USD: 77,5104 | EURO: 92,0669 | Сегодня: +10 | Завтра: +8
Новости экологии и политики
13 апреля 2021. 12:50
15.03.2016 12:25

Автопром в поисках сбыта

Российский авторынок в январе-феврале 2016 года продолжил свое падение. В целом по России рынок упал более чем на 22%. В Санкт-Петербурге продажи упали еще больше – на 35%. Чтобы сохранить производства, предприятия переходят на сокращенную рабочую неделю, урезают зарплаты и пытаются развивать экспорт. Но поставки в Казахстан – традиционный и основной для России рынок сбыта - пришлось сократить из-за введения дополнительных сборов. Новые сборы, регистрационный и утилизационный, в Казахстане ввели в начале 2016 года, и, по оценкам экспертов, эта мера сделала дороже российские автомобили примерно на две тысячи долларов. От 70% до 80% экспорта «АвтоВАЗа» приходилось именно на Казахстан.

В качестве новых рынков сбыта российские производители стали рассматривать Израиль, Египет, Ливию. Renault Россия объявила о начале экспортных поставок автомобилей с заводов в Москве и Тольятти на рынки Вьетнама и Алжира. А «АвтоВАЗ» заявил о том, что автомобили Lada будут поставлять в Сирию, Израиль и Ливан. Но будет ли этот экспорт перспективным?

«Отечественные производители (имеются в виду LADA и УАЗ) в последние годы несколько ослабили внимание к экспортным рынкам, в том числе к рынкам южных стран. Так, отсутствуют версии в южном (с климатической установкой) и в тропическом (со специальной антикоррозионной защитой и т.д.) исполнениях, а также праворульные модификации для стран с левосторонним движением. Более серьезное направление автоэкспорта в Европу именно для российских производителей сопряжено с рядом дополнительных сложностей. Так, например, с 2015 года в Евросоюзе стала обязательной система TPMS, т.е. датчики падения давления воздуха в колесах и экспортная программа LADA сразу повисла в воздухе, так как о создании или адаптации такой системы в Тольятти даже не задумывались, хотя и знали, что она станет обязательной. Сейчас эта система установлена на все модели, продаваемые и продаваемые в перспективе в Евросоюзе. Перевод двигателей на актуальный в Европе норматив Евро-6 также добавляет головной боли чисто технически и в производственном плане (а при малом масштабе выпуска еще и значительно увеличивает себестоимость каждого такого "нафаршированного" автомобиля), но от требований никуда нельзя деться, если хочешь торговать на самом требовательном рынке мира», - рассказал «Телеграфу» эксперт «Автостат Инфо» Александр Климнов.

Впрочем, государство в очередной раз решило поддержать российских автопроизводителей. Уже известно, что в 2016 году будут действовать государственные программы поддержки экспорта. Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что затраты на логистику и адаптацию автомобилей из России под требования новых рынков компенсируют. На эти цели готовы потратить около 3 миллиардов 300 миллионов рублей. Но оправдаются ли эти затраты? От новых сборов и ограничений никто не застрахован. «Ситуация может поменяться очень быстро. Например, в Казахстане был годами налаженный экспорт, но там резко ввели ограничения. В результате автомобили Lada перестали быть конкурентоспособными», - рассказал эксперт из «АСМ-Холдинга» Василий Сеин.

На поставку каждого автомобиля, например, в Иран или Индию, Египет или Алжир производители тратят от 300 до 3000 евро. И даже если эти затраты окупаются, большого спроса на российский автопром нет ни на Ближнем Востоке, ни в Азии, ни тем более в Западной Европе. При этом такой поддержки, как в России, нет, пожалуй, ни в одной другой стране мира, несмотря на то, что львиная доля рынка сбыта отечественных производителей - именно Россия.  

«Разработка ряда систем, например, климатических установок и радиаторов для жаркого климата будет явно не лишней в плане расширения рыночных ниш и на отечественном рынке. Кстати, именно разработка "АвтоВАЗом" в 1990-2000-х экологически чистых двигателей для экспортных версий LADA уровня Евро-4 и Евро-5 позволила ему относительно безболезненно перейти на данные стандарты и для отечественного рынка. Более насущный вопрос, а насколько успешной, то есть масштабной и долговременной окажется дополнительная загрузка мощностей отечественных производителей и сборщиков "российских иномарок". Так, по данным ФТС России, в январе 2016-го экспорт легковых автомобилей из России упал на 28,6%, а грузовиков - на 60%. Это говорит о том, что пока эффект девальвации рубля практически не виден. К тому же тренд на постепенное сокращение средней валютной цены отечественного легкового автомобиля и грузовика отнюдь не переломлен: если вы предлагаете морально устаревшую технику, то и просить за нее цену можете лишь меньшую, чем ваши основные конкуренты. А основные конкуренты для отечественных производителей - именно китайские и индийские производители, которые сейчас все активнее осваивают как рынки сопредельных стран, так и более удаленные рынки Африки и Южной Америки. Т.е. как раз те регионы, где у российских производителей есть хоть какие-то экспортные перспективы. В любом случае для того чтобы экспорт составил хотя бы 10-15% от объема внутреннего производства, придется предпринять серьезные усилия», - считает эксперт «Автостат Инфо» Александр Климнов.   

Получается, что действительно перспективное направление, которое позволило бы закрепить свои позиции не только на отечественном, но и на мировом рынке, пока развивать не получается – качество российских автомобилей по-прежнему вызывает нарекания и у экспертов, и у автолюбителей. Один из последних примеров - попытавшийся изменить ситуацию и поставивший на качество глава «АвтоВАЗа» Бу Андерсон сделал рекордными убытки предприятия (по итогам 2015 года компания понесла 75 миллиардов рублей убытков). В итоге Бу Андерсон был уволен. Теперь, вероятнее всего, на российском заводе будут еще активнее переходить на отечественные комплектующие. Будет ли от этого расти спрос на зарубежных рынках – вопрос открытый.

Пожалуй, самым надежным покупателем «АвтоВАЗа» остается МВД России. Недавно производитель получил заказ от ведомства на выпуск 4 358 автомобилей Lada. При этом в 2015 году компания «АвтоВАЗ» поставила для МВД РФ 5 523 автомобиля марки Lada. Вполне возможно, поддержка для отечественного автопрома была бы еще большей, если бы на автомобили российского производства пересели бы и представители других ведомств, а также чиновники и депутаты. Но они, выбирая между отказом от комфорта и урезанием бюджета для тех или иных субсидий автопрому, видимо, предпочитают последнее.

Новости партнеров



Фоторепортажи

21 августа >

Фоторепортаж: «Это — уже другие белорусы»

За две недели эта маленькая страна в центре Европы трансформировалась на глазах у всего мира, отряхнувшись от 26 лет застоя. Мы увидели, как на жестокость отвечают миром, на удары дубинок — цветами, на хамство — песнями.
28 мая >

Пока не кончилось веселье. «Телеграф» вспоминает прогулки по Амстердаму до эпидемии и идеи избавиться от невоспитанных туристов

Амстердамские активисты выступили с инициативой выселить квартал «красных фонарей» и запретить продажу легких наркотиков в кофешопах туристам.
7 мая >

«Авито» показал к Дню радио подборку раритетных приемников

Посмотрите, как слушали музыку ваши бабушки с дедушками и родители.
22 апреля >

Фотографические истории людей в ограниченных возможностях. Московский фотограф снимает эротику через FaceTime и WhatsApp

Бесконтактная съемка — это новый опыт для большинства фотографов. Анастасия Марченко рассказала, почему в процессе она чувствует себя «без ног, без рук».
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях