USD: 63,8487 | EURO: 70,5975 |
Сегодня: +7 | Завтра: +7 |
22 сентября 2019. 07:19
09.11.2015 12:20

Искусство с огоньком

Несмотря на то что устрашающая аббревиатура ФСБ добавляет акции веса, поджог дверей на Лубянке не сильно впечатляет изобретательностью действа. То ли дело - за несколько секунд организовать заочный диалог с той же организацией посредством огромного рисунка на разводящемся мосту. Или, к примеру, - если уж не дает покоя символизм репрессивных органов государства - перевернуть полицейскую машину, предварительно заперев самих полицейских во дворе Инженерного замка. Впрочем, Павленский может себе позволить упростить собственные работы до такого узнаваемого жеста, как поджог. В его художественной биографии хватает необычных обращений к публике.

 

«Шов»

Главным инструментом Павленского, за некоторым исключением, практически всегда выступает его собственное тело. Многим памятна его акция лета 2012 года в поддержку Pussy Riot, когда художник полтора часа простоял с зашитым ртом рядом с Казанским собором, держа в руках плакат со следующим текстом: «Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа (Мф.21:12-13)». Тогда-то и стало понятно, что места в партере на акциях Павленского по умолчанию достаются сотрудникам полиции — именно им пришлось разбираться с нештатной ситуацией. Прибывшие по из вызову медики отвезли художника на психиатрическую экспертизу, которая определила, что Павленский полностью вменяем.

 

«Туша»

 Меньше чем через год художник провел акцию у Мариинского дворца. Здесь, правда, пришлось воспользоваться помощью ассистентов, которые принесли своего товарища в коконе из колючей проволоки на площадь перед законодательным собранием. На действия окружающих Павленский не реагировал и лежал неподвижно до тех пор, пока полицейские не перерезали проволоку садовыми ножницами и не увели его с импровизированной сцены.

 

«Фиксация»

Самой громкой акцией стало экстравагантное появление Павленского на Красной площади. Несколько дополнив привычный открыточный вид кремлевских окрестностей, обнаженный художник сел на брусчатку и прибил к ней свою мошонку гвоздем. Надо думать, освобождавшие его полицейские завидовали своим петербургским коллегам, которых миновали столь пикантные манипуляции. Надо ли говорить, что акция была приурочена ко Дню милиции — и тем символичнее, что дело о мелком хулиганстве развалилось из-за неправильно составленного протокола. Видимо, привычными казенными формулировками описать происходившее полицейские не смогли.

 

«Свобода»

В этой акции Павленский участвовал наряду с другими своими товарищами. Вместе они воссоздали на Мало-Конюшенном мосту в Петербурге антураж киевского «майдана» - все честь по чести, с баррикадами и горящими покрышками. Здесь интересно даже не столько наполнение действа, сколько последовавшее за ним судебное разбирательство. Художников обвинили в вандализме, а в протоколах суда значились такие реплики от свидетелей акции: «Я считаю,что этих людей надо найти и расстрелять». В общем, прямое высказывание, как выяснилось, не во всем находит короткий путь.

 

«Отделение»

Павленский с самого начала утверждал, что не беспокоится о первичности замысла или оригинальности жеста. Однако чтобы отрезать себе часть уха, надо быть вовсе нечувствительным к обвинениям в эпигонстве. В отличие от Ван Гога, Павленский изувечил себя, сидя на стене психиатрической лечебницы в Москве и тем самым сообщая о недопустимости карательной медицины. Сами обстоятельства подсказали полицейским идею перепроверить данные двухгодичной давности — однако новая экспертиза опять доказала вменяемость Павленского.

 

За каждой из этих акций следовали пояснения со стороны художника, которые, правда, мало что добавляли к картине произошедшего. Как правило, речь идет о достаточно очевидном символизме, и скорее странно, что кому-то приходилось что-то объяснять. Иначе и быть не может, если акт искусства по совместительству является нарушением общественного порядка. Проблема акций Павленского не в эстетических характеристиках, а в том, что они мгновенно превращаются в факт современной мем-культуры. Все происходящее представляется зрителям подобием игры «выше ноги от земли», в которой нужно дождаться, пока полицейский отвернется, и успеть за его спиной куда-то перебежать или что-то сделать. Обсуждается не акция — и не повод к ней. Людей интересует скорее — только ли мошонку приколотил Павленский к брусчатке напротив Мавзолея и дезинфицировали ли колючую проволоку перед тем, как завернуть в нее художника. Вот и с последним случаем то же самое. Небольшой костер на Лубянке мало что добавил к картине полыхающего в мире пожара. А вот каким образом к зданию ФСБ можно безнаказанно поднести канистру горючего, действительно интересно.

Новости партнеров


Фоторепортажи

11 июня >

Постой, паровоз! РЖД построила дорогу к парку «Рускеала» и пустила по ней ретропоезд для туристов из Петербурга

Посмотреть на красоту Карелии стало проще, быстрее и безопаснее.
27 мая >

Стиляги, троллейбусы и клоуны. Посмотрите фотографии «Телеграфа» с Дня города

День рождения Петербурга отметили парадом ретроавтомобилей и рекордом барабанщиков.
3 мартa >

Весне дорогу! Петербуржцы показали город после зимней грозы

«Телеграф» собрал фотографии пользователей из Instagram, на которых видно, как город замело снегом всего за несколько часов.
24 февраля >

Туманный Петербург. Пользователи Instagram показали, как выглядел город утром

«Телеграф» собрал в соцсетях снимки пользователей.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях