USD: 73,2351 | EURO: 85,9560 | Сегодня: +10 | Завтра: +11
Месяц экологии на сайте
13 августа 2020. 02:55
  • Главная
  • Поиски подтекста: Чье творчество сочли неподобающим в России
30.05.2014 10:28

Поиски подтекста: Чье творчество сочли неподобающим в России

С кем вы, мастера культуры?

Практически во всех случаях, когда книга, фильм или театральная постановка привлекали внимание «несуществующей» государственной или вечной общественной цензуры в России, мотивом запрета называлось нравственное содержание произведения. В 2010 году активисты «Единой России» пожаловались Владимиру Путину на скандальный (по тем временам) сериал «Школа» Валерии Гай Германики, который шел в прайм-тайм по «Первому» каналу. Бескомпромиссный, по меркам типичной российской продукции, фильм рассказывал о проблемах подростков, включая криминал, секс и наркотики. Тогда президент посетовал, что не в его силах запрещать показывать фильмы. Но при этом намекнул, что создатели художественных произведений должны ориентироваться не на «острые темы», а на приоритеты развития общества. Запрос главы государства в последующие годы активно удовлетворялся, хотя представление об общественных приоритетах у многих было свое.

«Не хотим играть с тобой»

Одним из первых на призыв к нравственности откликнулся бард Александр Новиков, который в 2010 году возглавил Екатеринбургский театр эстрады. До этого Новиков был известен в основном как автор-исполнитель песен в стиле «русский шансон» на блатную тематику. В отличие от многих коллег по цеху, бард при этом сам провел в тюрьме 5 лет (позднее приговор ему был отменен, поскольку судили музыканта фактически за предпринимательскую деятельность в советское время). Едва ли не первым приказом на новом посту стал запрет детского спектакля «Голубой щенок» по известному (и невинному) советскому мультфильму 1976 года.

«Эти вувузелы гомосексуализма, глядящие на мир через бельма, находящиеся у них всё время почему-то в выпученном состоянии... Так вот, через эти бельма им любое событие здравое и поступок нормальный кажутся наступлением на их мифические гомосексуальные права, произрастающие прямо из Содома и Гоморры», - прокомментировал свое решение Новиков.

Иначе говоря, шансонье решил, что «Щенок» пропагандирует гомосексуализм и педофилию детям. Не исключено, впрочем, что Новиков следовал не новому государственному курсу, а своему представлению о правильных «понятиях».

Брат Пушкин

Словно если переосмысления классического советского мультфильма показалось кому-то мало, «под раздачу» общественной цензуры попал самый незыблемый забронзовевший классик русской литературы Александр Пушкин. Почти через 150 лет после появления, его творчество показалось невыносимым «православным активистам».

Надо сказать, «Сказка о попе и работнике его балде» подверглась цензуре немедленно после выхода. Василий Жуковский издал произведение как «Купец Кузьма Остолоп по прозванию Осиновый лоб». Лишь после 1917 года новые антиклерикально настроенные власти отважились напечатать книгу в первозданном виде. С их решением были несогласны в РПЦ.

«Ну что это за поп, который непонятно с кем путается? - риторически вопрошал в 2011 году отец Павел из армавирского Свято-Троицкого собора. - Образ священнослужителя тут настолько негативен, что бросает тень на все духовенство!»

В результате в городе был переиздан «вариант Жуковского», но дальше этого дело не зашло.

Зато скандал со «Сказкой о золотом петушке» разворачивался на федеральном уровне. Точнее, речь шла об опере Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок» по пушкинским мотивам. Современники считывали в сказке иронию над монархическим строем, но царская цензура поступила с книгой либерально, изъяв лишь пару строк. Опера 1908 года и вовсе не вызывала никаких гонений.

Но в 2012 году постановка «Золотого петушка» Кирилла Серебренникова в Большом оскорбила верующих. «Действие происходит публично, с использованием средств массовой информации. В первом акте режиссер выводит на сцену акторов, изображающих казаков с карикатурами на православные иконы. «Царь» изображает патриарха, размахивающего кадилом. Мы можем наблюдать глумление над святынями, священством и Русской православной церковью», - писали православные активисты, которые в последующие годы становились все более вездесущими.

