USD: 65,8140 | EURO: 75,3241 |
Сегодня: +8 | Завтра: +9 |
20 октября 2018. 18:14
24.03.2016 11:30

Семейное положение: все сложно

Нежданные гости

Первое, что бросается в глаза во всей неоднозначной ситуации с «Семейным капиталом», - это странная пауза, с которой она появилась в широком информационном поле после публикации в «ДП». С одной стороны ясно — все претензии к нам, журналистам, да и непросто выделить одну историю из общего потока закрывающихся банков и других финансовых организаций (тем более, что здесь-то ни о каком закрытии речи на данный момент не идет). Однако в самом кооперативе это считают признаком намеренной информационной кампании. «Подключили "Деловой Петербург", который в азарте заглотил наживку сенсации, даже не обратив внимания, что приказу уже почти три месяца, - говорит генеральный директор УК "Семейный капитал" Наталья Верхова. - А может, и обратил внимание, потому и дата приказа нигде не фигурирует».

И то правда, прошло почти три месяца с тех пор как Центробанк выпустил приказ №ОД-3853 о введении временной администрации, объясняя это решение «неисполнением кредитным потребительским кооперативом "Семейный капитал" обязанности по уплате обязательных платежей в установленный законодательством срок, а также установленными фактами неоднократного нарушения финансовых нормативов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере кредитной кооперации, в течение двенадцати месяцев с даты выявления первого такого нарушения при отсутствии уведомления Банка России о наличии указанных обстоятельств».

До этого, если верить Верховой, в организации два месяца проводила проверку команда регулятора, однако никаких нарушений не нашла. Цели внешнего управления гендиректор «Семейного капитала» формулирует просто: «Действия временной администрации направлены на искусственное создание признаков банкротства: не платятся зарплаты и налоги, не сдаются отчёты, не ведётся работа с пайщиками».

Бизнес-модель «Семейного капитала» выглядит так: привлеченные деньги пайщиков выдаются под высокий процент компаниям-членам кооператива, из возвращенных средств выплачивается доход. По этой схеме организация работает уже пять лет, и, судя по всему, никакой критической ситуации в ней не наблюдалось. «Пока сделать однозначный вывод о деятельности «Семейного капитала» мы не можем, соответствующий документ находится в работе, - говорит гендиректор НП "СРО КПК Союзмикрофинанс" Евгений Виреховский. - По мнению СРО, признаков банкротства в кооперативе нет — и не было на момент введения временной администрации. Собственно, они не названы и в распоряжении ЦБ, внешнее управление вводилось по другим основаниям — из-за нарушения установленных нормативов. По предварительной информации, кооператив обеспечивал все выплаты пайщикам на протяжении пяти лет своего существования. Ни одного обманутого пайщика не было». Прояснить мотивы регулятора не помог и звонок руководителю временной администрации Олесе Романчук — она предложила руководствоваться формулировками приказа ЦБ.

К слову, личность Олеси Романчук тоже не вызывает особого восторга у гендиректора кооператива. «Даже лениво покопавшись в интернете, можно обнаружить длинный список обанкроченных ею предприятий и не менее длинный список административных дел, заведённых в её адрес, - говорит Наталья Верхова. - Профессиональная принадлежность и профильные интересы понятны. Зачем таких присылают на успешные предприятия – тоже». Сама Романчук вступать в личный спор с Верховой отказалась, а версию о намеренном доведении до банкротства «Семейного капитала» назвала голословными утверждениями. «Полномочия и функции временной администрации прописаны в законе, - заявила она, - и по итогам работы мы отчитаемся перед Центробанком».

 

Трудные полгода

Отчитываться администрации придется уже летом — шесть месяцев после назначения она должна отработать. Однако руководство кооператива опасается, что эти полгода могут нанести серьезный удар по деловой репутации и составу пайщиков. «Грубейшим образом нарушаются законы, временная администрация запугивает сотрудников, не реагирует на запросы и обращения, по-прежнему заблокированы счета», - говорит Наталья Верхова. В связи с этим кооператив пытается оспорить назначение внешнего управления в Арбитражном суде, однако не может получить от новых управляющих соответствующей доверенности.

Олеся Романчук, в свою очередь, советует юридическому отделу «Семейного капитала» внимательнее читать законы, а версию о «запугивании сотрудников» не готова даже рассматривать всерьез. «Временная администрация состоит из трех человек, - рассказывает она. - Я нахожусь в Ростове, Карен Аллабян — в Москве, а Станислав Ставицкий с 9.00 до 18.00 находится в петербургском отделении ЦБ. О чем мы говорим? Кто из нас троих, когда, а главное чем запугивает сотрудников?»

В отраслевой саморегулируемой организации тоже опасаются последствий начавшегося шума вокруг «Семейного капитала». «Нас беспокоит возможная паника, - признается Евгений Виреховский. - Дело в том, что пайщики "Семейного капитала" вкладывали и в другие кооперативы, и если такой флагман с 4-хмиллиардными активами покажется им ненадежным, это запустит цепную реакцию и ударит по другим участникам рынка. Мы уже видели такое в 2014 году, когда из-за пяти финансовых пирамид сильно пострадали и добросовестные кредитные кооперативы».

 

Выплаты со скрипом

Пока «автохтонное» руководство «Семейного капитала» опасается рейдерского захвата со стороны колонистов, а участники рынка — эффекта домино в отрасли, пайщиков, как несложно догадаться, волнует сохранность их вкладов. Тем более что средний возраст их сравнительно высок, в кооперативе зарегистрированы по большей части пенсионеры. Недаром в дополнение к процентам по вкладам им полагается скидочная карта сети продовольственных магазинов, а в ленте новостей профильной группы «ВКонтакте» фигурируют «масленичные гуляния» и «мастер-класс по изготовлению подушек».

Из разговора с непосредственными участниками ситуации становится понятно, что если «обманутых» пайщиков в кооперативе не было, то «намучившиеся» точно есть. «Вклад делала не я, а моя тетя Людмила Люсина - человек пожилой и житель блокадного Ленинграда, - рассказывает Елена. - Забрать решили в связи с плохим состоянием здоровья тети, она заболела онкологией, и нужны были деньги на лечение. Причем в "Семейном капитале" мы это объяснили и просили войти в положение. Нам назначили дату. Потом в этот день позвонили и перенесли дату выплаты. И так переносили ее раз 8, наверное. В общем, по договору у них выплата должна произойти не позднее трёх месяцев, а выплатили нам первую половину суммы только через четыре». Выплаты начались только после того, как Елена пригрозила обращением в прокуратуру и ЦБ. При этом все деньги в итоге кооператив вернул, а если проследить историю вклада с 2013 года, то проценты пайщица получала регулярно.

20 февраля «уполномоченные пайщики» провели собрание, на котором приняли решение о реорганизации «Семейного капитала» из Кредитного потребительского кооператива в составляющую часть Некоммерческого потребительского общества. Это, по идее, должно расширить возможности организации по распоряжению средствами. Беда в том, что повестку собрания определял председатель правления, полномочия которого уже были приостановлены. В связи с этим временная администрация направила жалобу налоговикам, а также готовится идти в суд.

«С сентября 2015 года КПК "Семейный капитал" не принимает к себе и новых пайщиков, честно исполняя обязательства перед старыми», - заявляет гендиректор Наталья Верхова. И оценивать такое положение вещей непросто. Если предположить, что кооператив действительно является самодостаточной и эффективной структурой — пайщики должны быть довольны тем, что все внимание руководства уделено им. Если речь все же о финансовой пирамиде, то мораторий на прием новых вкладов стремительно приближает «горизонт событий», при котором обеспечение обязательств перед пайщиками сходит на нет. По поручению ЦБ степень устойчивости «Семейного капитала» оценивает профильная саморегулируемая организация, результаты проверки станут известны в ближайшие дни. «Телеграф» продолжит следить за ситуацией.

Новости партнеров

Loading...

Фоторепортажи

16 октября >

Картинки с подиума. Как прошла неделя моды в Москве

За 1,5 млн рублей любой желающий мог стать дизайнером.
8 октября >

Губит людей не пиво. Как прошел Октоберфест–2018 в Мюнхене

«Телеграф» собрал самые колоритные кадры из инстаграма после двухнедельного фестиваля.
27 сентября >

Уральское горе. Как Челябинск оказался во власти мусора

«Телеграф» собрал иллюстрированную хронику мусорного коллапса.
25 сентября >

Жажда скорости. Как выглядит ралли «Санкт-Петербург-2018» изнутри

Фоторепортаж «Телеграфа» с автогонок в Сестрорецке.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях