Прокремлевские-тролли не ограничиваются комментариями в интернете. Как пишет автор статьи о них в New York Times, с помощью СМС было распространено сообщение об опасности ядовитых испарений в американском штате Луизиана. Новость быстро разлетелась по твиттеру, кто-то аккуратно запостил фото якобы с сайта CNN. Но все это оказалось фальшивкой – никаких ядовитых испарений в том районе не было и в помине. Вскоре по тому же сценарию был разыгран сценарий с историей о вспышке Эболы в штате Атланта:
«Как и в прошлый раз, авторы фальшивки уделили огромное внимание каждой детали, что указывало на значительное количество затраченных ресурсов. На видеозаписи на YouTube команда медиков в костюмах химзащиты несла из аэропорта носилки с очередной жертвой. Фоном играла песня Бейонсе «7-11» - так авторы хотели подчеркнуть актуальность видеозаписи».
Журналист Адриан Чен, долгое время изучавший прокремлевских интернет-сотрудников, нашел связь между инцидентами с дезинформацией в Америке и работой скандально знаменитого «Агентства интернет-исследований» в Санкт-Петербурге. Чен встретился с бывшей сотрудницей организации Людмилой Савчук. Она поведала американскому журналисту о том, по каким принципам работают интернет-тролли с Савушкино.
«В организации было множество отделов, каждый из которых производил контент для определённой социальной сети: в одном писали посты для Живого Журналa, в другом — статусы для Вконтакте.Были отдельные подразделения, занимавшиеся Facebook, Twitter и Instagram. Целый отдел писал комментарии на сайтах российских СМИ. По оценкам одного из сотрудников, организация занимала как минимум 40 кабинетов».
Каждый из сотрудников получал тех.задание, в котором важное место занимала Украина. Савчук и её коллеги должны были публиковать комментарии с оскорблениями в адрес президента Украины Петра Порошенко и описаниями зверств, совершённых украинскими военными.
Савчук рассказывала, что в марте, когда убили лидера оппозиции Бориса Немцова, весь её отдел перевели в группу комментариев на сайтах российских СМИ и дали указание писать о том, что оппозиция сама подстроила это убийство.
В структуре организации выделялись элитные отделы спецпроектов, состоящие из политически грамотных и владеющих английским языком молодых людей. За свою работу Савушкина получала в месяц 41 тысячу рублей. При этом, по ее словам, общая цель работы организации отдельным сотрудникам была неведома. Многие из работников агентства не знали даже имени руководителя организации.
Связь между «утками» в американских штатах и интернет-троллями помогли выявить хакеры, называющие себя «Анонимным интернационалом». С помощью питерского журналиста Андрея Сошникова Чен узнал, что видео, которыми пугали жителей нескольких американских штатов, идентично с материалом, который делает студия «Инфосёрфинг», занимающейся производством пропагандистской инфографики для Instagram и Вконтакте по заказу Кремля:
«Он открыл аккаунт «Инфосёрфинга» на YouTube, и я тут же заметил несколько роликов, сделанных в том же стиле, что и анимация про неудачи американской разведки. Более того, «Инфосёрфинг» запостил у себя в аккаунте тот самый ролик — только вместо злосчастного австралийца его озвучивал русский диктор. Это, пожалуй, было самое убедительное доказательство связи между фальшивыми видео происшествий в США и конторы, работавшей по тому же адресу, что и «Агентство интернет-исследований».
Автор статьи поговорил с девушкой, которая ранее работала в англоязычном отделе команды интернет-троллей. Она пришла на интервью в сопровождении известного питерского неонациста, которого представила в качестве своего брата. В основном её работа сводилась к переводам с английского на русский. Новости были самыми разными — от событий в Украине до дорожных происшествий. Несколько раз ей поручали оставить комментарии к американским новостям про Россию, но конкретных инструкций, что нужно написать, по её словам, не выдали.
В свой заключительный день в Санкт-Петербурге Чен смог проникнуть в здании на Савушкино. Там американец встертился с главным редактором «Федерального агентства новостей» Евгением Зубаревым, который отверг всякую связь с проплаченными троллями. Дальнейшие события стали для журналиста Times настоящим шоком:
«На следующий день на сайте ФАН вышла статья с заголовком «Что общего у журналиста The New York Times и нациста из Петербурга?» В статье описывалась таинственная встреча журналиста из газеты New York Times — то есть меня – с неким неонацистом».
В статье говорилось, что Максимов, который известен под кличкой «Муха», – член известной в Петербурге организации скинхедов. Он якобы провёл несколько лет в тюрьме за нанесение смертельных ножевых ранений. Буквально за месяц нашей с ним встречи Муха снова попал в заголовки новостей – на этот раз в связи с избиением мигрантов в пригороде Сантк-Петербурга. При обыске полиция нашла у него в квартире оружие и нацистскую символику.
В статье не упоминалась ни Катарина Аистова (собеседница Чена), ни «Агентство интернет-исследований». Зато авторы утверждали, что американский журналист якобы встречался с Максимовым, потому что хотел завербовать его для совершения провокации против России. Максимов сообщил ФАН, что Чен «очень живо интересовался настроениями в среде русских националистов»:
«Фото сделано под таким углом, что Аистову почти не видно. Если не присматриваться к деталям, то может показаться, что в кадре только двое — я и скинхед, с которым я мило болтаю за чашечкой кофе. На другой фотографии, снятой у входа в ресторан, я будто бы глубоко погружён в беседу с Максимовым. Хотя на самом деле я точно помню, что между нами в этот момент стояла Аистова». Статью быстро перепечатали в нескольких прокремлевских блогах.