USD: 70,4999 | EURO: 79,2207 |
Сегодня: +20 | Завтра: +17 |
4 июля 2020. 15:20
  • Главная
  • Лучшее кино по версии Мединского: Насилие, революция и невежество
27.08.2014 18:25

Лучшее кино по версии Мединского: Насилие, революция и невежество

Ознакомиться с сотней рекомендованных Минкультом иностранных фильмов можно на сайте ведомства. Список появился после пугающих слухов о введении квот на показ зарубежного кино и неуверенных попыток снять тот или иной фильм с показа. На днях в сенате предложили лишить права проката в стране лент, где «демонизируется» образ России. По логике запретов, легко ожидать в дальнейшем отмены всего, что для России, по мнению властей, в кино не полезно. Если расценить список Минкульта как упреждающую демонстрацию зарубежных ценностей, «приемлемых» для нашего народа, можно в шутку отметить некие несостыковки.

Что рекомендуют

Невольную улыбку вызывает наличие в списке рекомендаций «Полета над кукушкиным гнездом» Милоша Формана (1975). Для тех, кто не помнит, по сюжету фильма размеренная жизнь психиатрической лечебницы нарушается, когда в нее прямо из тюрьмы попадает бунтарь Макмерфи в исполнении Джека Николсона. Дебошир, обвиненный в совращении несовершеннолетней, подбивает пациентов к бунту против авторитарной старшей медсестры, побегам и отказу от терапии. Заканчивается все довольно трагически. Не совсем понятно, чем гимн нонконформизму, фильм-обвинение «ползучего» тоталитаризма и любых форм насилия над личностью настолько понравился власти. Эмигрант из Чехии Милош Форман явно снял его под впечатлением от советской диктатуры в родной стране, но вряд ли такое радикальное по сути кино могло быть публично одобрено хотя бы и правительством США.

Минкульт расписался в своей любви к Фрэнсису Форду Копполе, включив в список сразу два его фильма: «Апокалипсис сегодня» и «Крестный отец». Первый — лента о Вьетнамской войне, далеко не однозначно пацифистская. Солдат той войны, в отличие от союзников Второй Мировой, сложно представить воинами добра и света. С другой стороны, можно напомнить, что их противник в реальности — не только коммунистический Вьетконг, но и его «старший брат» Советский Союз.

«Крестный отец», как и «Лицо со шрамом» Брайана де Пальмы - это хорошо известные саги о «пути к успеху» американских гангстеров. Десятки убийств, банды преступников, предательства, кровная месть и гораздо больше наркотиков, чем в «Волке с Уолл-стрит» (которого не сняли с показа, отметим, благодаря вмешательству Минкульта) — с образовательной точки зрения весьма обнадеживающий выбор.

Граждан пуританских взглядов, противников сексуального воспитания и депутата Виталия Милонова в целомудренном, признаем, списке от министерства, может порадовать разве что «Амаркорд» Федерико Феллини. В этом сборнике новелл-воспоминаний итальянские школьники во всю курят, пьют вино, коллективно мастурбируют, вступают в половые отношения и главное — мечтают вступить в фашистскую партию во славу Дуче.

«Когда у вас сто названий, почему там не может быть пять-семь полуподозрительных пунктов. Самое главное — пропорции и баллансы. Я уверен, что они там соблюдены», - комментирует список главред журнала «Искусство кино» и член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте Даниил Дондурей. Само появление такого списка он охарактеризовал корреспонденту «Телеграфа» как «один из пунктов номенклатуры идеологического контроля».

«В нынешнем времени, у нас такие списки очень важны. Ведь у Минкульта нет задачи развивать сложную личность, людей, разбирающихся в искусстве и знающих разные стили. Ставится задача, чтобы противник не пробежал, чтобы традиционные ценности не подвергались опасности, чтобы молодые люди продолжали вырастать патриотами. Поэтому имитируется деятельность, создаются отчеты о проделанной работе - говорит Дондурей. - К реальности это не будет иметь отношения, пока не будут введены настоящие инструменты цензуры кино».

О чем забыли

Не глядя на список, Дондурей предположил, что в нем будет очень мало современных фильмов — по аналогии с рекомендованными Минкультом еще в прошлом году отечественными фильмами, самым современных из которых был «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (1994). Действительно, из всей кинопродукции последних 20 лет чести быть признанными министерством удостоились лишь «Список Шиндлера» Стивена Спилберга (1994), «Титаник» Джеймса Кэмерона (1997) и, как ни станно, китайско-американский «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000).

«Титаник» попал, а «Аватар» того же режиссера не попал. Подумали, что он слишком про американцев, показаны фантастические технологии, которых у нас нет — этого нам не нужно», - считает эксперт.

Пренебрежение к современности в самом деле не идет на пользу рекомендациям правительства. Если российское кино после 1980-х по известным причинам переживало кризис, то в Америке и Европе ничего подобного не было. «Минкульт» же проигнорировал революционера Голливуда Квентина Тарантино и «анфан террибля» европейских фестивалей Ларса фон Триера. Кроме того, в списке нет ни одного фильма Вуди Аллена, Джима Джармуша, Вима Вендерса, Райнера Фассбиндера, Дэвида Линча, Мартина Скорсезе и многих других не последних деятелей кинематографа. Из тех же, кто попал «в обойму», многие все равно остались «обделенными». Скажем, какая экспертиза из всего творчества Эмира Кустурицы выбрала раннюю работу «Папа в командировке», а не те фильмы, что принесли ему всемирное признание? Почему всего один фильм Стэнли Кубрика, Альфреда Хичкока или Микеланджело Антониони? Почему фантастика, кроме «Космической Одиссеи-2001», представлена лишь четвертым эпизодом «Звездных войн», и почему именно четвертым? Где такая легенда кинематографа, как «Касабланка» Майкла Кертиса? За что практически полностью игнорируются «жанровые» фильмы — детективы, ужасы, вестерны?

Некий свет на эти загадки прольется, если сравнить утвержденный список, например, с версией лучших фильмов по версии IMDb. А равно и с другими западными рейтингами самых «значимых» или кассовых произведений киноискусства. В такие «топы» традиционно попадают фильмы-открытия, первые в своем роде шедевры ранних лет кино. Отсюда в списке столько Чарли Чаплина и такие изыски, как ленты Луиса Бунюэля. С другой стороны, некие зияющие пробелы в списке предположительно объясняются не только идеологическим заказом, но и личными пристрастиями тех, кто этот список составлял. Логика проката западных фильмов в СССР была довольно непредсказуемой для простого зрителя. Вот некий чиновник и запомнил на всю жизнь «Полет над гнездом кукушки», рука не поднялась вычеркнуть, тогда как «Таксиста» он не видел вовсе. А другой составитель до 30 лет посмотрел только четвертый эпизод «Звездных войн», и тому подобное. Исходя из этого, можно сказать, что хотя власть может рекомендовать и хорошие фильмы, странно строить свое представление о лучшем и важном в кино на основе вкусов людей, едва ли осведомленных более, чем развитый школьник, у которого под рукой интернет.

Андрей Гореликов

Новости партнеров

Новости партнеров



Фоторепортажи

28 мая >

Пока не кончилось веселье. «Телеграф» вспоминает прогулки по Амстердаму до эпидемии и идеи избавиться от невоспитанных туристов

Амстердамские активисты выступили с инициативой выселить квартал «красных фонарей» и запретить продажу легких наркотиков в кофешопах туристам.
7 мая >

«Авито» показал к Дню радио подборку раритетных приемников

Посмотрите, как слушали музыку ваши бабушки с дедушками и родители.
22 апреля >

Фотографические истории людей в ограниченных возможностях. Московский фотограф снимает эротику через FaceTime и WhatsApp

Бесконтактная съемка — это новый опыт для большинства фотографов. Анастасия Марченко рассказала, почему в процессе она чувствует себя «без ног, без рук».
22 апреля >

Римские каникулы: пустые парки и манекены вместо людей

Читатель «Телеграфа» поделился своими снимками из опустевшей столицы Италии.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях