USD: 76,3203 | EURO: 91,3096 | Сегодня: +1 | Завтра: +1
Новости экологии и политики
1 декабря 2020. 18:11
12.07.2015 15:46

Ужасное далёко

Не секрет, что хоррор – один из самых консервативных жанров. И пусть история знает немало примеров качественных фильмов ужасов, которые стали классикой не только жанра, но и достоянием кинематографа («Психо», «Ночь живых мертвецов», «Ребенок Розмари»), существуют тонны до одури приевшихся штампованных страшилок, вызывающих лишь ничем не прикрытую скуку.

Сегодняшнее состояние жанра оставляет желать лучшего: на экраны кинотеатров вываливаются очередные клишированные фильмы про вампиров, оборотней и зомби, годные лишь на трату пару часов вашей жизни. Однако из этой стагнации есть два выхода. Первый – это переложение классики и игра со штампами. Таким был, например, насквозь постмодернистский «Крик» и его сиквелы, которые, впрочем, быстро стали не субъектом, а объектом пародии («Очень страшное кино»). К этой же категории можно отнести недавно вышедший на российские экраны фильм «Оно» (не путать с экранизацией романа Стивена Кинга). Второй способ оживить жанр – логическое продолжение того, что уже было, с прицелом на новые технологии. Такими в своё время были «Звонок» и ряд мокьюментари-фильмов («Ведьма из Блэр», «Монстро», «Паранормальное явление»). Сюда относится и новый фильм российско-американского производства «Убрать из друзей», вышедший на днях в прокат. Об этих двух путях мы и будем говорить.

«Оно» (в оригинале «It follows») – второй полнометражный фильм американского независимого режиссёра Дэвида Роберта Митчелла. Его дебют («Миф об американской вечеринке») был деконструкцией мечтаний подростков о громких тусовках, разыгранной в пространстве пригородной Америки. «Оно» оказалось намного интереснее, умнее, увлекательнее и получило огромный успех у критиков и неплохие кассовые сборы, окупившие бюджет в несколько раз. Действие фильма происходит всё в том же субурбанистическом мирке, и главные герои опять подростки. Главная героиня Джей, переспав с парнем, понимает, что получила не ЗППП, а монстра, идущего за ней следом. Он может принимать любые формы и медленно, но верно преследует жертву. Избавиться от него можно только «перекинув» следующему. Вот только этот эквивалент сексуальных догонялок имеет небольшой минус: как только чудовище расправится с нынешним носителем, он пойдёт обратно по цепочке, убивая тех, кто передавал вирус. Действие «Оно» происходит не в настоящем, а некотором вакууме, почти все приметы, указывающие на время действия, отсутствуют. Митчелл показал себя как ценитель жанра, воссоздав как архетипические характеры героев хорроров 90-х, так и атмосферу, насытив свой фильм подтекстом. Монстра вполне можно рассматривать как метафору пубертатного периода, который грозит тебе главной «прелестью» взросления – приближением смерти, бредущей к тебе медленно и неумолимо. Это и есть первый путь ревизии жанра ужасов в кино – насыщение старого новыми смыслами. Но он, как мы уже говорили ранее, не единственный.

Развитие современных технологий не может не отразиться в кинематографе. Телефон как средство коммуникации пугает в фильме «Когда звонит незнакомец» (1979) и одноименном ремейке (2006). Телевидение и дальнейшее появление VHS породили миф об убивающей видеокассете – так на свет появилась длинноволосая и бледная девочка-мертвец Садако, вылезающая из телевизора (японская серия фильмов «Звонок» и пара американских ремейков). Документальное кино породило такой жанр кинематографа как мокьюментари. Он заключается в особом стиле съемки художественного фильма, когда вымышленное выдается за реально происходившее. Жанр зародился в 50-60-х годах, но расцвел как поджанр хоррора в начале нулевых. С этим понятием тесно связан термин «found footage», то есть найденная пленка (в начале фильма может присутствовать надпись о том, при как обстоятельствах была найдена эта видеокассета / диск / флэшка).

Первым популярным мокьюментари-хоррором стала «Ведьма из Блэр», снятая за сущие копейки и многократно окупившаяся в прокате (стоила меньше сотни тысяч, а собрала около двух сотен миллионов долларов). Столь низкие риски (производство обходится невероятно дешево, а заработать можно неплохо) заставили задуматься продюсеров о новом подходе к фильмам ужасов. С тех пор на свет появилась серия испанских фильмов «Репортаж» и американский ремейк «Карантин», фантастический «Монстро», «Последнее изгнание дьявола» и серия «Паранормальное явление», обрастающая уже неприличным количеством сиквелов и спин-оффов. И это не считая многочисленных подражателей и продолжателей.

Логичным в этой связи выглядит появление «Убрать из друзей», действие которого целиком происходит в виртуальных дебрях. Снял все это Леван Габриадзе (скрипач из советской «Кин-дза-дзы», режиссер комедии «Выкрутасы» и пары эпизодов серии «Елки»), среди продюсеров – Тимур Бекмамбетов и Джейсон Блум. Больше всего пугает только фигура Блума, из года в год доящего франшизу «Паранормальное явление», что неизменно сказывается на качестве фильмов.

«Убрать из друзей» сделан без особых хитростей – полтора часа зритель просто смотрит на экран ноутбука, основное действие разворачивается в скайп-конференции шестерых подростков. Год назад – не без помощи YouTube и Facebook – их одноклассница Лора, которую затравили сверстники, покончила с собой. Теперь ее неупокоенный дух живет в виртуальном пространстве и мечтает воздать по заслугам обидчикам. До финала, понятное дело, доживут далеко не шестеро.

Сразу стоит сказать, что сюжет фильм не представляет из себя ничего нового и революционного, а если бы он был снят традиционным способом, то и вовсе забылся бы через пару месяцев. Главную мысль можно выразить в одном предложении: Сеть не место для личного, а новое пространство — для неизведанного и пугающего. Да и как был проговорено в самом фильме, вещи в сети не исчезают, а остаются жить вечно. Из достоинств фильма стоит отметить чёрный юмор, который здесь весьма ощутим.

Но при всей видимой простоте и незатейливости перед нами маленькая повествовательная революция. Во-первых, мы видим не один план, а сразу шесть – Skype позволяет режиссеру показать сразу несколько комнат и действующих лиц одновременно. Во-вторых, львиная доля сюжета – в сообщениях Facebook и iMessage. Фильм буквально заставляет зрителя напрячь свои глаза и не смотреть, а именно читать текст с экрана. Кроме того это позволяет понять, что творится с формально главной героиней фильма, чей экран мы все время и наблюдаем. Виртуальное пространство становится продолжением тела человека и его мыслей: когда героиня набирает сообщение, но стирает, не отправляя, мы видим ее, вероятно, ближе, чем кто-либо из ее друзей. Техническая сторона фильма практически безупречна: саундтреком здесь служат песни из iTunes, которые включает сначала героиня, а затем и призрак, завладевший ноутбуком.

В поддержку тезиса о новой повествовательной революции, стоит заметить, что «Убрать из друзей» не останется единственным таким десктоп-фильмом. Компанией Bazelevs в производство запущено уже три разножанровых проекта в схожей стилистике, а продюсер Блум явно не ограничится успехом одного хоррора, а наклепает целую серию подобных скайп-ужастиков.

Вот так и выходит, что кроме стагнации, у жанра фильма ужасов есть будущее. С одной стороны, оно смотрит в прошлое и предлагает интересные сюжеты, а с другой – смело шагает в ногу с новыми технологиями, используя старые и избитые сюжеты. Что же будет с хоррором и с нами? Черт знает.

Новости партнеров



Фоторепортажи

21 августа >

Фоторепортаж: «Это — уже другие белорусы»

За две недели эта маленькая страна в центре Европы трансформировалась на глазах у всего мира, отряхнувшись от 26 лет застоя. Мы увидели, как на жестокость отвечают миром, на удары дубинок — цветами, на хамство — песнями.
28 мая >

Пока не кончилось веселье. «Телеграф» вспоминает прогулки по Амстердаму до эпидемии и идеи избавиться от невоспитанных туристов

Амстердамские активисты выступили с инициативой выселить квартал «красных фонарей» и запретить продажу легких наркотиков в кофешопах туристам.
7 мая >

«Авито» показал к Дню радио подборку раритетных приемников

Посмотрите, как слушали музыку ваши бабушки с дедушками и родители.
22 апреля >

Фотографические истории людей в ограниченных возможностях. Московский фотограф снимает эротику через FaceTime и WhatsApp

Бесконтактная съемка — это новый опыт для большинства фотографов. Анастасия Марченко рассказала, почему в процессе она чувствует себя «без ног, без рук».
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях