USD: 75,0319 | EURO: 88,9578 | Сегодня: +11 | Завтра: +12
Новости экологии и политики
18 сентября 2020. 20:35
  • Главная
  • Как Эраст Фандорин стал русским Джеймсом Бондом
26.06.2015 15:58

Как Эраст Фандорин стал русским Джеймсом Бондом

Когда выходит новый детектив Бориса Акунина, его читают в метро и автобусах, в обеденный перерыв на работе и даже по вечерам, вместо дискуссий с монитором. Так было до недавнего времени и отчасти осталось сейчас – иначе кондуктор в первом же троллейбусе не поинтересовался бы у автора статьи, докуда дочитано, и как там дела у героев. Несмотря на нарастающую витиеватость и тяжеловесные сюжеты, центральный персонаж беллетристического мира Акунина Эраст Фандорин все еще способен увлечь даже тех, кто в приличном обществе не признается, что балуется маленькими черными книжечками. И вот появился предпоследний заветный томик: следующий обещают в 2018 году, и тогда Фандорин окончательно займет достойное место в пантеоне героев «литературы полусвета».

Что такое «Планета вода», и стоит ли ждать на ее страницах того легкого, уязвимого и человечного Фандорина, каковым он был примерно до «Алмазной колесницы»? Нет. Мы снова встречаем виртуоза образца последних четырех книг, отягощенного супергеройством. В первой же повести «Планета вода» (технократический детектив) читателю предлагается восхищаться не дедуктивными способностями 47-летнего Эраста Петровича, а его ловкостью, смелостью и навыками водолаза (а также инженера-конструктора и политолога). За него уже сложно переживать, потому что Фандорин образца последних романов - это машина, не дающая сбоев и исправно успевающая мысленно (а иногда, о ужас, и вслух) закатить монолог о долге Благородного Мужа, попутно в последние доли секунды спасая мир.

Но вернемся к первой повести. «Планета Вода» подкупает сначала описанием Фандорина-кладоискателя, в 1903 году обитающего на Карибах и избегающего новостей с неспокойной Родины, а потом и историей с маньяком-профессором в духе «Особых поручений» или «Коронации». История с 12-летней язвительной девчушкой, больной туберкулезом, влюбившейся в злодея Наполеона, прекрасна, но не раскрыта. Фандорин, увы, остался без дамы, да еще пол книжки вынужден щеголять плебейским именем Пит Булль. Вместо романтики и преступлений на почве страсти детектив спекулирует на Жюле Верне. Акунину-Чхартишвили это удалось почти так же, как в свое время переработка Гиляровского, но получилось не столь аппетитно. В первую очередь из-за помянутых проблем с героем - это марионетка, которая не выдерживает груза сверхспособностей. Лучше бы Фандорин больше наблюдал за людьми, а автор - за Наполеоном и его Лолитой, чем все они упражнялись в водолазном искусстве. В густоте технократических атрибутов герой выглядит глупо, и все отрабатывает монологи Благородного Мужа, когда впору включить мозги. Впрочем, их наличие не критично: все плохие парни смиренно выдают свои секреты, ожидая, когда Эраст Петрович закончит медитировать и погубит их план по захвату мира. Даже мощный Наполеон, кровь с молоком, не устоял и предложил Эрасту Петровичу поделить мир пополам. Это уже из области фантастики, но не научной, а той, которую принято поднимать на смех. Которой мы много видели в неудачных сценариях фильмов о Джеймсе Бонде, и именно на агента 007 (особенно в самоуверенном исполнении Пирса Броснана) так похож Фандорин в последних книгах.

Самая приятная и по-настоящему фандоринская история - «Парус одинокий». Бескрайнее Заволжье, леса, просторы, разруха, позапрошлый век. Миновала русско-японская война, на дворе 1906 год. Герой в благополучной загранице получает газету третьей свежести и узнает, что одна из его любимых жестоко убита в дремучем бездорожье, то есть Заволжье. Приезжает в этот 17 век, к лесному Хозяину, уголовникам, язычникам, чиновнику-морфинисту и мужеподобной докторше. С подробностями дремучего быта Акунин чуть переборщил – кажется, местами это стилизация стилизации, но детективная линия здесь самая «вкусная» из последних книг. Автор сжалился и позволил герою самому покрутиться на крохотном острове, расследуя убийство среди четырех полоумных монахинь и выводка гадюк. Здесь Фандорин приятно напоминает себя прежнего: статского советника, который мыслит на три хода вперед. Акунин не расписывает внутренние монологи, что-то оставляет за кадром и получает наконец интересный незатянутый финал.

Впрочем, в заключительном «идиотическом детективе» воскресший было Фандорин-государственник снова не вовремя подавлен «Благородным Мужем». Вся история «Куда ж нам плыть» написана только ради финальной сцены. Странное убийство на железной дороге, краткая вспышка дедукции, и вот Эраст Петрович гонится за убийцей-чистоплюем, пылая сложносочиненным благородством. Пылая так бессмысленно, что пролетает мимо Владимира Ильича и Иосифа Виссарионовича. Симпатичные зарисовки имперских границ России - приятный бонус от Акунина-историка.

В сухом остатке мы имеем три нескучных по задумке, но слишком разбавленных «водой» истории. Это заметно даже по объему - если вспоминать первые книжки проекта, то они были в три раза меньше, написаны проще и читались на одном дыхании (как и положено беллетристике). Чхартишкили не стесняется делать отсылки на актуальную ситуацию в стране, и это получается лучше, чем манипулирование героем. А Акунин все оттягивает рассказ о самом интересном - что же Фандорин делал в русско-японскую войну. Учитывая отношения писателя и Фандорина с Японией, это и правда может быть интересно – главное, опять же, не перемудрить.

Анастасия Семенович

Новости партнеров



Фоторепортажи

21 августа >

Фоторепортаж: «Это — уже другие белорусы»

За две недели эта маленькая страна в центре Европы трансформировалась на глазах у всего мира, отряхнувшись от 26 лет застоя. Мы увидели, как на жестокость отвечают миром, на удары дубинок — цветами, на хамство — песнями.
28 мая >

Пока не кончилось веселье. «Телеграф» вспоминает прогулки по Амстердаму до эпидемии и идеи избавиться от невоспитанных туристов

Амстердамские активисты выступили с инициативой выселить квартал «красных фонарей» и запретить продажу легких наркотиков в кофешопах туристам.
7 мая >

«Авито» показал к Дню радио подборку раритетных приемников

Посмотрите, как слушали музыку ваши бабушки с дедушками и родители.
22 апреля >

Фотографические истории людей в ограниченных возможностях. Московский фотограф снимает эротику через FaceTime и WhatsApp

Бесконтактная съемка — это новый опыт для большинства фотографов. Анастасия Марченко рассказала, почему в процессе она чувствует себя «без ног, без рук».
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях