USD: 73,7243 | EURO: 89,2064 | Сегодня: -7 | Завтра: -10
Новости экологии и политики
19 января 2021. 13:46
06.11.2015 13:06

Мертвая петля

На прошлой неделе мир сотрясла трагедия в небе над Египтом. Российский пассажирский самолет Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа» потерпел крушение над Синайским полуостровом. В результате погибли 224 человека, среди которых 25 детей. Сейчас вокруг происшествия имеет место масса спекуляций, связанных с его причинами. Одни считают крушение лайнера результатом взрыва двигателя, другие говорят о разгерметизации салона, третьи считают основной причиной трагедии плохое состояние самолета в целом, четвертые вообще говорят о террористическом акте. Общественность окончательно запуталась в потоке версий, догадок и предположений. «Телеграф» выяснил, что даже самые загадочные и таинственные авиапроисшествия в истории на деле являлись результатом вполне банальных ошибок, недоработок и технических неисправностей.

Проанализировав несколько авиационных катастроф, «Телеграф» пришел к выводу, что единственное, что сейчас может сделать обыватель в случае с крушением над Синаем, – это ждать результатов расследования. Мы решили не брать в учет некоторые насквозь пропитанные политическими спекуляциями эпизоды вроде трагедии малазийского Boeing в небе над Донбассом и рассмотрели другие случаи.

Трубка французского инженера

Глубокой ночью 1 июня 2009 года с радаров внезапно пропал Airbus A330 компании Air France, совершавший перелет из Рио-де-Жанейро в Париж. На следующий день бразильские военные обнаружили обломок самолета в водах Атлантического океана, на расстоянии 650 километров от бразильского побережья, недалеко от архипелага Фернанду-ди-Норонья. Вскоре были обнаружены и первые несколько тел погибших пассажиров. Стало ясно, что лайнер потерпел крушение. Погибли 228 человек.

Вокруг катастрофы сразу возникла масса слухов, догадок и предположений. Высказывались различные версии крушения, начиная от попадания молнии и заканчивая терактом. В ходе расследования причин трагедии, которое длилось два с лишним года, выяснилось, что самолет упал вследствие совокупности технических неисправностей и человеческого фактора. В результате обледенения трубок Пито (являются частью трубки Прандля, которая используется на самолетах для измерения высоты и скорости) автоматика лайнера начала давать серьезные сбои. Показания высоты и скорости оказались неверными, пилоты вынуждены были отключить автопилот и перейти на ручное управление.

Выяснилось, что часть экипажа еще и не обладала навыками пилотирования самолета в ручном режиме, а единственным, кто имел об этом полное представление, оказался капитан, который в момент ЧП отправился спать. В кабине остались второй пилот и 32-летний стажер Пьер-Седрик Бонэн. В итоге после возвращения капитана в кабину ситуация уже была критической, началось так называемое сваливание лайнера, а все попытки исправить ситуацию ни к чему не привели. В кабине началась паника, а стажер побоялся сообщить вернувшемуся капитану, что он в течение продолжительного времени тянул ручку управления на себя. Лайнер нижней частью фюзеляжа с огромной силой врезался в воду, после чего развалился. Останки 74 погибших не найдены до сих пор.

Самолет президента

Вторым инцидентом, о котором стоит упомянуть, является катастрофа польского борта № 1 под Смоленском в апреле 2010 года. Тут виной всему оказался человеческий фактор, хотя количество различных спекуляций о причинах трагедии в какой-то момент просто зашкаливало.

В момент захода на посадку лайнера Ту-154М, в котором находился весь цвет польского политического и военного бомонда, включая президента Леха Качинского, самолет столкнулся с деревьями, после чего опрокинулся на бок и развалился. Погибли 96 человек. С учетом того, что поляки летели на мероприятия в честь 70-летней годовщины трагедии в Катынском лесу, когда более 20 тыс. польских офицеров были расстреляны сотрудниками НКВД, а отношения России и Польши в момент катастрофы были натянутыми, в западной прессе сразу появилась масса известных «предположений» о причинах катастрофы. Инцидент окрестили чуть ли не спланированной операцией сотрудников ФСБ.

Но на деле трагедия оказалась следствием ошибок пилотов. Посадка осуществлялась в условиях сильного тумана, пилоты игнорировали предупреждения о сближении с землей, высшее польское руководство оказывало на них психологическое давление. Разумеется, далеко не все согласились с выводами комиссии, но факт остается фактом.

Потерянный хвост

Третий случай во многом напоминает недавнюю трагедию с лайнером «Когалымавиа». Насколько известно, эксперты почти сразу установили, что A321 перед падением в Синайской пустыне потерял хвост. В 1985 году абсолютно идентичное происшествие случилось недалеко от Токио с японским Boeing 747, совершавшим внутренний рейс из Токио в Осаку. Тогда погибли 520 человек, и эта трагедия является второй по количеству жертв за всю историю. Четверым участникам инцидента удалось выжить.

По итогам расследования причин трагедии выяснилось, что за какое-то время до происшествия самолет получил серьезное повреждение хвоста. Был проведен ремонт, который оказался неполным и некачественным. В результате у самолета прямо в воздухе через 12 минут отвалился хвост. Попытки пилотов посадить неуправляемую машину окончились провалом, и самолет врезался в гору.

Семь тысяч над землей

Удивительно, но были в истории и случаи, когда очень серьезные авиационные происшествия заканчивались практически без жертв. Таковым, например, является инцидент с Boeing 737 авиакомпании Aloha Airlines, случившийся в конце апреля 1988 года.

У лайнера, совершавшего полет из Мауи в Гонолулу на Гавайях, внезапно оторвало 35 кв. метров обшивки фюзеляжа. Случилось это на высоте более 7 тыс. метров над землей. Люди оказались под открытым небом в условиях шквального ветра и при температуре до –50 градусов. Каким-то абсолютно невероятным образом пилотам удалось благополучно посадить полуразвалившийся самолет в Гонолулу через 12 минут. Погибла лишь стюардесса. Поскольку женщина была не пристегнута, ее просто вышвырнуло из салона при разгерметизации.

Таким образом, тяжелые авиационные катастрофы, в которых основную роль сыграла техническая неисправность или просто человеческий фактор, происходят с завидной регулярностью. Почему-то очень кажется, что и в случае с рейсом «Когалымавиа» из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург причиной трагедии стали именно технические неполадки вкупе с обычной безалаберностью. Впрочем, не будем делать голословных утверждений и дождемся результатов расследования.

Новости партнеров



Фоторепортажи

21 августа >

Фоторепортаж: «Это — уже другие белорусы»

За две недели эта маленькая страна в центре Европы трансформировалась на глазах у всего мира, отряхнувшись от 26 лет застоя. Мы увидели, как на жестокость отвечают миром, на удары дубинок — цветами, на хамство — песнями.
28 мая >

Пока не кончилось веселье. «Телеграф» вспоминает прогулки по Амстердаму до эпидемии и идеи избавиться от невоспитанных туристов

Амстердамские активисты выступили с инициативой выселить квартал «красных фонарей» и запретить продажу легких наркотиков в кофешопах туристам.
7 мая >

«Авито» показал к Дню радио подборку раритетных приемников

Посмотрите, как слушали музыку ваши бабушки с дедушками и родители.
22 апреля >

Фотографические истории людей в ограниченных возможностях. Московский фотограф снимает эротику через FaceTime и WhatsApp

Бесконтактная съемка — это новый опыт для большинства фотографов. Анастасия Марченко рассказала, почему в процессе она чувствует себя «без ног, без рук».
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях