USD: 73,8537 | EURO: 89,6584 | Сегодня: +18 | Завтра: +20
Новости экологии и политики
18 мая 2021. 11:35
  • Главная
  • Мездрич на Литейном: устоит ли «пятая колонна»?
04.06.2015 18:52

Мездрич на Литейном: устоит ли «пятая колонна»?

Назначение опального Бориса Мездрича исполнительным директором в Театре на Литейном подтвердили немедленно. Врио руководителя Владимир Словохотов много распространялся о том, как высоко он ставит бывшего главу Новосибирской оперы в качестве руководителя. Днем в четверг Мездрич уже знакомился с администрацией театра и принимал дела. Однако, вскорости Словохотова одернули сверху.

«Такое решение не согласовывалось с комитетом и, соответственно,  решения нет. Словохотов в своих комментариях СМИ поторопился», - заявила председатель комитета по культуре Ленинградской области Наталья Кононенко.

Еще недавно Кононенко и Словохотов выступали единым фронтом, когда решалась судьба дирекций театров на Литейном и на Васильевском. Напомним, сперва дирекции планировалось объединить в одну под руководством главы театра на Васильевском Словохотова. Артисты с Литейного возмутились, дошло до открытого письма Владимиру Путину. Ленобласть (а именно в ее ведении находятся как бы петербургские театры) отыграла назад: дирекции останутся раздельными, но Словохотов будет занимать оба директорских поста. С одной стороны, вроде бы временно, с другой — о дате конкурса на должность говорилось размыто, а вице-губернатор Николая Емельянов заявлял о нежелании «брать людей со стороны».

Тогда предполагалось, что Словохотов является нужным «проверенным человеком властей». Он должен был предотвратить раздрай в творческой среде и не допускать «боданий с правительством». Теперь же оказывается, что проверенный человек «не боится оставить театр» именно на Мездрича, который, можно предположить, стал сомнительной фигурой с точки зрения лояльности власти.

«Кто просил в Петербург Мездрича, даже просил дать ему какой-то приличный театр? Те же люди, что ходят с плакатами «долой Путина». Они и их высокопоставленные покровители каким-то образом повлияли на это решение. Мы должны коллекционировать у себя в городе жемчуг, а не... антижемчуг, - заявил нам Виталий Милонов. - Либеральная «тусовка» избрала Петербург в качестве города, которому наносят удары один за другим. Им мешает единственный человек — Полтавченко».

Говоря о людях, требовавших дать Мездричу «приличный театр» (то есть — Михайловский), Милонов имеет ввиду прежде всего Максима Резника.

«Мездрич — это очень большое приобретение для города. Не могу сказать, какая была мотивировку у людей, продвинувших его кандидатуру, но это человек больших способностей», - отмечает сам Резник. Ранее депутаты по его инициативе составили коллективное письмо администрации города, где заявили, что приглашение Мездрича поднимет репутацию города.

Надо заметить, назначение повысило бы во всяком случае репутацию Театра на Литейном. Можно сочувствовать бунту артистов против Словохотова, но видимо была правда и в словах чиновников, неохотно признавшихся, что при попустительстве властей (и в отсутствие средств) работа театра выродилась в глубоко провинциальное зрелище. Впечатление подстегивается тем, что в разгар скандала экс-директор Андрей Лобанов самоустранился на больничный, теперь там же находится и заведующа литературной частью Екатерина Строганова, а от оставшихся представителей театра комментариев по ситуации ждать не приходится. Мездрич, в отличие от Словохотова, не был строго говоря человеком театра, имея естественное образование и вроде бы занимаясь исключительно коммерческими обязанностями. Теперь же его имя безусловно стало брендом. Можно представить, как Театр на Литейном становится одним из самых модных в городе, как туда приходят скандальные (и просто хорошие режиссеры), как протесты традиционалистов лишь создают рекламу постановкам, и поскучневшая театральная жизнь вновь кипит в Петербурге. Впрочем, тенденция заставляет предполагать другой ход событий.

Приказ об увольнении директору НГТОиБ в аэропорту Толмачево вручал замминистр культуры Владимир Аристархов, делая это, надо полагать, с особым злорадством. Вскоре после скандала с «Тангейзером» именно Аристархов стал своего рода «злым следователем» Минкульта в России. Бывший экономист и бизнесмен, лидер строительной компании, политическую карьеру он делал через проекты «Единой России» по реставрации исторической памяти. С 3 июня в его ведомстве оказался департамент культурного наследия — таким образом, внутренняя власть Аристархова расширилась уже на три департамента. Его укрепляющееся влияние сопровождается скандальными заявлениями: строителю есть дело до новых форм искусства, которые не должны прикрывать «вредное нам содержание», до более-менее официозного театрального фестиваля «Золотая маска», оказыается, поддерживающего русофобов, до меценатских фондов. Перед «Золотой маской» и фондом Прохорова министерству пришлось извиняться за Аристархова. Оказывается, чиновник выражал просто «личное мнение». Но чье мнение будет последним, сказать пока нельзя: тихое реформирование Минкультуры продолжается, причем на фоне упорных слухов об отставке Владимира Мединского. Причем на его место прочат не Аристархова, а либо Капкова (либеральная ветвь), либо Ямпольскую (ультраконсерватор). То есть, в системе, в условиях спешного формирования культурной политики, нет равновесия. Может быть, кандидатуру Мездрича вдруг одобрят, придет Капков, и наступит полоса некоторого либерализма. Но вообще, в ближайшей перспективе легче поверить в приход таких людей, как Аристархов. Не имеющие никакого образования в области искусства, эти люди точно знают, чего от искусства хотят: им плевать на форму и качество, но не плевать на содержание. Содержание должно быть позитивным, и за хорошее против плохого. Это эклектика фашизма, по определению Умберто Эко, или, если угодно «традиционных ценностей», не поддающихся перечислению, но смутно узнаваемых. Надежда в том, что подлинное искусство останется, независимо от министерской политике, как пресловутой опере Вагнера, в общем, все равно, есть Христос на сцене, или нет.

Андрей Гореликов

Новости партнеров



Фоторепортажи

21 августа >

Фоторепортаж: «Это — уже другие белорусы»

За две недели эта маленькая страна в центре Европы трансформировалась на глазах у всего мира, отряхнувшись от 26 лет застоя. Мы увидели, как на жестокость отвечают миром, на удары дубинок — цветами, на хамство — песнями.
28 мая >

Пока не кончилось веселье. «Телеграф» вспоминает прогулки по Амстердаму до эпидемии и идеи избавиться от невоспитанных туристов

Амстердамские активисты выступили с инициативой выселить квартал «красных фонарей» и запретить продажу легких наркотиков в кофешопах туристам.
7 мая >

«Авито» показал к Дню радио подборку раритетных приемников

Посмотрите, как слушали музыку ваши бабушки с дедушками и родители.
22 апреля >

Фотографические истории людей в ограниченных возможностях. Московский фотограф снимает эротику через FaceTime и WhatsApp

Бесконтактная съемка — это новый опыт для большинства фотографов. Анастасия Марченко рассказала, почему в процессе она чувствует себя «без ног, без рук».
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях