USD: 73,8537 | EURO: 89,6584 | Сегодня: +18 | Завтра: +21
Новости экологии и политики
18 мая 2021. 09:53
  • Главная
  • Петербургская синематека — здесь и сейчас или через 10 лет на Сахалине
11.12.2014 02:16

Петербургская синематека — здесь и сейчас или через 10 лет на Сахалине

«У нас в Петербурге нет явного авторитета, у которого, скажем, была бы прямая телефонная линия с президентом. Который бы сказал «Надо!» А чиновники, если Путин не возьмет за чуб и не прикажет: «Се-год-ня!» ничего делать не будут», - считает режиссер.

Начинались обсуждения в одном из залов кинотеатра «Великан-парк», с оптимистических заявлений. Режиссер Федор Бондарчук посетовал, что за прошедший год пресса многое понаписала о синематеке и «придумала врагов», а также понадеялся, что в следующем году встреча уже состоится в зале синематеки.

Взяв слово, Сокуров отметил, что «враги» проекта не придуманы, и что лично сам режиссер вызывает у некоторых людей из Союза кинематографистов неприязнь, что не приближает к решению проблемы. Камнем преткновения для основания синематеки является необходимость помещения. «Пример интонации» и журнал «Сеанс» уверены, что для этого годится только одно место — кинотеатр «Родина». Это центр города, там достаточно кинозалов, там есть пространство для выставок, библиотеки, конференц-залов. Весь персонал «Родины», в случае передачи ее синематеке, будет сохранен — за исключением дирекции.

Инициаторы уверены, что синематека будет окупаться. Так, при проведении 7 мероприятий в месяц по средним расценкам, выручка учреждения будет составлять 140 тыс. рублей. Согласно представленной смете, разовые затраты на открытие синематеки составят 2,5 млн рублей — скромная сумма для городского бюджета. Из зала последовали уточнения: так, необходимо учесть в расходах международные проекты, за счет которых во многом существуют мировые синематеки. Сокуров отвечал, что представленные цифры и так занижены в связи с начавшимся кризисом, а вскоре могут потребовать еще более серьезной корректировки. «Никто же не знает, что будет завтра с нашей экономикой». Тем не менее, считает режиссер, начать надо во что бы то ни стало как можно скорее. «Это только первый шаг, начало, которое надо положить. Надо действовать, поскольку время уходит».

С одной стороны, Сокуров в целом оптимистично настроен относительно будущего русского кино. «Кино — наша национальная игра. В отличие от, может быть, футбола», - говорит он. Также режиссер выразил уверенность, что отечественный кинематограф готов догнать мир не только в «независимом», но и в массовом кино, назвав для примера «Сталинград» Бондарчука. С другой стороны, чтобы кино развивалось, говорит Сокуров, нужно сто дебютов в год и сложившаяся группа молодых режиссеров, опирающихся на национальные традиции, отчасти радикально настроенных. «Нам нужно встать рядом с молодыми людьми, у которых есть силы и, возможно, наивная надежда на лучшее». Как Парижская синематека сформировала современного французского кинематографиста, так и Петербургская должна сплотить вокруг себя этих режиссеров. А в идеале следом филиалы этой синематеки должны открываться в каждом сравнительно крупном городе, чтобы молодежь в стране жила одними представлениями о кино.

Уверен в российском будущем был и, в частности, глава Гильдии кинооператоров Франции Жан-Жак Буллон. Он показал каталог французской синематеки с разворотом об Алексее Германе, рассказал о важности международного сотрудничества и напомнил, что Парижская синематека была некогда создана волей одного бизнесмена, так что преград нет.

Преградой на пути идеалистов оказались формальности. Идея основать учреждение в «Родине» по некоторым причинам не всем по душе. Некая дама в зале начала с места кричать о том, что пресловутая Парижская синематека находится вовсе не в центре Парижа, и ничего. Находившийся тут же вице-президент «Юнифранс» Жоэль Шапрон заявил, что она как раз-таки в центре, но дама отвечала, что ей лучше знать. Ведущий встречи Константин Шавловский, главред журнала «Сеанс», заметил, что глупо сравнивать «не-центр» Парижа с условным Купчино, на что дама возмутилась и стала кричать, что ее обвиняют в глупости.

Шапрон также поинтересовался, что будет, если руководство города «на синематеку согласится, но «Родину» не отдаст», чем снискал аплодисменты и хохот зала. Тем не менее, кажется, никто не знает, что делать в данном случае. Сторонники процесса и так отчасти образуют синематеку «в полевых условиях». Например, в этом году они при полных аншлагах проводили показ всех фильмов Стэнли Кубрика в «Авроре», сейчас планируется ретроспектива фильмов студии Miramax. Однако, синематека — это не только показы. Это мастер-классы для профессионалов и азы киноискусства для начинающих, обучение школьников, встречи с экспертами, круглые столы, выставки, библиотека, просто «точка сборки» для тех, кому кинематограф не безразличен. Государство же безразлично, несмотря на увещевания. Продюсер Сергей Сельянов в сердцах заявил, что вообще не понимает смысла подобных обсуждений, уподобив их дискуссиям на тему «дышать или не дышать». «Можно спорить по организационным моментам, месту, деньгам, но вообще... Был бы я государством, я бы поспорил по финансам. Сказал бы: ребята, что уж, давайте мы вам дадим хотя бы в два раза больше».

Некоторые в зале интересовались, чего такого может дать синематека, что нельзя найти в интернете. Шавловский отметил, что в интернете нельзя делать много хороших вещей, например — заниматься любовью. Сокуров позднее прокомментировал «Телеграфу», что ориентация на интернет ведет к разрыву коммуникаций.

Неоднократно в ходе слушаний вспоминалась судьба Музея кино в Москве, который 10 лет существует без помещения, а с этого года и без руководителя — Наума Клеймана. Возможное рождение Петербургской синематеки — это и надежда на возрождение Музея кино. В конце встречи эту мысль развил критик Андрей Плахов. «Когда началось с Музеем кино в Москве, я написал статью «Место встречи изменить нельзя» (хоть фильм я не люблю, мне нравится название) - о том, что это место обязано оставаться в столице. В прошлом году мы уже обсуждали здесь, в Петербурге, что менять его можно и нужно. - сказал он. - На самом деле, Петербург теперь — это как бы то же место. Просто где-то энергия исчезает, а где-то обязательно прибавляется. Может, через 10 лет мы все встретимся на Сахалине и решим, что именно там - «место силы».

Андрей Гореликов

Новости партнеров



Фоторепортажи

21 августа >

Фоторепортаж: «Это — уже другие белорусы»

За две недели эта маленькая страна в центре Европы трансформировалась на глазах у всего мира, отряхнувшись от 26 лет застоя. Мы увидели, как на жестокость отвечают миром, на удары дубинок — цветами, на хамство — песнями.
28 мая >

Пока не кончилось веселье. «Телеграф» вспоминает прогулки по Амстердаму до эпидемии и идеи избавиться от невоспитанных туристов

Амстердамские активисты выступили с инициативой выселить квартал «красных фонарей» и запретить продажу легких наркотиков в кофешопах туристам.
7 мая >

«Авито» показал к Дню радио подборку раритетных приемников

Посмотрите, как слушали музыку ваши бабушки с дедушками и родители.
22 апреля >

Фотографические истории людей в ограниченных возможностях. Московский фотограф снимает эротику через FaceTime и WhatsApp

Бесконтактная съемка — это новый опыт для большинства фотографов. Анастасия Марченко рассказала, почему в процессе она чувствует себя «без ног, без рук».
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях