростной флот».

Новости партнеров


Фоторепортажи

11 июня >

Постой, паровоз! РЖД построила дорогу к парку «Рускеала» и пустила по ней ретропоезд для туристов из Петербурга

Посмотреть на красоту Карелии стало проще, быстрее и безопаснее.
27 мая >

Стиляги, троллейбусы и клоуны. Посмотрите фотографии «Телеграфа» с Дня города

День рождения Петербурга отметили парадом ретроавтомобилей и рекордом барабанщиков.
3 мартa >

Весне дорогу! Петербуржцы показали город после зимней грозы

«Телеграф» собрал фотографии пользователей из Instagram, на которых видно, как город замело снегом всего за несколько часов.
24 февраля >

Туманный Петербург. Пользователи Instagram показали, как выглядел город утром

«Телеграф» собрал в соцсетях снимки пользователей.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях