USD: 74,4275 | EURO: 88,9334 | Сегодня: -4 | Завтра: -5
Новости экологии и политики
5 мартa 2021. 17:09
19.02.2015 00:35

Pussy Riot: Не рой другому яму

И так, в клипе на песню «I Can't Breathe» («Я не могу дышать») Надежду и Марию закапывают живьем в могилу, довольно натуралистично забрасывают глаза и рот сырой тяжелой землей. Одеты Pussy Riot в униформу ОМОНа. Один из могильщиков бросил рядом пачку сигарет марки «Русская весна».

Для соотечественника девушек посыл видео понятен. Однако, им оно не предназначается. Официальный канал группы на You Tube в аннотации рассказывает по-английски, что это за униформа, и что означает «русская весна».

«Насилие во имя государства в итоге убивает не только его непосредственных жертв, но и тех, кто его осуществляет. - комментируют Алехина и Толоконникова в релизе для американских СМИ. - Полицейские, солдаты, агенты спецслужб превращаются в заложников и будут похоронены с теми, кого убили, буквально и фигурально».

Сама же песня, с другой стороны, вообще не про Россию, а про Америку. Она посвящена Эрику Гарнеру, чернокожему отцу семейства из Нью-Йорка, которого при задержании задушил полицейский. Камеры запечатлели трагическую сцену и предсмертные отчаянные слова Гарнера: «Я не могу дышать!». Этот случай, наряду с аналогичными убийствами афроамериканцев, подозреваемых в преступлениях, вызвал в штатах волну протестов и беспорядков. Среди вышедших на улицы были и постепенно натурализующиеся Pussy Riot, за что особенно патриотичные американские граждане предлагали выгнать их из страны.

«Песня посвящается Эрику и всем тем, кто от России до Америки страдает от государственного террора», - заявляет группа.

В песне поется о Гарнере: «В своей смерти он стал искрой, что зажгла беспорядки. Так он был благословлен, чтобы жить вечно».

Новая акция Pussy Riot — если клип можно считать таковой — во-первых, является ответом тем в России, кто оправдывает гонения на оппозицию наглядным фактом того, что в Америке вновь линчуют негров. Да, говорят PR, любая государственная форма подавления и репрессии ужасны, мы не будем оправдывать это нигде. Во-вторых, это ответ тем, кто говорил, что сами Толоконникова и Алехина после заключения и всемирной славы «продались» и «огламурились». Нет, говорят они, мы по-прежнему бросаем вызов консерватизму и предрассудкам.

Однако, с последним можно все-таки поспорить. Как, наверное, знает уже вся Россия, Pussy Riot вышли из анархистской арт-группы «Война». Эти ребята бросали вызов закону и общественному вкусу, при этом не гнушаясь покровительством интеллектуальной элиты и государственными премиями. С точки зрения риторики, конечно, «войновцы» представлялись принципиальным андеграундом в художественном и социальном плане. Pussy Riot первоначально были чем-то вроде феминистского крыла группы. К призывам бить власть, буржуев и ментов в их песнях добавлялось: властная вертикаль в России — порождение мужского шовинизма. По форме это был радикальный панк, то есть, очень простая и «грязная» музыка, должная отпугнуть благопристойного обывателя. По содержанию тексты представляли собой кричалки, сдобренные отсылками к феминисткам, Жижеку, Фуко и Ги Дебору. Собственно, группы тогда была не столько музыкальной, сколько, опять же, «арт» - спонтанные концерты, взаимодействие с аудиторией, перформативность позволяли причислить Pussy Riot к современному искусству. С точки зрения левых интеллектуалов, это давало им индульгенцию почти на все, они были «девочками», «художниками» и даже «философами». С точки зрения «народа» они были хулиганками, и не имели права ни на что вообще. Чем кончился этот мировоззренческий конфликт, хорошо известно.

Но вот Надежда и Мария вышли из тюрьмы, уехали из России. В роли левых интеллектуалов, опекающих артистов, теперь оказались официальные лица США. Pussy Riot выступили в Конгрессе США, но не пели и не плясали, а культурно призвали ужесточить санкции против РФ. Как бы отреагировали Фуко и Дебор на людей, которые называют себя левыми и революционерами, а потом идут к «буржуям» и призывают тех показать всю мощь госмашины, очень интересно было бы посмотреть. Фотосессия в тюремных костюмах за тысячи долларов от какого-то немецкого мецената уже никого после этого не удивила.

Теперь клип, вроде бы — протестный со всех сторон. Только вместо бьющего по барабанным перепонкам панк-рока, слышится мелодичная песня. У Толоконниковой (?) оказался голос, и даже весьма чувственный. («Кейт Буш!» - подсказывает ассоциацию коллега). Сама песня не щедевр, но и не два аккорда на расстроенной гитаре, как когда-то. Записано на высоком уровне. Без клипа совершенно не пугает.

То есть, вместо того, чтобы отвратить всех, кроме полностью преданных протесту — привлечь всех, даже не знающих английского. Вместо принципиально нелегальных концертов на улицах в госучреждениях и в тюрьмах — дорогая студийная запись. Вместо балаклав — лица с обложки журнала.

Наконец, вернемся к якобы остросоциальному тексту и посылу песни. До своего хита про Богородицу PR как правило призывали абстрактно выходить на улицы, жечь Лубянку и свергать Путина. Потенциальные слушатели обычно либо поддерживали такие идеи (абстрактно), либо махали на них рукой как на заведомую глупость. Когда речь зашла о православии и реальном общественном конфликте, лавочку свернули. Теперь группа вновь выбрала совершенно безопасный путь. Убийство Гарнера общественное мнение в США восприняло совершенно однозначно. Очень вряд ли кто-то в Америке будет нападать на Pussy Riot, защищая честь полиции. С трогательным посвящением человеку-символу борьбы за гражданские права молча согласятся. А про Russian spring запомнят. Но нетрудно догадаться, что выступи Толоконникова и Алехина с песней: «Обама, урод, останови войну!», часть американцев была бы весьма недовольна.

Недовольства американцев PR не хотят. Когда-то они были своими для левых интеллектуалов и чужими для народа в России, теперь они свои (потенциально) для американцев и чужие для русских. Вряд ли кто-то больше виноват в этом, чем сами русские, но не факт, что потеря будет замечена. Впрочем, уже забылось, что для Pussy Riot дотюремного периода была принципиальна анонимность. Никто не знал ни точного состава, ни численности группы. Вероятно, в нее входили самые разные люди. Да что там, до сих пор неизвестно поименно, несмотря на реальные сроки, кто же танцевал в Храме Христа Спасителя. Так что, может быть, новая скандальная американская поп-группа, новый Мэрилин Мэнсон и Леди Гага, это и не Pussy вовсе. Может быть, свои Pussy у нас появятся вновь. С песнями, которые не нуждаются в клипах и промоушне.

Андрей Гореликов

Новости партнеров



Фоторепортажи

21 августа >

Фоторепортаж: «Это — уже другие белорусы»

За две недели эта маленькая страна в центре Европы трансформировалась на глазах у всего мира, отряхнувшись от 26 лет застоя. Мы увидели, как на жестокость отвечают миром, на удары дубинок — цветами, на хамство — песнями.
28 мая >

Пока не кончилось веселье. «Телеграф» вспоминает прогулки по Амстердаму до эпидемии и идеи избавиться от невоспитанных туристов

Амстердамские активисты выступили с инициативой выселить квартал «красных фонарей» и запретить продажу легких наркотиков в кофешопах туристам.
7 мая >

«Авито» показал к Дню радио подборку раритетных приемников

Посмотрите, как слушали музыку ваши бабушки с дедушками и родители.
22 апреля >

Фотографические истории людей в ограниченных возможностях. Московский фотограф снимает эротику через FaceTime и WhatsApp

Бесконтактная съемка — это новый опыт для большинства фотографов. Анастасия Марченко рассказала, почему в процессе она чувствует себя «без ног, без рук».
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях