USD: 75,6354 | EURO: 91,6701 | Сегодня: 0 | Завтра: 0
Новости экологии и политики
27 января 2021. 07:32
  • Главная
  • «Открытая библиотека» в ожидании цензуры: На фестивале в Сестрорецке говорили о конце новой «оттепели»
03.08.2014 14:30

«Открытая библиотека» в ожидании цензуры: На фестивале в Сестрорецке говорили о конце новой «оттепели»

Площадка «Петровского арсенала» в Сестрорецке еще только осваивается для подобных акций. Пространство фестиваля окружено цеховыми зданиями, построенными в начале прошлого века. На центральной аллее гостей встречал транспарант с надписью «Привет участникам спортивных соревнований. В конце аллее висела белая растяжка с диссидентским лозунгом «За вашу и нашу свободу». Так организаторы представили различные полюса «духа шестидесятых» - чувство подъема и победы и протест, недовольство действующей системой.

В остальном примет прошедшего времени на площадке «Открытой библиотеки» было немного. На большом экране на сцене показывали фильм Любови Аргус об аутистах, передачи о современном искусстве и о влиянии живописи на кино шестидесятых. Отдельные прораммы были предусмотрен для детей, взрослым продавались книги и комиксы. Подавляющее большинство людей, впрочем, собралось в лекториях – небольших палатках, где выступали деятели культуры и журналистики.

О журналистике и обществе

Больше всего людей собрала бывший главред «Ленты.ру» Галина Тимченко, попавшая на фестиваль, по ее словам, почти случайно, по просьбе устроителя «Открытой библиотеки» Николая Солодникова. Ее прогнозы о будущем журналистики в России были неутешительны. «Не знаю, что делать в этой ситуации», - призналась Тимченко. Она напомнила об СССР 1960-х и более позднего времени, где журналистики в смысле подачи факта почти не существовало вовсе, а большие профессионалы и мастера слова подвизались в публицистике. «Большие формы, многостраничные описания человеческих судеб несколько утомили людей, и в 1990-е всех поразил объем фактов, выплеснувшихся в СМИ. Больше двадцати лет после этого казалось, что большие формы журналистики уходят в прошлое».

Теперь же, по мнению Тимченко, закрытие одних СМИ и самоцензура других приведут к тому, что публицистика, большие тексты частью возродятся. Современное представление о мире в России аудитория получает не от журналистов, а от пропагандистов, которые дают «грубую, но понятную» картинку. Лекарством от пропаганды, как считает экс-главред «Ленты», могла бы стать подача, предлагающая не только факт, но и его подробное объяснение. «Сколько человек из сотни собравшихся здесь знают, что такое Женевские соглашения по Украине? Три? Представьте, если бы в каком-нибудь СМИ появилась статья, объясняющая всем суть этих соглашений «в переводе на русский».

Тимченко не стала раскрывать суть проекта, который она собирается запустить осенью при участии Михаила Ходорковского. «Поскольку самое ненадежное, что может существовать в России, это сайт, проект будет не сайтом. Это будет принципиально новая площадка подачи информации», - сказала она.

Режиссер Александр Сокуров не согласился с молодыми людьми, считающими, что Россия обретает черты тоталитарного государства. «Я вижу непрофессионализм оппозиции. Мне непонятны некоторые решения парламента или Конституционного суда, но общественной реакции на них также нет», - заметил режиссер.

Журналист, по мнению Сокурова, должен понимать, что всегда участвует в политической борьбе. «Если он наносит удар государству наотмашь, он должен понимать, что точно также получит удар в ответ». Также режиссер добавил, что не всякая журналистика является выражением политической позиции, и что сейчас стране катастрофически не хватает образовательных программ и статей.

«Почему не рассказывать мужчинам, как строить и работать руками, как вести бизнес, как заниматься самообороной? Свои программы какие-то также могут быть у женщин. Народ никогда не скажет, что ему это не нужно, такая журналистика и есть «хождение в народ». Там, где народ лишен образование, возрастает преступность, алкоголизм, анархические стремления», - считает Сокуров.

Об искусстве и цензуре

Самиздату было посвящено выступление искусствоведа Михаила Мильчика. Он представил один том самиздатовского собрания сочинений Иосифа Бродского. Ненапечатанные тексты собирались перед отъездом поэта у него самого, а также у друзей и знакомых. К стихам прилагались комментарии, фото, рисунки.

«Мы довели это дело до большой степени готовности – до создания первого тома из 20 томов тиража. У меня есть первый экземпляр. Иосиф дал нам автографы – не только списки машинописи, но и рукописи.

Но у (Владимира) Марамзина (писатель, инициатор проекта – прим. ред.)неожиданно произошел обыск. 1 апреля в 12 часов ночи Марамзин: «Они к тебе придут в восемь утра, делай, что хочешь, наверное, за мной был хвост», - сказал он. Мы к восьми утра должны были быть чисты. И в два баула разделили и пошли пешком по разным дорогам к своим друзьям, не предупреждая их. Для Марамзина же это обернулось арестом и процессом», - рассказал Мильчик.

Уникальное собрание текстов не издано до сих пор, поскольку не дал разрешения фонд наследия поэта.

Поэт и эссеист Лев Рубинштейн на «Открытой» библиотеке представил новую книгу рассказов. Он прочитал несколько текстов оттуда, отметив, что специально остановился на юмористических, неполитизированных фрагментах, «иначе встреча сразу превращается в митинг, а этого бы не хотелось».

