USD: 63,6336 | EURO: 70,9196 |
Сегодня: +9 | Завтра: +10 |
22 октября 2019. 12:37
07.10.2014 17:37

«Смыть грязь святой водой!». Работы Копейкина в Русском музее вызвали скандал

«Я даже не знаю, по какой стороне мне был нанесен удар больше в данном случае - как по художнику или как по главе семьи? Думаю, что именно как по мужу и отцу больше. У меня, слава Богу, прекрасная семья - жена и четверо детей. Мне было ужасно неприятно наблюдать козла в виде отца семейства или же каких-то мутантов, кушающих борщ за семейным столом. Либо же женщину, кормящую грудью... Чебурашку! Гадко - другого слова нет у меня», - таково впечатление Овсяникова от выставки, которое он изложил в статье на сайте «Русская народная линия».

Овсяников излагает популярный взгляд, согласно которому, современное искусство - «мерзость» людей, не умеющих рисовать. Причем свою точку зрения автор статьи доказывает тем, что он не просто человек с улицы, а сам «профессиональный художник».

«Это не просто ужасно некрасиво с художественной точки зрения (и меня никто не переубедит), а это еще плевок в святое - в семью! Ходил и глазам не верил... Что это?! Откуда?! И это и есть СЕМЬЯ?» - риторически вопрошает Овсяников.

Строго говоря, художник говорит далеко не о всей выставке — неудивительно, ведь на ней представлены семейные портреты, начиная с XVIII века, а пласт картин на семейную тему советского времени дополнен медиаинсталляциями, в основу которых легли семейные архивы петербуржцев. Но иронический взгляд на семейные ценности от творческой группы «Колдовские художники» оказался для Овсяникова непереносим.

«Колдовские художники» основаны в 2002 году Николаем Копейкиным, Андреем Кагадеевым и Владимиром Медведевым. Последний почти не известен широкой публике, Кагадеев больше популярен как основатель группы «НОМ», а Копейкин — один из самых известных и цитируемых современных художников Петербурга и России. Его творчество так или иначе известно людям самых разных слоев населения и возрастных категорий — даже не зная имени художника, люди безошибочно опознают стиль карикатурных полотен. Собственно из этих несколько приевшихся картин на тему любви и отношений составлена композиция «Алтарь семейных ценностей», возмутившая Овсяникова как содержанием, так и формой, обыгрывающей православный иконостас.

«Я не считаю, что нужно как-то их запрещать или преследовать. Пусть себе выставляются на своих закрытых площадках, галереях - где выставляются подобные им, и ходят смотреть такие же «эстеты». У меня один вопрос, на самом деле. К руководству музея! К господину Гусеву, как его директору. Каким образом их пустили в Государственный Русский музей? И кто эти искусствоведы, решившие, что подобное «самовыражение» имеет право быть представлено на данной экспозиции?» - вопрошает художник.

«Заставили дураков Богу молиться», - прокомментировал статью Копейкин, также посоветовав Овсяникову посмотреть клип группы «Ном» под названием «Самообожание».

В пресс-службе Русского музея подтвердили, что читали статью Овсяникова, но никак не стали ее комментировать. Ранее директор Эрмитажа Михаил Пиотровский говорил, впрочем, о ситуации, в которой оказывается современное искусство. «Публика приобретает права и иногда бывает агрессивна. С меценатом можно договориться, прописывая условия, с публикой иногда бывает сложно, с этим сталкиваются ныне все музеи мира», - отмечал он. Во избежание недоразумений организаторы выстовок стремятся зарание задокументировать свою лояльность российским ценностям (каким бы смутным ни было их определение) и заручиться благожелательным расположением властей - как было в случае с «Манифестой-10» и Георгием Полтавченко.

Впрочем, нельзя исключить, что одним формальным изъявлением лояльности общественному мнению художники вскоре не обойдутся — охранители почувствовали ветер перемен. Не зря Овсяников в статье прямо ссылается на недавнее выступление Патриарха Кирилла, который прямо заявил, что искусством надо считать лишь «прекрасные и гармоничные вещи». Может быть, картины Копейкина действительно иронизируют над народным представлением о «ценностях» и «духовности». Но художник, строго говоря, отвечает за свои представления о ценностях, которые каждый волен интерпретировать по-своему. Когда творчество художника, равно как и подход к его интерпретации, подводятся под обязательный стандарт (каким бы высоким он ни казался), для искусства наступают печальные времена.

Овсяников рисует в основном сомнительные с художественной точки зрения пейзажи из деревенской жизни, неотличимые от аналогичных произведений застойного соцреализма. Тем не менее, есть у него и конъюнктурные, отвечающие определенным современным запросам произведения: в частности портрет Патриарха Кирилла и портрет священника Даниила Сысоева — человека радикальных взглядов, убитого (предположительно мусульманским фанатиком) в 2009 году.

Говоря о чуткости к запросам эпохи, хочется вспомнить историю писателя Ивана Шевцова. Будучи журналистом с многообещающей карьерой, тот написал в 1949 году роман «Тля». В книге описывалась история молодого художника-реалиста, возмущенного проникновением в искусство авангардистов, которых он без исключения считает евреями. Рукопись Шевцова при Сталине завернули, но ему удалось опубликовать ее в 1964 году на волне борьбы с неофициальным искусством — тогда Никита Хрущев, посетив художественную выставку, возмутился творчеством «абстракцистов и педерастов». Конъюнктура продлилась недолго — Хрущева «ушли» в отставку, на «Тлю» посыпались разгромные рецензии, Шевцова уволили.

Будучи ярым приверженцем соцреализма и советской власти, писатель оказался едва ли не большим диссидентом, чем Солженицын. Однако, ему почти повезло: Шевцов умер лишь в прошлом году в возрасте 93 лет, дожив и до публикации своих романов о еврейском заговоре на средства спонсоров, до покровительства служителей церкви и до стремления России к его политическому идеалу — Белоруссии Александра Лукашенко. Как завтра переменится ветер, предугадать сложно, и доживет ли Овсяников до дней, когда россияне валом будут идти на выставку портретов «отцов РПЦ» - Бог весть.

Андрей Гореликов, Галина Александрова

Новости партнеров


Фоторепортажи

11 июня >

Постой, паровоз! РЖД построила дорогу к парку «Рускеала» и пустила по ней ретропоезд для туристов из Петербурга

Посмотреть на красоту Карелии стало проще, быстрее и безопаснее.
27 мая >

Стиляги, троллейбусы и клоуны. Посмотрите фотографии «Телеграфа» с Дня города

День рождения Петербурга отметили парадом ретроавтомобилей и рекордом барабанщиков.
3 мартa >

Весне дорогу! Петербуржцы показали город после зимней грозы

«Телеграф» собрал фотографии пользователей из Instagram, на которых видно, как город замело снегом всего за несколько часов.
24 февраля >

Туманный Петербург. Пользователи Instagram показали, как выглядел город утром

«Телеграф» собрал в соцсетях снимки пользователей.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях