USD: 73,5453 | EURO: 89,2546 | Сегодня: -11 | Завтра: -10
17 января 2021. 06:26

09.10 16:42 > Каждый десятый житель Швеции покупает в секонд-хендах один килограмм одежды в год
09.10 13:49 > В Архангельске по подозрению в педофилии задержали исполняющего обязанности министра образования Гнедышева
09.10 12:50 > Нобелевскую премию мира получила продовольственная программа ООН, которая борется с голодом
09.10 11:23 > Экоактивисты США запустили кампанию с целью привлечь молодежь к предстоящим президентским выборам
09.10 09:36 > ВОЗ: зафиксирован рекордный суточный прирост новых случаев COVID-19 в мире
08.10 17:43 > МВД: Тихановскую объявили в розыск в России из-за общей базы данных с Белоруссией
08.10 17:33 > В Приморском крае стартовала антибраконьерская операция «Путина»
08.10 16:42 > Принц Уильям учредил экопремию из-за расстроенного фильмом о вымирании видов семилетнего сына
08.10 15:30 > Финны сначала понервничали из-за запрета Путина на вывоз древесины, но потом успокоились
08.10 14:38 > Роспотребнадзор оценил ущерб от разлива авиационного топлива в Таймырском районе в 398 млн руб
08.10 13:06 > Золотодобытчики загрязнили больше 3 тысяч километров амурских рек
08.10 11:58 > РБК: в Москве увеличилось число кремаций из-за пандемии коронавируса
27.01.2014 19:14

Россиян может подкосить туберкулез, устойчивый к известным антибиотикам

Международная группа ученых из России, Великобритании, Финляндии и Германии выяснила, что возбудитель туберкулеза в Самарской области приобрел комплекс мутаций, которые обеспечивают бактериям защиту от лекарств и помогают эффективнее распространяться.

Туберкулез представляет большую проблему для России и всей территории постсоветского пространства. В последние годы показатель общей заболеваемости в нашей стране колеблется от 68 до 85 человек на 100 тысяч жителей.

В период с 2008 по 2010 год ученые в рамках большого международного проекта обследовали 2348 пациентов Самарского областного туберкулезного диспансера и выделили около тысячи штаммов вызывающей болезнь бактерии Mycobacterium tuberculosis. Затем специалисты университета Королевы Марии в Лондоне (QMUL) расшифровали геном каждого штамма и обнаружили неизвестные ранее мутации.

Как сообщается в статье, опубликованной в издании Nature Genetics, почти половина исследованных бактерий обладала устойчивостью к двум основным антибиотикам, которые используются при лечении туберкулеза. Еще 16% оказались не восприимчивы к более дорогим и эффективным препаратам второго уровня, которые назначают в особо тяжелых случаях.

Антибиотики блокируют важные жизненные функции бактерий, например, производство белков или строительство клеточных стенок. Мутации генов, задействованных в этих процессах, могут повысить резистентность бактерий к тем или иным препаратам, но при этом снижают скорость распространения микроорганизмов. Однако последние лабораторные эксперименты показали, что бактерии могут развивать дополнительные мутации, которые компенсируют действие первых и возвращают способность патогенов к быстрому размножению.

Команда под руководством Френсиса Дробневкого (Francis Drobniewski) обнаружила такие мутации у 400 самарских штаммов, устойчивых к одному из наиболее распространенных противотуберкулезных антибиотиков − рифампицину.

Анализ также помог выяснить происхождение бактерий, вызывающих заболевание в Самарской области. Две трети устойчивых штаммов относятся к специфической российской подгруппе, выделившейся из пекинской линии. Остальные происходят от европейских и американских генетических групп.

Специалисты обеспокоены появлением новых патогенных форм, устойчивых к лечению и сохраняющих высокую скорость распространения. Однако принятие со стороны государства комплексных мер, направленных на своевременное выявление опасных штаммов и подбор наиболее эффективных препаратов, может исправить ситуацию и предотвратить широкое распространение резистентных бактерий.