USD: 78,8699 | EURO: 92,6011 | Сегодня: +9 | Завтра: +8
Новости экологии и политики
30 октября 2020. 05:07

Новости дня

09.10 16:42 > Каждый десятый житель Швеции покупает в секонд-хендах один килограмм одежды в год
09.10 13:49 > В Архангельске по подозрению в педофилии задержали исполняющего обязанности министра образования Гнедышева
09.10 12:50 > Нобелевскую премию мира получила продовольственная программа ООН, которая борется с голодом
09.10 11:23 > Экоактивисты США запустили кампанию с целью привлечь молодежь к предстоящим президентским выборам
09.10 09:36 > ВОЗ: зафиксирован рекордный суточный прирост новых случаев COVID-19 в мире
08.10 17:43 > МВД: Тихановскую объявили в розыск в России из-за общей базы данных с Белоруссией
08.10 17:33 > В Приморском крае стартовала антибраконьерская операция «Путина»
08.10 16:42 > Принц Уильям учредил экопремию из-за расстроенного фильмом о вымирании видов семилетнего сына
08.10 15:30 > Финны сначала понервничали из-за запрета Путина на вывоз древесины, но потом успокоились
08.10 14:38 > Роспотребнадзор оценил ущерб от разлива авиационного топлива в Таймырском районе в 398 млн руб
08.10 13:06 > Золотодобытчики загрязнили больше 3 тысяч километров амурских рек
08.10 11:58 > РБК: в Москве увеличилось число кремаций из-за пандемии коронавируса
27.01.2014 16:42

«Улица Жизни» – история блокады в изложении-лайт

Смольный доволен – нет отбоя от желающих погулять по «Улице Жизни», в которую в эти дни превращена Итальянская улица, в годы войны носившая имя улица Ракова, пофотографироваться на фоне отреставрированных и сияющих краской старых трамвая и троллейбуса, ярко-красной пожарной машины, в трамвай стоит очередь, сигнальный трамвайный звонок непрерывно звонит. Закрыт мешками с песком, установленный в 2001 году памятник Тургеневу, многие уверены – он и в войну тут стоял, на блокадной полуторке надпись о Ленинградском фронте сделана бросающимся в глаза компьютерным шрифтом.

Бутафорские ежи без проблем сочетаются с вывесками ресторанов на Малой Садовой. Зато народ изучает историю – утверждают городские власти. Да, получилось «изучение-лайт» - далеко ходить не надо, ни в музеи, ни на Дорогу Жизни и Зеленый пояс Славы, ни на Пискаревское, читать тоже не надо и головой работать – все доставили в лучшем виде бесплатно, и ужасов никаких – под бодрые идеологически выдержанные старые репортажи и патриотическую музыку.

Огламуренная получилась история. Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы увидеть старую технику и старые плакаты. Но вот души на «Улице Жизни» не оказалось. Судеб, пережитого, ленинградцев, их боли, их борьбы за то, чтобы в нечеловеческих условиях остаться людьми, как писала Берггольц в «Февральском дневнике»: «Но тот, кто не жил с нами, - не поверит, что в сотни раз почетней и трудней в блокаде, в окруженье палачей не превратиться в оборотня, в зверя» …

Ребята-экскурсоводы, работающие, кстати, абсолютно бесплатно и добровольно, и за это им спасибо, стараются. Им заранее раздали материалы, они выучили. Но – задашь вопрос, который чуть-чуть отступает от методички – все, поставил в тупик добровольца. Он не знает ответа. Про Ладожскую трассу и полуторки рассказал, но вот каким образом ленинградцев до Ладоги доставляют – не знает. «Наверное, на автомобилях», - предполагает студент-волонтер. Не сказал ему никто, а сам не прочитал, как тащились до Финляндского вокзала полуживые нагруженные скарбом люди, как сидели двое-трое суток там, пока не подадут паровоз, как мучительно добирались до Борисовой Гривы – по тридцать часов, бывало, шли поезда…

Составлявший методичку не забыл упомянуть и страшное преступление – людоедство, потому что явно волонтерам об этом вопрос зададут. Доброволец вопроса ждать не стал, сам рассказал – всего сто случаев в городе, причем только два преступника – коренные ленинградцы. Лучше бы молчал вообще. Есть в открытом доступе страшная статистика в докладной записке ленинградского военного прокурора Панфиленко, датированной 21 февраля 1942 года – к уголовной ответственности привлечено 886 человек, уроженцев Ленинграда – 131. И только 2 % из всех этих людей имели в прошлом судимости. Тема блокадная – страшная, героическая и трагическая. Так не лучше ли было не волонтеров привлечь, а профессионалов – историков, краеведов, музейщиков? Ведь восемь миллионов городской бюджет на это дело выделил.

Любая реконструкция – это игра, играть в голод и смерть Ленинградской блокады нельзя. Этого власти не поняли. Зато журналистская братия с радостью подхватила и понесла – «Блокадный трамвай приехал на Улицу Жизни», «В Петербурге появилась блокадная улица» и т.д., а вот еще перл, от которого оторопь берет, цитирую некий портал Ридус: «На этой улице на протяжении всей блокады из Дома Радио до горожан доносились ободряющие слова сотрудников радиостанции. Эти слова потом транслировались Москвой на всю страну. Во время блокады улица носила название Ракова и была культурным центром жизни осажденного Ленинграда. Здесь располагался Театр Музыкальной комедии, который не переставал давать веселые оперетты для горожан. А в театре имени В. Ф. Комиссаржевской, в 1942 году была показана пьеса Константина Симонова «Русские люди», а так же прозвучала симфония Шостаковича, известная как «Ленинградская».

Так и хочется после такого спросить у Смольного – вы, граждане, этого добивались? Этой дезы, растиражированной в Сети для народа, который и так про блокаду ничего не знает? Вы этого добились. Ага, на протяжении всей блокады доносились до граждан ободряющие слова прямо с улицы, да еще на Москву транслировались. Не знаете, что страна не знала истинного положения Ленинграда. О голоде запрещено было говорить, цензура вымарывала все о голоде из писем ленинградцев? Берггольц пишет в дневнике, что ей в Москве на радио, когда она там в сорок втором была, запретили даже произносить слово «дистрофия». А Театр Музкомедии только до декабря 1941 года на Ракова работал, потом в Александринку переехал. Ну а уж ляп про Седьмую симфонию просто фееричен. Это журналисту волонтер рассказал? Откуда такая ошибка? И сами-то слова каковы, про «центр культурной жизни» и «не переставал давать веселые оперетты». Прямо нон-стоп веселились.

Отмечу два плюса проекта – огромный экран, где транслировалась блокадная хроника, кстати, есть фильм Сергея Лозницы, смонтированный из пленки, заснятой теми самыми сорока блокадными операторами – без закадрового текста и музыки он бьет прямо в цель. Хорошо, что на экране демонстрировали и фотоработы Сергея Ларенкова – блокадное прошлое проступает сквозь современный Петербург, оно здесь, среди нас. И второй плюс – на досках укрепили подлинные фото и информацию – какие объекты подвергались обстрелу, какие были укрыты, где были районные морги, как спасался город. Только факты и адреса – можно прочесть, сопоставить, приехать потом. Кстати, указан морг и в ныне уничтоженной церкви на Фарфоровском кладбище. А сколько нынешние власти нам втирали, что не хоронили там никого в блокаду…

…Иду по Итальянской. С ряженым в военной форме – очень корпулентным широколицым гражданином, даже отдаленно не напоминающим оголодавшего (а военные тогда тоже голодали, вспомните Гранина «Мой лейтенант»), фотографируется парнишка на память. Говорю ряженому гражданину: «на блокадника вы никак не тянете». Отвечает: «а я изображаю того, кто на складе работал». Без комментариев.

Новости партнеров



Фоторепортажи

21 августа >

Фоторепортаж: «Это — уже другие белорусы»

За две недели эта маленькая страна в центре Европы трансформировалась на глазах у всего мира, отряхнувшись от 26 лет застоя. Мы увидели, как на жестокость отвечают миром, на удары дубинок — цветами, на хамство — песнями.
28 мая >

Пока не кончилось веселье. «Телеграф» вспоминает прогулки по Амстердаму до эпидемии и идеи избавиться от невоспитанных туристов

Амстердамские активисты выступили с инициативой выселить квартал «красных фонарей» и запретить продажу легких наркотиков в кофешопах туристам.
7 мая >

«Авито» показал к Дню радио подборку раритетных приемников

Посмотрите, как слушали музыку ваши бабушки с дедушками и родители.
22 апреля >

Фотографические истории людей в ограниченных возможностях. Московский фотограф снимает эротику через FaceTime и WhatsApp

Бесконтактная съемка — это новый опыт для большинства фотографов. Анастасия Марченко рассказала, почему в процессе она чувствует себя «без ног, без рук».
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях