Особенности национального фастфуда
Ранее источник «Телеграфа» сообщил о том, что сеть фастфудов Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского «Едим как дома» получила финансирование от одного из российских банков. «Телеграф» рассказывает о ресторанном проекте двух известных российских режиссеров.
Впервые об идее нового российского фастфуда стало известно в марте 2015 года, когда Никита Михалков и Андрей Кончаловский написали письмо президенту России Владимиру Путину. В этом письме братья рассказали о концепции новой сети общественного питания, которая будет использовать российские продукты. Стоимость проекта Михалков и Кончаловский оценили примерно в миллиард рублей. Около трети этой суммы планировал вложить господин Кончаловский совместно с другими инвесторами, остальные средства авторы проекта намеревались получить в виде кредита.
Письмо вызвало сильный резонанс – недовольные предыдущими инициативами Никиты Михалкова пользователи интернета, в частности, создали огромное количество различных картинок, демотиваторов и постеров, посвященных проекту «Едим дома». Главной темой этих изображений стала озвученная стоимость сети фастфудов (самой популярной картинкой такого рода стала сделанная Егором Жгуном иллюстрация, построенная на сходстве Михалкова с основателем сети KFC полковником Сандерсом). Кроме того, пользователи интернета иронически обыграли название сети, создав множество картинок, на которых режиссер «ест» те или иные постройки.
— zhgun (@zhgun) 9 апреля 2015
Среди официальных лиц идея новой ресторанной сети вызвала большее воодушевление. О поддержке начинания режиссеров заявили, в частности, глава Минсельхоза России Александр Ткачев и вице-премьер Аркадий Дворкович. Господин Дворкович также отметил, что авторы «Едим дома» не просили государственной поддержки, и обещал помочь им в «преодолении бюрократических процедур». «Такую поддержку мы оказываем очень многим. Естественно, и здесь будем оказывать, если у инициаторов получится привлечь финансирование», — подчеркнул тогда вице-премьер. Юрий Лужков – бывший мэр Москвы и заядлый пасечник – и вовсе выразил готовность поставлять новой сети экологически чистые продукты питания со своего хозяйства в Калининградской области.
Позднее Никита Михалков в интервью агентству ТАСС заявил, что название будущей сети было решено изменить на «Едим как дома». Режиссер также отметил, что первые заведения сети будут открыты в Московской и Калужской областях через полтора года, а в меню фастфуда появится напиток «Кончаловка», изобретенный дедом Никиты Сергеевича сто лет назад. Стоит отметить, что предыдущее название сети – «Едим дома» — принадлежит Андрею Кончаловскому и его супруге, актрисе и телеведущей Юлии Высоцкой. В начале августа госпожа Высоцкая сообщила, что не планирует отказываться от бренда. По ее словам, до конца года под маркой «Едим дома» будут открыты 15 магазинов с фирменной домашней утварью. Кроме того, под этим брендом уже выпускаются продукты питания, кухонные принадлежности и посуда.
Юлия Высоцкая известна также как ресторатор – она владеет московскими ресторанами Food Embassy и «Юлина кухня». Гастрономические критики оценивают эту деятельность Высоцкой неоднозначно. В частности, ресторан «Юлина кухня» получил разгромный отзыв от автора журнала «Афиша» Александра Ильина. «„Афиша. Город“, несмотря на свое желание всюду увидеть что-нибудь хорошее, готова провозгласить „Юлину кухню” худшим рестораном Москвы», — отмечалось в статье господина Ильина. Не оценил ресторан актрисы и известный петербургский критик Борис. «Надо что-то менять. Или Великую Кулинарку на шеф-повара, который понимает ресторанную еду и ее отличия от домашней, или все остальное», — заметил ресторанный обозреватель в своем отзыве.
Присутствующие на российском рынке ресторанные сети в свою очередь не боятся конкуренции со стороны Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского. Глава российского подразделения McDonald's Хамзат Хасбулатов, к примеру, отметил в эфире «Коммерсантъ FM», что американская сеть только приветствует появление на рынке нового игрока. «Самое главное, чтобы не на ноги наступали, а пятки — ничего… Конкуренция как таковая нас не смущает», — подчеркнул господин Хасбулатов. Схожего мнения придерживается и гендиректор сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров, который рассказал «Телеграфу» о том, что в «Теремке» не боятся конкуренции и приветствуют появление на рынке новой сети. «На рынке давно уже существует мощная конкуренция. Законодатели моды – американские фастфуд-компании, поэтому ужесточения конкуренции если и можно ждать, то никак не ранее чем через четыре-шесть лет», — пояснил господин Гончаров.
Стоило ли блестящим режиссерам менять духовную пищу кинематографа на быструю еду и ресторанный бизнес? Вопрос дискуссионный. «Телеграфу» остается только пожелать кинематографистам удачи на новом поприще — талантливые люди, как известно, талантливы во всем, да и кормлением страждущих во все времена занимались весьма почтенные люди. Ну а насколько успешным окажется начинание Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского, покажет только время.