USD: 75,4518 | EURO: 90,0291 | Сегодня: 0 | Завтра: +1
Новости экологии и политики
27 ноября 2020. 11:44
04.07.2015 23:32

За талант он прощал все

«Я и сам был смущен. Согласился скоро – уж очень хотелось поближе быть к искусству», - вспоминал о своем назначении сам Теляковский, который родился в семье известного теориетика фортификации Аркадия Теляковского, с детства увлекался музыкой, в доме отца бывали Чайковский, отец Веры Комиссаржевской актер Федор Комиссаржевский и другие. Теляковский был знаком с Антоном Рубинштейном и т.д. Но когда полковника-кавалериста назначили директором огромного хозяйства – шесть театров – по три в каждой из столиц, дав театральных училища, мастерские, гардеробы, склады декораций и огромный штат непростых людей – артистов, то многие удивились. Александр Бенуа  называл его «рубахой-парнем» и «простаком», хотя «хитрым и лукавым».

Куратор выставки «Его Величество чиновник» Елена Федосова в своем герое, наоборот, души не чает и способна говорить о нем часами: «Ему пришлось  распоряжаться безумным хозяйством, хотя когда  он  вступил на эту должность, то был просто « честным зрителем», воспринимал актерскую публику из зрительного зала, а когда стал ими руководить, то увидел, что они – такие же живые люди – опаздывают, врут, пьют, даже дерутся, но у него хватило ума и великодушия, культуры, понять, что к талантам надо относиться по-особому». За талант он прощал все…или почти все. Он умел прощать и многое прощал, но мог быть очень резким.  Не простил великой Савиной, когда она назвала Мейерхольда «жидом», не посчитался с возрастом старого Петипа и не простил, когда тот организовал в прессе  травлю талантливой  постановки Горским  балета «Дон Кихот» в Большом театре…

Теляковский  пригласил на императорскую сцену Шаляпина и Фокина, Мейерхольда, привлек к сотрудничеству знаменитых «мирискусников».

Сюжеты выставки «Его Величество Чиновник» взяты из дневников Теляковского, чей живой ум и острота высказываний раскрывают перед нами увлекательнейшую картину полной интриг театральной жизни начала ХХ века. В записи от 3 февраля 1911 года Теляковский рассуждает:«В Париже удивляются увольнению Нижинского в 24 часа — находя, что, если он в этом костюме танцевал в Париже и это допускалось, удивительно, что оно не допускается в Петербурге на императорской сцене. Вообще, странно говорить о том, чего не знают и не видели. Тот же самый костюм можно надеть прилично и неприлично, танцуя, можно принимать те или другие позы и движения, а Нижинский-то своими движениями и неприличен, равно как и своим поведением с Дягилевым».

На выставке, расположившейся в трех залах Шереметевского дворца, представлены роскошные костюмы, предоставленные Государственным Эрмитажем и Александринским театром, редкие архивные фотографии, эскизы костюмов и декораций, карикатуры из Музея театрального и музыкального искусства.

Теляковский посвятил немало времени реформе театрального образования. С деятельностью последнего директора императорских театров связаны постановки произведений античных авторов, утверждение чеховских пьес, освоение драматурги Леонида Андреева, постановки опер Вагнера, спектакли  Мейерхольда.

Именно Теляковский был  одним из организаторов вошедшего в историю последнего маскарада империи – знаменитого Русского костюмированного бала 11 февраля 1903 года, приглашение на который получили более 400 аристократических семейств. Теляковский настоял, чтобы в Эрмитажном театре на сборном спектакле   выступила Анна Павлова – это стало важной вехой в карьере балетной звезды. Он приглашает дирижировать в Большой театр молодого Сергея Рахманинова.  Он чувствовал талант . Поверил в Фокина и давал ему ставить спектакли, хотя по должности Фокин балетмейстером не был, а был лишь танцовщиком.

Романтическая история связана с личной жизнью Теляковского. Он увидел впервые свою будущую жену Гурли Логиновну, когда был 13-летним подростком, а ей было 23. И влюбился навсегда. «Она была для меня не только единственная любимая мною женщина, но она была мне матерью в молодости, женщиной в зрелом возрасте, товарищем и неизменным спутником-другом всю жизнь». Соединить судьбы они смогли лишь тогда, когда она в 33 года овдовела и осталась одна с тремя детьми и без средств к существованию….Они больше не расставались и похоронены вместе на Серафимовском кладбище Петербурга.

После революции Теляковского дважды арестовывали, чтобы прокормиться, он даже работал сапожником. Умер в 1924 году, все же получив пенсию от Наркомпроса.

Новости партнеров



Фоторепортажи

21 августа >

Фоторепортаж: «Это — уже другие белорусы»

За две недели эта маленькая страна в центре Европы трансформировалась на глазах у всего мира, отряхнувшись от 26 лет застоя. Мы увидели, как на жестокость отвечают миром, на удары дубинок — цветами, на хамство — песнями.
28 мая >

Пока не кончилось веселье. «Телеграф» вспоминает прогулки по Амстердаму до эпидемии и идеи избавиться от невоспитанных туристов

Амстердамские активисты выступили с инициативой выселить квартал «красных фонарей» и запретить продажу легких наркотиков в кофешопах туристам.
7 мая >

«Авито» показал к Дню радио подборку раритетных приемников

Посмотрите, как слушали музыку ваши бабушки с дедушками и родители.
22 апреля >

Фотографические истории людей в ограниченных возможностях. Московский фотограф снимает эротику через FaceTime и WhatsApp

Бесконтактная съемка — это новый опыт для большинства фотографов. Анастасия Марченко рассказала, почему в процессе она чувствует себя «без ног, без рук».
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях