Лет пять назад голландский фотограф, клипмейкер и кинорежиссер Антон Корбайн (или Корбийн, как его именуют некоторые), представляя свою работу «Контроль», повествующую о жизни и смерти экс-лидера группы Joy Division Йена Кертиса, сказал примерно следующее: «Описывать истории жизни таких звезд, как Кертис, — это все равно что рассказывать историю жизни Христа — все знают, что в конце главный герой умрет, и главное — увлекательно рассказать о том, как он жил до этого». Эта схема, по сути, подходит для байопика — фильма-биографии любой из звезд, как ныне живущих, так и умерших. Если говорить о «Социальной сети», то все знают, что Цукерберг сейчас сказочно богат и при этом прижимист, но режиссеру Дэвиду Финчеру удалось так интересно рассказать о том, что предшествовало богатству основателя Facebook, что предсказуемый и всем известный финал никого не волнует. О фильме «Джобс. Империя соблазна» такого не скажешь: сюжетные ходы банальны и невразумительны, и к канонической истории о гении, сначала уволенным из собственной компании, а потом вернувшимся в нее, режиссер ничего нового не добавил.
«Пятая власть» — это все-таки тот же случай, что и картина о Джобсе: скучное перечисление фактов плюс слабая попытка раздуть пародию на шпионский детектив из ничего. Хотя нет, кое-что мне все-таки понравилось: приятно было посмотреть на родные лица Дэвида Тьюлиса («7 лет в Тибете») и Морица, извиняюсь, Бляйбтроя («Беги, Лола, беги»), интересно было узнать, что мать Ассанжа состояла в христианской секте, в которой детей заставляли красить волосы, дабы они выглядели седыми, а также забавно было посмотреть на известного многим зрителям по роли Шерлока Холмса актера Бенедикта Камбербэтча, загримированного под альбиноса, смахивающего на гражданку Швеции или Финляндии в мужской одежде. Но на главные вопросы, которые должны возникнуть у любого зрителя, — «А зачем, собственно, Ассанжу все это было надо? С какого перепоя он начал этим заниматься?» — фильм ответа не дает. Нет, ну можно, конечно, из контекста догадаться, что наш Джулиан — этакий киберпанк и интернет-революционер, который борется за свободу слова во всем мире, но это лишь догадки.
Ассанж в исполнении Камбербэтча ездит из страны в страну с рюкзаком и ноутбуком, поражает окружающих своей неадекватностью и высокомерием, журналисты им восхищаются, а американских дипломатов из-за него увольняют — вот, в общем-то, и весь сюжет фильма. Правда, в нескольких фрагментах картины появляются агенты ЦРУ, про которых редактор The Guardian говорит что-то вроде: «Это американские шпионы, они цивилизованные, а вот русские шпионы — другое дело, с ними было бы сложнее», но этим штрихом детективная интрига фильма исчерпывается.
Все-таки залог успеха подобных фильмов — это личность режиссера. Снимай Дэвид Финчер «Пятую власть», он сделал бы из нее конфетку. А режиссер «Сумерек» Билл, извиняюсь, опять же Кондон — вероятно, не самый подходящий вариант для такого фильма. Впрочем, если вы, что называется, тащитесь от Ассанжа и хотите узнать о нем больше, эта картина — для вас. Приятных всем выходных!