Модернизация старых и создание новых технологических мощностей ОАО «Петролеспорт» являлись частью комплексного проекта по реконструкции морского порта Санкт-Петербург. После реализации всех мер предполагалось, что они позволят увеличить грузопотока существующего контейнерного терминала «Петролеспорта» на 1,8 млн TEU в год, до 2,2 млн. TEU в год к 2023 году.
Для этого планировалось провести реконструкцию причалов порта, акватории порта в районе Лесной гавани, Барочного, Восточного и Екатерингофского бассейнов, в том числе снести часть острова Кривая дамба, который мешает прямому подходу судов к причалам «Петролеспорта».
Основными участниками проекта являются ФГУП «Росморпорт» и ОАО «Петролеспорт». К настоящему времени последний разработал и передал в «Росморпорт» всю проектную документацию. А в 2011 году «Петролеспорт», учитывая наличие используемой федеральной собственности, заключил с Минтрансом соглашение о взаимодействии при реализации своего масштабного проекта.
Общая стоимость проекта оценивалась в 30 млрд рублей, из которых 4,2 млрд должен был инвестировать «Росморпорт». Однако проект «Петролеспорта» сразу же вызвал возмущение экологической общественности, говорившей о тяжелых последствиях дноуглубления и, в основном, сноса острова Кривая дамба.
В результате проектно-изыскательских работ был определен объем грунта, подлежащий утилизации при сносе Кривой дамбы: 1,628 млн куб. метров. Из них для чуть более 1 млн куб. метров «Петролеспорт» собирался использовать для намыва на месте Восточного бассейна, а 547,5 тыс. куб. метров были признаны непригодными для образования территории.
Проблема, где утилизировать такой объем опасных отходов, в итоге стала неразрешимой. Ведь мощности ближайшего специализированного отвала ГУП «Ленводхоз», расположенного в устье реки Красненькая, давно исчерпаны.
Кроме того, выяснилось, что до сих пор инвесторы не урегулировали вопросы с оформлением правоустанавливающих документов на земельный участок части острова Кривая дамба, подлежащей сносу.
Этот комплекс проблем привел к тому, что Минтранс отказался от реализации этого проекта. «В связи с тем, что продолжение работ по реализации проекта нецелесообразно, принято решение о расторжении государственного контракта на проектирование. В настоящее время ведется согласование данного соглашения с генеральным проектировщиком», — сообщают в ведомстве.
Ранее работы по сносу части острова Кривая дамба и последующей утилизации грунта эксперты оценивали в сумму около 10 млрд рублей.