USD: 77,7780 | EURO: 91,5603 | Сегодня: 0 | Завтра: 0
Новости экологии и политики
21 октября 2020. 14:14
02.06.2014 07:34

Водитель и велосипедист: в конечном итоге, мы все — люди

Любой водитель в мегаполисе сталкивался с проблемой беспорядочного велосипедного движения. В свою очередь любой велосипедист, избравший двухколесный транспорт не только для прогулок по паркам, но и для передвижения по городу, не раз испытывал чувство страха на автомобильной дороге с оживленным движением.

Статистика ГИБДД по дорожно-транспортным происшествиям с участием велосипедистов совсем не утешительная: за 2013 год в Петербурге было зафиксировано 311 таких случаев, 15 велосипедистов погибли.  К началу мая 2013 года на дорогах нашего города произошло только 13 подобных аварий, тогда как в этом году цифра выросла более чем в 3 раза — за первые четыре месяца согласно официальной статистике ГИБДД в Петербурге произошло уже 44 ДТП с участием велосипедистов.

Это прежде всего связано с пренебрежением правилами дорожного движения, считает начальник отдела пропаганды ГИБДД по Петербургу Наталья Клячкова: «Сейчас фиксируются ДТП даже в зимний период с участием велосипедистов. В принципе понятно стремление людей к здоровому образу жизни, но надо, конечно, соблюдать правила дорожного движения. Зачастую велосипедисты ими пренебрегают на дороге, и мы все это видим».

До 8 апреля 2014 года четких правил того, где именно и в каких ситуациях должен ездить велосипедист в нашей стране не существовало. Каждый решал сам, где ему безопаснее передвигаться – по тротуару или по краю проезжей части. Да и в потоке машин велосипедист рассчитывал на собственную храбрость: кто-то перестраивался в левый ряд для поворота, кто-то  ехал навстречу потоку, чтобы его, например, было лучше видно.

Опрос проведенный «Телеграфом» в соцсети показал, что далеко не все готовы неукоснительно соблюдать правила. Среди опрошенных 1500 человек, только треть считает верным ездить по правому краю проезжей части, 12% опрошенных предпочитают обезопасить себя от возможного столкновения с автомобилями, передвигаясь по  тротуару вместе с пешеходами, 20% голосуют за велосипедные дорожки, которых к сожалению, в нашем городе немного, 6% отправляет велосипедистов в парки и скверы, а 11% опрошенных считают, что Петербург и вовсе не приспособлен для велодвижения. Но по итогам опроса выяснилось, что не был учтен самый популярный и единственно правильный по мнению многих участников ответ – по ситуации. «Телеграф» попробовал разобраться, какие ситуации бывают, и как избежать неприятностей и автомобилистам, и велосипедистам.

Ситуация №1. По велосипедной дорожке

ПДД: пп.13.1, 24.1: «Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает».

 

Мнения:

Милентина Иванова: «Есть разница между тем, где я считаю должны ездить велосипедисты, и тем, где я езжу. Конечно, хотелось бы ездить по специальным велодорожкам, но их нет, и в обозримом будущем не будет. Хотелось бы ездить по краю проезжей части, но страшно, особенно если там припаркованы автомобили или движение очень интенсивное. Поэтому мое мнение - велосипедисты должны ездить по специальным дорожкам или по краю проезжей части, но езжу я по тротуарам, хотя и понимаю что это не правильно».

Комментарий экспертов:

Наталья Клячкова, начальник отдела пропаганды ГИБДД по Петербургу
«Мы все видим, каков наш город, особенно центральная его часть, где тесно и пешеходам и автомобилям. Велосипедистов вытесняют с проезжей части, им бедным некуда деваться. Это большая проблема для города, но здесь речь идет о людях, которые избрали это в качестве здорового образа жизни. В идеале велосипедисты должны двигаться по велосипедной дорожке, но мы понимаем, что их немного в нашем городе. Поэтому правильно будет ехать по крайнему правому ряду не дальше метра от обочины».

Илья Гуревич, председатель велосипедного клуба «ВелоПитер»
«Чтобы всем мирно уживаться на дороге, важно заниматься строительством велосипедной инфраструктуры. Тогда необходимость нарушать правила отпадает.  Надеюсь, что мои внуки увидят уже развитую велоинфраструктуру, и будут ездить на работу только на велосипедах».

Ольга Мнишко, координатор движения «Велосипедизация»
«В связи с увеличением числа велосипедистов еще больше возникает необходимость в велодорожках. У Петербурга есть потенциал быть велостолицей благодаря плоскому рельефу, широким улицам и положительному отношению к велотранспорту. Но пока мы не можем сказать, что город хоть как-то приспособлен, кроме того, что у нас стоит некоторое количество велопарковок».

Введение новых знаков и правил еще не означает, что на деле, выезжая из дома на велосипеде, мы тут же попадаем на велодорожку. Сейчас в Петербурге велосипедисты свободно могут передвигаться только в пяти районах, а общая протяжённость выделенных дорожек — всего 25 километров. В планах увеличить в 10 раз километраж велодорожек – но только к 2025 году. Еще 10 лет надо как-то ездить, и люди выбирают другие пути.

 

Ситуация № 2. По правому краю проезжей части

ПДД: п.24.2. «Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет: по правому краю проезжей части - в следующих случаях:
-отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, либо отсутствует возможность двигаться по ним;
-габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
-движение велосипедистов осуществляется в колоннах».

Мнения:

Василий Викторов: «Если больше 16 лет и боишься ехать по дороге- продавай велосипед! Шлем+ПДД+обзор на 360°+яркая одежда – всё это помогает от аварий. Ненавижу велосипедистов на тротуаре».

Лиана Луценко: «Ездить на велике по проезжей части - самоубийство, да и выхлопными газами дышать при физической нагрузке - здоровье посадить. Нужны велодорожки, отделенные от проезжей части газоном».

Комментарий экспертов:

Наталья Клячкова, начальник отдела пропаганды ГИБДД по Петербургу
«Ехать необходимо по крайнему правому ряду не дальше метра от обочины при отсутствии велосипедной дорожки, и не выезжать на левые полосы движения».

Илья Гуревич, председатель велосипедного клуба «ВелоПитер»
«Иногда велосипедисты попадают на наших дорогах в безвыходные ситуации: например, когда при хаотической парковке машин в два ряда он вынужден объезжать еще левее. Этим он, конечно, вызывает неодобрение со стороны водителей, которые видят, что велосипедист вроде как нарушает, но не понимают почему».

 

Ситуация № 3. Движение по всей проезжей части наравне с автомобилями

Как раз припаркованные автомобили, неровности правого края проезжей части или необходимость поворота налево вынуждают велосипедистов выезжать на левые полосы движения. Именно в такие моменты возникает огромное количество не просто конфликтных ситуаций «водитель против велосипедиста», но и создается реальная угроза для жизни и здоровья.

ПДД: п. 24.8 Велосипедистам запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

Мнения:

Сергей Каргапольцев: «Жизнь велосипедиста в Питере похожа на ад. Если двигаться по краю дороги, то неизбежно сталкиваешься косяками дорожников - выбоины, мусор, люки, опасные продольные сливы. По тротуару двигаться спокойнее, но не очень правильно, большинство тротуаров очень малы. чтобы на них комфортно могли разместиться пешеходы и велосипедисты. Велодорожек пока мало и они, в основном, связаны с пешеходной зоной, а не с проезжей частью и это ограничивает некоторые маневры».

Комментарий экспертов

Наталья Клячкова, начальник отдела пропаганды ГИБДД по Петербургу
«Велосипедистам запрещено осуществлять левый поворот на перекрестке, там где две и более полосы движения – это очень опасно. Водителям автомобилей хотелось бы пожелать при перестроении обязательно включать поворотники, обязательно смотреть в зеркала, потому что велосипедиста, который выезжает из-за грузовика иногда можно и не заметить. Стоит понимать, что правила дорожного движения корректируются жизнью. Не нужно быть сильно гордыми, и если вы видите, что есть опасность для жизни, лучше спешиться, побыть несколько минут пешеходом и предотвратить возможное происшествие».

Ситуация № 4. По тротуару вместе с пешеходами

ПДД: п.24.2. «Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по тротуару или пешеходной дорожке  в следующих случаях:  
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, либо отсутствует  возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
- велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
При этом велосипедисты в возрасте до 14 лет согласно правилам не просто могут, но и обязаны передвигаться по тротуару.

Мнения:

Кирилл Борисов: «Если хочешь жить, катайся по тротуарам».

Евгений Якушев: «Стараюсь ездить по тротуару, так как сам езжу на автомобиле и знаю как некоторые «индивидумы» ездят по «краю» дороги занимая целый правый ряд, что неимоверно бесит. На тротуаре никогда не сигналю пешеходам, если идут медленно и не замечают сзади велосипедиста, еду очень медленно за ними, пока не появится возможность для обгона».

Павел Рекант: «Движение по тротуару убивает весь смысл вело движения - ибо не получается ехать быстро, скорость падает в 2 раза».

Олег Литовченко: «Я лучше поеду по тротуару, где 90% моей безопасности зависит от меня, чем по дороге, по которой на машине-то порой жутковато ехать. У нас ни дорога, ни менталитет водителей, которых зачастую бесят горе велосипедисты, незнающие правил ПДД, которые после этого срываются на всех велосипедистов - не приспособлены для движения на велосипеде. И пока они не будут приспособлены для велосипедистов - до парка я буду добираться по тротуару».

Комментарий экспертов:

Илья Гуревич, председатель велосипедного клуба «ВелоПитер»
«Что касается движения велосипедистов на тротуарах, тут просто иногда надо понимать главное: тяжесть последствия столкновения велосипедиста и пешехода ниже, чем тяжесть столкновения велосипедиста и КАМАЗа»

Ольга Мнишко, координатор движения «Велосипедизация»
«В городе действительно сложно: с одной стороны машины, с другой — общественный транспорт. По тротуарам же тоже не поедешь: это создаёт опасность для пешеходов, для самих велосипедистов, провоцирует ДТП. Но велосипедисты часто из-за страха ехать по дороге, где тоже очень рисково, едут именно по тротуарам, создавая опасные ситуации».

 

Ситуация № 5. Дети на велосипеде

Как уже сообщал «Телеграф» количество ДТП с участием детей-велосипедистов возросло почти на 180%: за 2014 год уже пострадало 14 детей. Для сравнения, за первые четыре месяца 2013 года таких случаев было только 5. Эксперты отмечают, что это связано, прежде всего, с тем, что дети остаются без присмотра взрослых.

ПДД: пп. 24.3,24.4: «Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.   Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

 
Комментарий экспертов:

Наталья Клячкова, начальник отдела пропаганды ГИБДД по Петербургу
«Особую тревогу у ГИБДД, конечно, вызывают детки.  Особенно в Петербурге они очень часто пересекают проезжую часть на велосипеде— это не только неправильно, но и опасно, и приводит зачастую  к тяжелым последствиям. В основном жертвами происшествий становятся дети в возрасте 11 – 13 лет. Факторы, способствующие возникновению этих происшествий – это в первую очередь безнадзорность детей, пренебрежение правилами дорожного движения. Дети, которые ездят на велосипеде забавы ради, попадают под колеса и гибнут – это, конечно, недопустимо. 2 мая в Приозерском районе погибла 11-летняя девочка: она выехала со второстепенной дороги на трассу, вдруг ни с того ни с сего попала под грузовик. Врачи не смогли её спасти, а ведь она даже не успела закончить 4 класс».

Почти каждый день на лентах информационных агентств появляются сообщения о ДТП, а в летний период всё чаще мы слышим «автомобиль такой-то сбил велосипедиста». В этой ситуациях зачастую обвиняют водителя, а велосипедист получает травмы не совместимые с жизнью. Всё происходит потому, что каждый считает себя главным на дороге. К сожалению, пока в Петербурге нет четко оформленных велосипедных дорожек, велосипедист, несмотря на прописанные правила, в гостях – и на проезжей части, и на тротуаре. На вопрос, где всё-таки лучше ехать велосипедисту, грамотно дать такой ответ: руководствоваться ситуацией и здравым смыслом, уважая при этом всех участников дорожного движения.

Правильно заметил велосипедист «со стажем», председатель велосипедного клуба «ВелоПитер» Илья Гуревич:  «Деление людей на автомобилистов и велосипедистов очень условное: я председатель клуба, но у меня права двух категорий и 25 лет водительского стажа. Всё это очень условно: утром велосипед, потом метро, вечером — автомобиль. В конечном итоге, мы все люди».

 

 

Новости партнеров



Фоторепортажи

21 августа >

Фоторепортаж: «Это — уже другие белорусы»

За две недели эта маленькая страна в центре Европы трансформировалась на глазах у всего мира, отряхнувшись от 26 лет застоя. Мы увидели, как на жестокость отвечают миром, на удары дубинок — цветами, на хамство — песнями.
28 мая >

Пока не кончилось веселье. «Телеграф» вспоминает прогулки по Амстердаму до эпидемии и идеи избавиться от невоспитанных туристов

Амстердамские активисты выступили с инициативой выселить квартал «красных фонарей» и запретить продажу легких наркотиков в кофешопах туристам.
7 мая >

«Авито» показал к Дню радио подборку раритетных приемников

Посмотрите, как слушали музыку ваши бабушки с дедушками и родители.
22 апреля >

Фотографические истории людей в ограниченных возможностях. Московский фотограф снимает эротику через FaceTime и WhatsApp

Бесконтактная съемка — это новый опыт для большинства фотографов. Анастасия Марченко рассказала, почему в процессе она чувствует себя «без ног, без рук».
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях