Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" внесен депутатами от КПРФ Тамарой Плетневой, Андреем Андреевым, Ольгой Алимовой, Сергеем Обуховым и Алексеем Корниенко.
Необходимость введения лицензирования производства пива депутаты объясняют тем, что сейчас вся алкогольная продукция, кроме пива, подлежит лицензированию – хотя пиво тоже является алкогольной продукцией, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции. Это является государственной преференцией пивоваренной отрасли, указывается в пояснительной записке к законопроекту.
Контроль же производства пивоваренной продукции на уровне государства ведется только в части налогообложения, уплаты акциза и наличию автоматических средств измерения и учета объема готовой продукции для производителей пива свыше 300 тыс. дал в год.
При этом, по данным федеральной налоговой службы, в 2012 году пивоварами было произведено 974 млн дал пива и уплачено в бюджет 114,6 млрд рублей налогов. "А 86% российского рынка пива на сегодняшний день принадлежат крупным международным пивоваренным компаниям: Хайнекен, Карлсберг, Инбев, Эфес-Сабмиллер, и лишь оставшиеся 14% принадлежат российским пивоваренным заводам", — говорится в пояснительной записке.
Одновременно, в связи с новым порядком распределения акцизных доходов по бюджетам разных уровней, налоговые поступлений от производства и реализации данной продукции влияют на наполнение региональных бюджетов. В соответствии с принятыми повышающимися ставками акцизов (18 рублей за 1 литр в 2014 году, 20 рублей за 1 литр в 2015 году, 21 рубль за 1 литр в 2016 году) лицензирование производства пива просто необходимо — так как при отсутствии оного недобросовестным производителям будет выгоднее уходить от уплаты налогов ( уходить в тень), и бюджеты всех уровней недополучат налоговых поступлений, объясняют авторы законопроекта.
«Под теневым рынком подразумевается разница между задекларированными объемами производства и реализуемыми объемами в рознице. Если ранее разница не превышала 1–3%, что можно было считать погрешностью измерений, то теперь разница выросла до 5-6% и растет дальше», — обеспокоены депутаты.
При этом льготные условия государственного регулирования для производителей пива до 300 тыс. дал в год (для минипивоварен) предлагается сохранить.
Предполагается, что соответствующий федеральный закон вступит в силу уже с 1 июля 2014 года.
Со своей стороны ужесточить контроль за пивоваренной отраслью собирается и Росалкогольрегулирование, которое разработало законопроект об обязательной установке ЕГАИС на пивзаводах.
Ведомство собирается таким образом бороться с нелегальным алкоголем: его, по подсчетам Счетной палаты, в России уже до 30%. А учитывая значительный рост акцизов, эта проблема будет лишь усугубляться.
При этом пивоваренная отрасль находится в кризисе. По официальным данным Росстата, производство пива в России в январе-ноябре 2013 года сократилось на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. По прогнозам Союза российских пивоваров, падение рынка в 2013 году составит около 10%, а до конца 2014 года рынок упадёт на 25–30% (по сравнению с 2008 годом). В ноябре свой прогноз опубликовала Carlsberg: рынок сократится еще на 7–9%.
Несколько пивоваренных компаний уже официально объявили о закрытии своих заводов в России. Так, летом "САН ИнБев” сообщила, что закрывает завод в Новочебоксарске. Компания объясняла это очень жестким регулированием пивоваренной отрасли в России. Действительно, в 2009-2013 годах ставка акциза на пиво выросла в 5 раз (с 3 рублей за литр до 15 рублей за литр), также был введен запрет на реализацию пива через торговые киоски.
В ноябре стало известно о том, что турецкая Anadolu Efes закрывает два своих российских завода — в Москве и в Ростове-на-Дону. Причина та же — ужесточение регулирования отрасли со стороны государства (увеличение акцизов, запрет продаж пива через нестационарные торговые объекты, ограничение коммуникаций с потребителями).