Политика, однако, вмешалась в выступление Рубинштейна. Начиная зачитывать один из рассказов, писатель осведомился у организатора, «все ли собравшиеся – 18-плюс, а то в рассказе есть одно слово, кажется теперь запрещенное». После того, как рассказ с упомянутым словом был прочитан, одна из слушательниц спросила Рубинштейна, поддерживает ли он запрет на нецензурную лексику в СМИ и произведениях искусства, и удивилась, почему он вообще просил разрешения.

«Лично я собираюсь этот запрет всячески игнорировать, - ответил поэт. – Я только не хотел подставлять организаторов и перекладывать на них свою головную боль».

Рубинштейн добавил, что сформировался как литератор в эпоху запретов, когда поэты и писатели специально разрабатывали табуированные темы: кто-то нарушал идеологические запреты, кто-то – лексические. «Некогда и нарушение повторяемого метра было табу для поэзии. На самом деле, нет «плохих» методов и слов, бывает плохая литература или журналистика», - резюмировал писатель.

С запретами играл также продюсер Михаил Козырев, выступивший с лекцией «Музыка в эпоху перемен». Перемены, коснувшиеся Россию в последние годы, воплощались показом записей выступления Юрия Шевчука на одном из протестных митингов, концертом «Океана Эльзы», которые теперь бог весть когда приедут в Россию, и показом клипа, стоившего ранее свободы нескольким людям: акции Pussy Riot в Храме Христа Спасителя под песню «Богородица, Путина прогони».

«Музыка должна сплачивать людей, особенно во времена перемен, а ни в коем случае не разъединять», - отметил Козырев.

Главред журнала «Сеанс» и основатель фонда для детей больных аутизмом Любовь Аркус говорила о «людях оттепели» в кино, которые не смогли наладить жизнь в новом, «застойном» времени. Отвечая на вопрос о том, возможно ли появление такого человека сегодня, Аркус ответила: «Мне кажется, что сейчас для того героя, о котором я говорила сегодня – героя мыслящего и совестливого, для него сейчас наступило время абсолютно индивидуального осмысления и максимального отъединения от того, что принято говорить и думать. И кино сейчас должно быть такое – все с нуля. Голый человек на голой земле. С моей точки зрения, поскольку дискредитировано все – и левые, и правые идеи - стало понятно, что наступило время человека наедине с собой».

Схожую точку зрения высказал кинорежиссер Александр Сокуров, отвечая на вопрос корреспондента «Телеграфа» о том, возможно ли создать произведение искусства о современной России. «Это должен быть, например, исторический фильм. Ведь сегодняшний человек образовался не на пустом месте, он всегда связан с другими русскими людьми, с предками, начиная со времен Ивана Грозного. Но если сейчас появятся большие художники, вопрос, смогут ли они выжить в современной России, не «съест» ли их радикальная или, наоборот, либеральная среда».

Документалист Виталий Манский, говоря о неснятых, запрещенных во время производства фильмов шестидесятых, также комментировал связь между историей, искусством и человеком. «Кто знает, если б мы сняли эти фильмы, какие у нас были бы любимые фразы, герои, примеры для подражания. В конце концов, если бы Василий Шукшин снял «Степана Разина», у нас был бы другой образ русского человека».

Манский также рассказал о своем опыте работы в архивах Госкино, где ему довелось видеть письма деятелей культуры главе организации Филиппу Ермашу. «В частности там было письмо Глеба Памфилова, где он униженно, с большим пиететом просит Ермаша разрешить ему съемки его «Жанны д’Арк». Не уверен, что я бы пошел на то, чтоб написать такое. В результате в фильмографии Памфилова нет «Жанны д’Арк», в кабинете Ермака сидит другой чиновник, - министр культуры, - который лично мне отказал в посредничестве при съемках фильма. И, наверное, - я говорю «наверное», потому что действительно не знаю точно, - мы все еще находимся в лучшем положении, чем люди шестидесятых, если можем снимать кино без государства и не писать какие-то письма», - заключил Манксий.

После этого группа «Мегаполис» заиграла свой саундтрек к неснятым фильмам шестидесятых – музыку в духе той эпохи, мелодичную и отчасти футуристичеси-«космическую». «Библиотека» закрывалась.

Андрей Гореликов, Галина Александрова

 

Новости партнеров



Фоторепортажи

21 августа >

Фоторепортаж: «Это — уже другие белорусы»

За две недели эта маленькая страна в центре Европы трансформировалась на глазах у всего мира, отряхнувшись от 26 лет застоя. Мы увидели, как на жестокость отвечают миром, на удары дубинок — цветами, на хамство — песнями.
28 мая >

Пока не кончилось веселье. «Телеграф» вспоминает прогулки по Амстердаму до эпидемии и идеи избавиться от невоспитанных туристов

Амстердамские активисты выступили с инициативой выселить квартал «красных фонарей» и запретить продажу легких наркотиков в кофешопах туристам.
7 мая >

«Авито» показал к Дню радио подборку раритетных приемников

Посмотрите, как слушали музыку ваши бабушки с дедушками и родители.
22 апреля >

Фотографические истории людей в ограниченных возможностях. Московский фотограф снимает эротику через FaceTime и WhatsApp

Бесконтактная съемка — это новый опыт для большинства фотографов. Анастасия Марченко рассказала, почему в процессе она чувствует себя «без ног, без рук».
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях