USD: 63,9602 | EURO: 71,9232 |
Сегодня: +10 | Завтра: +7 |
21 апреля 2019. 11:52
19.04.2015 14:51

Артист Петербургского ТЮЗа Иванов: Театр – это не свобода

– У меня единственная детская фотография. Мне там лет пять, я такой с галстучком, длинные волосы... Мама отвела в фотосалон. Я очень сопротивлялся, но она все-таки заставила. Почему-то не любил фотографироваться.

– Что можете сказать о своей актерской школе, какова ее история?

– Наш мастер – Леонид Федорович Макарьев. Поступил я к нему сразу после школы, а после окончания студии оказался в Театре юных зрителей. Наша актерская школа не отличалась от других театральных ничем – разве что не было занятий по политэкономии, иностранному языку и историческому материализму. Все остальные предметы преподавались по всем правилам. Учились мы три года – и вообще из театра не вылезали. В конце первого курса играли на Моховой, а когда театр переехал в современное здание, уже играли в репертуаре. Каждый год выпускалось 4 – 5 спектаклей, и студенческие работы, спектакли «Наш цирк» и «Открытый урок» тоже вошли в репертуар. Вообще, ТЮЗ выпустил несколько курсов, с которыми мы были очень дружны – вместе играли и выпускали спектакли.

– У каждого театра есть свой способ формирования труппы, общая идея, которая всех объединяет.

– Нашим идейным вдохновителем был Зиновий Яковлевич Корогодский. В нем сошлись все звезды, какие только могли! Он был одним из слушателей и любимым учеником Марии Кнебель, а также учеником Бориса Зона. Кнебель и Зон, в свою очередь, были учениками Станиславского.

Зиновий Яковлевич жил щемящими воспоминаниями о своем сибирском детстве – довоенном, военном и послевоенном. Испытывал какую-то бесконечную заботу о ребенке, который приходит в театр из жизни. Верил, что благодаря нашему театрув жизни этому ребенку будет чуточку легче - будет меньше беспокойства, тревог. Может, он многое будет просматривать и воспринимать через фантазию, которую мы развиваем…

– И вы тоже заразились этой идеей?

– Конечно! Вот, например, мы вместе с Зиновием Яковлевичем делали спектакль «Волшебное стеклышко» - он был адресован самому младшему зрителю. Почтальон Колбаба получил письмо без адреса, он ходит по всему миру и ищет, комуже его отправили. А в письме написано: «Дорогая моя Марженка, я получил место шофера, скоро я вернусь и мы сыграем с тобой свадьбу!» Почтальон ищет эту самую Марженку, чтобы вручить ей письмо. Конечно, все заканчивается благополучно. С каким же удовольствием мы сочиняли этот спектакль! А параллельно работали над такими постановками, как «Борис Годунов». Сочиняли драматургию, придумывали сценический язык.

– А как же взрослые спектакли?

– А дело в том, что есть школьники старших классов, которые читают литературу, думают о жизни. Еще мы были очень озабочены проблемой «воспитания воспитателей»! Ведь каждый человек на протяжении жизни бывает воспитателем. Мы волей-неволей сталкиваемся с детьми, и любой неосторожный поступок взрослого может стать роковым! В спектаклях мы говорили – будьте осторожны, вокруг вас дети! Они смотрят на вас, берут с вас пример и учатся жизни.

– Как только актеры и деятели театра не объясняют выбор своей профессии. Версий очень много – известность, свобода. Все-таки, почему люди идут в актерскую профессию?

– Какая свобода? Над тобой режиссер и театральный порядок. Думаю, в актерскую профессию идут люди, у которых есть склонность к лицедейству, желание транслировать свое образное мышление. Все просто:кто-то замечательно рассказывает анекдоты, а кому-то это нужно просто запретить! Есть в некоторых тяга что-то изображать из себя.

– А как вы обнаружили в себе склонность к лицедейству?

– Драмкружок (Смеется), кружок по фото, нам еще и петь охота! Подошла ко мне и моему другу Марку Борнштейну одноклассница. Вот два друга – Борнштейн и Иванов (Посмеивается)! Мы были самые читающие, самые интеллигентные, мальчики-ботаники такие. Маринка говорит: «Не хотите ли вы в драмкружок?». Мы подумали и сказали, что хотим. Приходим после уроков в актовый зал, и вскоре появляется женщина маленького роста на высоченных каблуках –Стронгилла Шаббетаевна Иртлач! Она достает папиросы «Звездочка», закуривает и говорит: «Марик и Коля? Я так понимаю – это Марик! Ну, что почитаешь?» И мы ей читали и стихотворение и басню. В итоге, конечно, она сказала, что берет нас. Стронгилла Шаббетаевна в то время была замечательная актриса ТЮЗа и певица цыганской песни.Имела замечательный слух: когда с ней спорил аккомпаниатор, она доставала из сумочки камертон и говорила: «На, слушай!» Она увлекла нас театром именно для юных зрителей, где, как оказалось, очень интересно играть!

– Правду ведь говорят, что если играешь для детей, то нужно с ними быть одного психологического возраста? На сколько лет вы себя ощущаете?

– Лет 17-18 (Улыбается)... Был у меня в жизни такой знаменательный день, когда мы прошли все туры при поступлении в студию ТЮЗа. Это был такой хороший, теплый летний день. Мы с Виктором Федоровым сидели на ящике для поливального шланга – нам предстояло еще историю и литературу сдавать в школе. Сидели,болтали… Он уже год работал осветителем в ТЮЗе и рассказывал мне всякие байки. И вот это ощущение солнечного дня и определившейся дальнейшей судьбы теперь сидит во мне всю жизнь!

19 апреля в 19:30 состоится творческая встреча с Николаем Ивановым в театральной гостиной «VINCI».

Беседовала Варвара Сополева

Новости партнеров


Фоторепортажи

3 мартa >

Весне дорогу! Петербуржцы показали город после зимней грозы

«Телеграф» собрал фотографии пользователей из Instagram, на которых видно, как город замело снегом всего за несколько часов.
24 февраля >

Туманный Петербург. Пользователи Instagram показали, как выглядел город утром

«Телеграф» собрал в соцсетях снимки пользователей.
8 февраля >

Командующий парадом. Каким мы запомним Сергея Юрского

«Телеграф» собрал фотографии и видеоматериалы из жизни актера.
25 января >

Ледниковый период. Как выглядит замерзший Ниагарский водопад сейчас

«Телеграф» собрал фотографии и видеозаписи редкого, но красивого зрелища.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях