USD: 65,8140 | EURO: 75,3241 |
Сегодня: +11 | Завтра: +9 |
20 октября 2018. 12:09
26.12.2015 11:00

Хроника пикирующей экономики

Завершающийся год не принес российской экономике облегчения. Вместо отмены санкций и долгожданного импортозамещения, мы получили новое эмбарго и ускорение инфляции, вместо смены экономической модели - скандалы с «Платоном». Чтобы не портить настроение прямо перед праздником, мы решили подвести экономические итоги заранее.

Доллар уходит в небо

Российская валюта по итогам года продолжила свободное падение. Очередей в обменники и закупки новых пятизначных табло, как в прошлом декабре, не наблюдается, но это говорит скорее о переменах в настроении общества, а не в экономической ситуации. Курс доллара выше 70 рублей уже превратился в обыденность — в отличие от кратковременного антирекорда в 80 рублей 14 декабря 2014 года. Судя по тому, что Федрезерв под конец года впервые за несколько лет повысил ключевую ставку, доллар будет расти и дальше, а с ним и стоимость обслуживания российского внешнего долга - при том, что перекредитоваться на западе нашим компаниям никто не позволит.

Дорогой кризис

Прогнозы по инфляции чиновникам приходилось обновлять каждый квартал, и все равно природная скромность не позволяла им угнаться за реальностью. Последний прогноз Минфина назвал цифру в 12,5%, однако Росстат сообщил, что этот рубеж пройден в середине декабря. Учитывая, что реальные доходы населения падают, потребление тоже снижается. В этой ситуации власти только и остается одной рукой вводить все новые запреты на импорт, а другой — грозить спекулянтам и обвинять их в росте цен.

Черный год для черного золота

В номинации «падение года» безусловную победу одержали цены на нефть. Не то, чтобы кто-то всерьез рассчитывал вернуться к уровню сентября прошлого года в 102 доллара за баррель — однако считать 37 долларов промежуточным успехом российская экономика несколько отвыкла. Весь год страны ОПЕК наращивают добычу, а тут еще и с Ирана сняли санкции, выпустив на эту арену сырьевой конкуренции еще одного участника. Ну и США, конечно, не отстают. Главный удар они приберегли под конец 2015 года, отменив мораторий на экспорт сырья, который действовал 40 лет. Российская экономика истекает дешевой нефтью целый год — и не похоже, что эта ситуация изменится в ближайшее время.

Санкции всем даром и пусть никто не уйдет обиженным
Ничем особенно интересным по части санкций — кроме их продления — Запад нас за год не удивил. Зато сам Кремль охотно принял этот способ диалога на вооружение. Опробовать его пришлось под конец года, когда не заладился разговор с Анкарой после атаки на российский Су-24 и гибели его пилота. Ответить решили запретом на импорт ряда турецких продуктов — правда, предварительно вычеркнув из черного списка некоторые принципиальные для нашего рынка позиции. Президент Владимир Путин обещал, что одними «помидорами Турция не отделается», однако пока дело действительно ограничилось помидорами в широком смысле слова. Даже экспорт зерна, ненадолго прерванный, российские компании возобновили. Зато с нового года заработает эмбарго в отношении Украины. Киев уже пообещал дать «адекватный ответ»

Смена течений

С турецким кризисом связан еще один важный момент — смена приоритетов в области газового экспорта. «Южный поток» забыт, а судьба пришедшего ему на смену «Турецкого потока» по-прежнему неизвестна, однако риторика Москвы и Анкары пока не позволяет рассчитывать на его продолжение. Это объясняется тем, что у обеих сторон, по сути, есть запасные варианты. Для Турции это совместный с Азербайджаном проект Трансанатолийского газопровода, для России — расширение «Северного потока». 9 стран ЕС и примкнувшая к ним Украина требуют заблокировать строительство, утверждая, что оно вредит энергетической безопасности Европы, однако Федеральное антимонопольное ведомство Германии уже одобрило покупку европейскими компаниями долей в компании Nord Stream 2 AG. Так что «Северный поток-2» выглядит куда более реальным проектом, чем «Турецкий поток».

Пенсии глубокой заморозки

В этом году правительство продлило заморозку пенсионных накоплений. Оно и понятно — ситуация в стране лучше не стала, так с чего бы отказываться от однажды опробованного инструмента. Самое интересное состоит в том, как изменился антураж. Если в прошлом году кто-то пытался возмущаться, ловить на слове противоречащего самому себе министра финансов и чиновников, обещающих, что это мера одноразовая - то в 2015-м все прошло без шума и пыли. «Это вынужденная мера, - сказал глава правительства Дмитрий Медведев. - Действительно сейчас нужны деньги на развитие – это приблизительно 345 миллиардов рублей». В результате 6% от начисляемых зарплат направлены на развитие, а финансовый рынок, по подсчетам экспертов, в 2016 году потеряет около 2 млрд рублей.

Берег египетский и берег турецкий

Туристический рынок, и так-то находящийся в непростом положении, получил сразу два удара под конец года. Оба связаны с упавшими самолетами — пассажирским на Синайском полуострове и военным бомбардировщиком в Сирии. После теракта на борту А-321, летевшего из Шарм-эль-Шейха в Петербург, Россия прекратила авиасообщение с Египтом. Атака турецких истребителей на российский Су-24 привела к запрету на продажу путевок в Турцию. В итоге два самых популярных у россиян направления для отдыха оказались закрыты, а сегмент выездного туризма, по словам участников рынка, был отброшен в 2006 год.

Новости партнеров

Loading...

Фоторепортажи

16 октября >

Картинки с подиума. Как прошла неделя моды в Москве

За 1,5 млн рублей любой желающий мог стать дизайнером.
8 октября >

Губит людей не пиво. Как прошел Октоберфест–2018 в Мюнхене

«Телеграф» собрал самые колоритные кадры из инстаграма после двухнедельного фестиваля.
27 сентября >

Уральское горе. Как Челябинск оказался во власти мусора

«Телеграф» собрал иллюстрированную хронику мусорного коллапса.
25 сентября >

Жажда скорости. Как выглядит ралли «Санкт-Петербург-2018» изнутри

Фоторепортаж «Телеграфа» с автогонок в Сестрорецке.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях