Какие выводы нужно сделать государственным службам Латвии, ответственным за чрезвычайные ситуации?
Во-первых, мне кажется, что мы выглядим странно во время праздников, демонстрируя пару местных недействующих или полудействующих танков. При этом, как мне кажется, главным родом войск в Латвии должна быть именно гражданская оборона, а не имитация какой-то другой обороны. Если бы я видел, что у нас есть техника, которая может помочь в таких ситуациях, и обученные людские ресурсы... У нас часто бывают паводки или случаи, связанные с химическими веществами. Это и есть главная опасность для нашей страны.
Если мы посмотрим на вчерашнюю ситуацию и роль в ней нашей армии — они туда приехали, а потом уехали потому, что не были обучены и службы спасения решили обойтись без них. Это немного пугает и еще хуже смотрится на фоне того, как министр обороны (Артис Пабрикс недавно высказывался в пользу сноса памятника Воину-освободителю в Риге. — Прим. ред.) неделю назад пиарился с разными заявлениями по поводу памятников и другими вещами.
Премьер-министр оперативно приехал на место трагедии. Это правильная реакция?
Это история, взволновавшая меня. Вчера туда приехали премьер-министр (Владистав Домбровскис) и министр внутренних дел (Рихард Козловскис), и они научились у глав других стран, у того же Владимира Путина, например. Вот он (Домбровскис) туда приехал и выразил всем соболезнование, но забыл еще предупредить экстренные службы о том, что необходимо бесплатно лечить пострадавших. Потому что сегодня утром был ажиотаж в социальных сетях. Оказывается, с людей, которых отвезли в больницы, потом требовали по 20 евро за обследование. Это же дурдом.
Если мы смотрим сюжеты о катастрофах в России, то обычно с главой государства приезжает министр здравоохранения и чрезвычайных ситуаций. Министры заявляют о готовности больниц принять пострадавших. Этого у нас не было.
Будут ли наказаны виновные в трагедии?
У нас это первый подобный трагический случай, и у нас нет практики ликвидации чрезвычайных ситуаций. Еще недавно, до принятия нового закона о строительстве, люди приносили свои проекты, их одобряли, смотрели, и ответственность была на том, кто утверждал проект. Сейчас есть новый стандарт, предполагающий ответственность сертифицированных специалистов. Это инженеры, руководители компаний.
Это, по большому счету, первый такой случай. Вопрос стоит о наказании виновных. Не то, что кто-то должен сидеть, но если мы говорим о том, что есть какая-то доля ответственности, тогда это будет очень знаковый показатель того, как эта ответственность действует. Нельзя допустить, чтобы на крыше ставили конструкцию, которая ломается, падает на людей, а за это никто не отвечает.
Будут ли отставки высокопоставленных чиновников?
После того как у нас горел Рижский замок (резиденция президента Латвии загорелась 21 июня 2013 года, пожар нанес огромный ущерб зданию. — Прим. ред.), чиновники очень долго говорили о том, как мы не готовы, и у нас есть только одна пожарная лестница нужной высоты. Прошло несколько месяцев, опять тот же министр в тех же погонах и с тем же выражением лица говорит о том, как мы готовы — не готовы. Разве это должно и дальше так продолжаться от одного случая к другому? Думаю, что сейчас меры будут приняты и сделаны оргвыводы.
Беседовал Сергей Ковальченко