Большому театру, впрочем, удалось отстоять постановку: руководство напомнило, что вправе пропагандировать что угодно (по тогдашним законам), если это не насилие и не порнография.

Через год, впрочем, Серебренников попал под маховик цензуры, попытавшись было поставить в «Гоголь-центре» спектакль о Pussy Riot.

Несостоявшееся турне «Иисуса Христа»

В том же 2012 году «группа верующих» добилась крупного успеха в Ростове-на-Дону. Пожаловавшись во все мыслимые органы власти, активисты добились отмены показа рок-оперы «Иисус Христос Суперзвезда». Уже раскупленные билеты на всемирно известный мюзикл Эндрю Ллойда Вебера пришлось возвращать.

Скандал был примечателен тем, что за постановку пыталась заступиться ростовская епархия РПЦ, где были уверены, что в спектакле нет ничего оскорбительного. Протоиерей Дмитрий Азизов охарактеризовал противников мюзикла как «группу людей, которая называет себя верующими и желает, чтобы их мнение непременно совпадало с мнением всех православных». Однако, претензии группы людей показались городским властям существеннее мнения церкви.

Таганрог против Толстых

Клерикализация общественной жизни в России неизбежно сказалась на отношении к великому писателю Льву Толстому. В последние годы своей жизни он активно критиковал православную церковь, за что был предан анафеме, не отмененной РПЦ по сей день. Западные журналисты отметили весьма скромное освещение столетия смерти писателя в России в 2010 году. А за год до этого таганрогский суд признал Толстого виновным в разжигании религиозной розни. Несколько его текстов стали «экстремистскими». Прецедент повторился через год в том же Ростове и Екатеринбурге.

Большинство россиян, конечно, не заметили очередной «анафемы» Толстому, и таганрогские православные активисты решили нанести точечный удар. В 2012 году в суд поступило заявление с требованием запретить как оскорбляющую чувства верующих сказку «Золотой ключик или Приключения Буратино»... Алексея Толстого.

Оскорбленные верующие сочли образ «Буратино» карикатурой на Иисуса Христа. Интересно, что по мнению некоторых исследователей литературы, они были в принципе правы. Во всяком случае это справедливо в отношении оригинала сказки - «Пиноккио» итальянца Карла Коллоди. Впрочем, данное обстоятельство никогда ранее не мешало публикации произведения ни в Италии, ни в России. Суд не стал запрещать «Буратирно» и в этот раз.

Шекспир и метастазы

Самым громким скандалом в урожайный на подобные события 2012 год обернулась постановка оперы Бенджамина Бриттена «Сон в летнюю ночь» в Москве. Несколько родителей детей, занятых в постановке, якобы обратились с жалобой к Павлу Астахову на вовлечение их чад в пропаганду педофилии. Позднее те, от чьего имени подписали петицию, выступили с опровержением, но в споры вокруг оперы включились политики. Виталий Милонов заочно окрестил постановку «развратом». Режиссеру Кристоферу Олдену (и покойному Бриттену) припомнили гомосексуальную ориентацию. В театр имени Станиславского и Немировича-Данченко нагрянула комиссия столичного департамента культуры.

В итоге коса нашла на камень: Астахов пожаловался лично министру культуры Владимиру Мединскому, которому опера понравилась. Тот также напомнил детскому омбудсмену, что театр на является учреждением федерального ведения.

Год спустя «Сон в летнюю ночь» был награжден российской театральной премией «Золотая маска», что привело в неистовство вице-спикера Госдумы Сергея Железняка.

«Быть толерантным в подобных ситуациях и попустительствовать - преступно и недопустимо!.. Дико, когда российской театральной премией «Золотая маска» награждается опера «Сон в летнюю ночь», извратившая метастазами педофилии шекспировское произведение до неузнаваемости... Если мудрости театрального саморегулирования для отказа от участия в подобных морально неприемлемых проектах не хватает, необходимо начать общественное обсуждение этой социально резонансной темы», - призывал парламентарий, но момент был упущен.

Переменный успех

Еще одним «неудачником» стал бывший помощник прокурора Ставропольского края Курбангали Шарипов. Претензии к русской классике обернулись для него увольнением. Шарипов в 2013 году заявил журналистам, что прокуратура инициировала проверку школьных библиотек. По ее итогам якобы были изъяты как неподходящие для школьников книги Сергея Есенина и Владимира Набокова. Прокурор много говорил о том, что в данных произведениях содержится «хулиганство, эротика и мистика», что создает для несовершеннолетних читателей проблемы в общении со сверстниками, а также пробуждает «боязнь темноты и призраков».

Неизвестно, стали ли причиной заявления Шарипова его собственные страхи либо литературные вкусы, но в ставропольской прокуратуре проверку с удивлением опровергли, а помощника прокурора уволили.

В нынешнем году уже никого особо не обеспокоили призывы Владимира Жириновского запретить фильм «Ирония судьбы» за пропаганду пьянства. С некоторым усилием удалось отстоять показ в российских кинотеатрах картины Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит», герой которой безудержно употребляет наркотики (вновь заступился Мединский).

Зато в отколовшемся от Любимовского театра «Содружестве актеров Таганки» в апреле умудрились переиначить детский спектакль «Чиполлино» по сказке итальянского писателя-коммуниста Джанни Родари. На фоне событий на Украине постановщики «отменили» революцию в королевстве овощей. Зрителям представили версию, в которой оппозиция мирно выдвигает свои предложения принцу Лимону, тот признает свои ошибки и остается править страной.

Пока сложно сказать, будет ли успешной инициатива Мизулиной запретить «Физрука». Однако, даже если комедию с Дмитрием Нагиевым в главной роли перестанут допускать к показу, с точки зрения борцов за нравственность это будет каплей в море. Контент того же канала «ТНТ», на котором идет «Физрук», перегружен передачами, неприемлемыми для условного «православного активиста». До сих пор стуча по дереву можно сказать, что забота государства о художественных вкусах граждан России не достигает уровня даже самых либеральных лет советской эпохи.

Опираясь на международный опыт

Справедливости ради отметим, что нравственность населения беспокоит облеченных властью людей не только в нашей стране. Среди примеров цензурных ограничений можно вспомнить периодические ограничения на распространение тех или иных книг в отдельных штатах США. Чаще всего местных блюстителей благопристойности оскорбляют неприличные слова (не повезло в частности «Над пропастью во ржи» Дж. Д. Сэлинджера и «Улиссу» Джеймса Джойса). Также в некоторых библиотеках заменили старые издания «Гекльберри Финна» Марка Твена новым, без слова «нигер».

Также Стэнли Кубрик, обеспокоенный протестами, изъял из проката в Британии свой фильм «Заводной апельсин», запрет держался до смерти режиссера в 1999 году.

Андрей Гореликов

Новости партнеров



Фоторепортажи

28 мая >

Пока не кончилось веселье. «Телеграф» вспоминает прогулки по Амстердаму до эпидемии и идеи избавиться от невоспитанных туристов

Амстердамские активисты выступили с инициативой выселить квартал «красных фонарей» и запретить продажу легких наркотиков в кофешопах туристам.
7 мая >

«Авито» показал к Дню радио подборку раритетных приемников

Посмотрите, как слушали музыку ваши бабушки с дедушками и родители.
22 апреля >

Фотографические истории людей в ограниченных возможностях. Московский фотограф снимает эротику через FaceTime и WhatsApp

Бесконтактная съемка — это новый опыт для большинства фотографов. Анастасия Марченко рассказала, почему в процессе она чувствует себя «без ног, без рук».
22 апреля >

Римские каникулы: пустые парки и манекены вместо людей

Читатель «Телеграфа» поделился своими снимками из опустевшей столицы Италии.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях