USD: 73,3550 | EURO: 89,1483 | Сегодня: 0 | Завтра: 0
Новости экологии и политики
20 января 2021. 20:35

Новости дня

09.10 16:42 > Каждый десятый житель Швеции покупает в секонд-хендах один килограмм одежды в год
09.10 13:49 > В Архангельске по подозрению в педофилии задержали исполняющего обязанности министра образования Гнедышева
09.10 12:50 > Нобелевскую премию мира получила продовольственная программа ООН, которая борется с голодом
09.10 11:23 > Экоактивисты США запустили кампанию с целью привлечь молодежь к предстоящим президентским выборам
09.10 09:36 > ВОЗ: зафиксирован рекордный суточный прирост новых случаев COVID-19 в мире
08.10 17:43 > МВД: Тихановскую объявили в розыск в России из-за общей базы данных с Белоруссией
08.10 17:33 > В Приморском крае стартовала антибраконьерская операция «Путина»
08.10 16:42 > Принц Уильям учредил экопремию из-за расстроенного фильмом о вымирании видов семилетнего сына
08.10 15:30 > Финны сначала понервничали из-за запрета Путина на вывоз древесины, но потом успокоились
08.10 14:38 > Роспотребнадзор оценил ущерб от разлива авиационного топлива в Таймырском районе в 398 млн руб
08.10 13:06 > Золотодобытчики загрязнили больше 3 тысяч километров амурских рек
08.10 11:58 > РБК: в Москве увеличилось число кремаций из-за пандемии коронавируса
02.04.2016 10:14

Кризис класса люкс

К рынку роскоши в кризис приковано куда меньше общественного внимания, чем к проблемам среднего класса или малоимущих россиян. Оно и понятно — идея «ничего, небось похудеют» накладывается на нежелание миллионеров перекрывать улицы в центре Москвы из-за подорожания последней модели Lamborghini.

Самих богачей, как нам сообщает статистика, в России становится все меньше — к концу 2015 года, по данным New World Wealth, в России насчитывалось 127 тысяч человек с состоянием не менее миллиона долларов против 129 тысяч к началу года. Правда, Москва удерживает третье место в мире в рейтинге городов с самым большим количеством миллиардеров, уступая лишь Нью-Йорку и Гонконгу. Однако если номинально кризис не слишком сильно изменил картину, то в плане потребительского поведения богачей можно было ожидать некоторых изменений. К примеру, в 2014 году люксовый ритейлл просел на 10-20%.

Моя езда — мое богатство

Прошлый год и правда оказался для некоторых отраслей «роскошного» рынка непростым. Такой знаковый для автомобильного рынка бренд как Ferrari потерял почти 60% продаж — за год машины этой марки приобрели лишь 20 человек. Maserati провалиилсь на 18%. Однако не стоит слишком доверяться процентным показателям. На рынке таких штучных продуктов всего несколько незаключенных сделок уже сильно меняют формальную картину. А в нашей стране эти несколько покупок могут быть сделаны или не сделаны в зависимости от того, где в этот день провел обыск ОБЭП или в какой крупный конкурс по госзаказу неожиданно вмешался «незапланированный» участник.

Эксперт в области авторынка Виталий Новиков склонен объяснять отдельные провалы на рынке субъективными причинами. «Скорее, дело в продвижении брендов, - говорит аналитик. - Много лет у Ferrari и Maserati был эксклюзивный дилер в России — Mercury. Теперь пришли другие участники рынка. Поэтому энтузиазм Mercury в продвижении упал. Кроме того, проблема в модельном ряде и в периодичности рынка. Те же Maserati в 2014 году продавали старые модели по 7 млн рублей, поэтому когда цены выросли до 11 млн, многие отказались от идеи покупки». Кроме того, были и бренды, которые показывали в 2015 году рост — например Rolls-Royce и Lamborghini. С началом нового года динамика на рынке и вовсе изменилась — по итогам февраля продажи люксовых моделей выросли почти в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

При этом эксперты отмечают, что факторы давления на рынок роскошных автомобилей никуда не делись — речь о девальвации рубля и налоге на роскошь. «Кризис все равно сказывается, - говорит Виталий Новиков. - Посмотрите, как неспешно люди меняют Mercedes с 221-м кузовом на 222-й. Эти темпы не идут ни в какое сравнение с теми, что наблюдались при выходе Mercedes W221».

Шелка и бриллианты

Кризис заставляет граждан отказываться от многого — в том числе, от лучших друзей. Речь, разумеется, идет о бриллиантах и — шире — о ювелирных изделиях как таковых. За прошлый год спрос на рынке сократился на 50%. В 2016-м участники рынка не наблюдают серьезного снижения. «Безусловно, показатели роста ниже тех, которые демонстрировала компания в течение последних нескольких лет, — было бы странно, если бы кризисные явления обошли наш сегмент стороной, - говорит операционный директор «Адамас» Дмитрий Баранов. - Но люди не перестали жить, у них остаются потребности, они отмечают праздники и личные события, в том числе покупкой ювелирных украшений». Наиболее болезненным фактором для отрасли оказалось, разумеется, падение рубля и снижение платежеспособного спроса как его производная, а также стоимость сырья. «С ноября 2014 золото в рублевом эквиваленте с учетом биржевых котировок и курса валют подорожало более чем на 70%», - рассказывает Дмитрий Баранов. Тем не менее, статистика показывает, что премиум-сегмент ювелирного рынка наращивает обороты. Некоторые специалисты связывают это с инвестиционным интересом россиян, а также с тем, что, ограничив собственные поездки за рубеж, граждане пытаются найти применение высвободившимся средствам внутри страны.

О состоянии рынка дизайнерской одежды сложно судить обобщенно — некоторые бренды, очевидно, сохранят популярность даже тогда, когда им придется запускать линейку модного рубища. Косвенно о трудностях отрасли говорит уход бутиков из наиболее дорогостоящего сегмента уличного ритейла. Однако это свидетельствует не столько о состоянии модной индустрии, сколько о подходе арендодателей. «Конечно, падение рубля играет свою роль — но, в основном, не через стоимость сырья, а через аренду, - рассказывает директор модного дома Лилии Киселенко Ирина Селюта. - На ткань при производстве приходится максимум 30% от стоимости — и это у люксовых вещей. А вот ставки по аренде, у многих зафиксированные в валюте, у нас уже ушли дальше европейских. И именно этим объясняется подорожание в салонах». При этом даже подорожание не сильно сказалось на уровне спроса — те, кто мог позволить себе купить дизайнерское платье до кризиса, как правило, может это сделать и сейчас. К тому же для значительной части потребителей - артистов, телеведущих и т. д. - покупка новой и дорогой одежды превратилась в профессиональную необходимость. А тому, что люди перестали лихорадочно покупать вещи базового сегмента, просто чтобы заполнить шкаф, дизайнеры даже рады. «Я бы назвала эту ситуацию оздоровлением, - говорит Ирина Селюта. - Честно говоря, потребительская истерия последних лет напоминала уже некоторую патологию. Дошло до того, что на производстве вместо коэффициента качества стали закладывать коэффициент износа, т. е. задача состояла в том, чтобы одежда изнашивалась за определенный срок и покупатель снова шел в магазин».

Жизнь со вкусом

Некоторые сегменты рынка, ориентированные на наиболее обеспеченную часть общества, страдают не только от падения курса рубля, но и от сюрпризов, которые им преподносит собственное правительство. Так вместе со всей страной прелести продовольственного эмбарго вкусили торговые сети премиум-класса. Лишившись доступа к своим основным поставщикам, люксовый ритейл не может так же быстро заставить полки отечественными товарами, как магазины среднего класса — малейшая перемена уровня твердости пармезана оказывается для такой сети фатальной. «Премиум-класс "отхватывает" по полной программе — и от эмбарго, и от девальвации, - говорит управляющий партнёр Management Development Group Дмитрий Потапенко. - Те, кто подороже и чьей целевой группой является чиновничий класс, более или менее стабильны, потому что у высших госслужащих деньги исчезнут в последнюю очередь. А те, кто ориентирован, в том числе, на состоятельный средний класс, вынуждены открывать новые проекты в дополнение к существующим, нацеленные уже на более массовый сегмент».

Кто сильнее прочих пострадал от кризиса, так это элитная недвижимость. Несмотря на то, что многие застройщики переориентировались на рублевые цены и запустили дисконтные программы, количество сделок сокращается, особенно сильно - инвестиционных покупок. «Число контрактов падает, - говорит Анна, глава отдела продаж строительно-монтажной компании премиум-сегмента. - Клиенты все чаще заключают договоры на проектирование, а к работам приступают с долгой паузой или не приступают вообще. Кроме того, показательно снизилось количество людей из банковской сферы, которые раньше составляли значительную долю клиентов». Правда, в Петербурге рынок, по словам эксперта, сильно вытягивают переехавший в Петербург менеджмент «Газпрома». В результате в 2015 год на первичном рынке элитного жилья в городе было заключено сделок более чем на 20 млрд рублей, а сумма одной сделки оказалась даже выше, чем за год до этого.

Как любые наблюдения подобного характера, эти факты грешат серьезной степенью обобщения - и отдельный подрядчик замороженного строительного проекта всегда будет готов рассказать о кризисе в отрасли. Однако факт остается фактом - рынок предметов роскоши показывает едва ли не большую устойчивость, чем сегмент масового потребления. Образовавшмйся в России, пусть и очень тонкий, слой наиболее состоятельных граждан, по-прежнему необходимо одевать, кормить, расселять и - в хорошем смысле слова - разгонять. А его представители, в свою очередь, с большей готовностью, чем большинство граждан, тратят деньги. Видимо, и оптимизма они, исходя из личного опыта, испытывают больше.

 

Новости партнеров



Фоторепортажи

21 августа >

Фоторепортаж: «Это — уже другие белорусы»

За две недели эта маленькая страна в центре Европы трансформировалась на глазах у всего мира, отряхнувшись от 26 лет застоя. Мы увидели, как на жестокость отвечают миром, на удары дубинок — цветами, на хамство — песнями.
28 мая >

Пока не кончилось веселье. «Телеграф» вспоминает прогулки по Амстердаму до эпидемии и идеи избавиться от невоспитанных туристов

Амстердамские активисты выступили с инициативой выселить квартал «красных фонарей» и запретить продажу легких наркотиков в кофешопах туристам.
7 мая >

«Авито» показал к Дню радио подборку раритетных приемников

Посмотрите, как слушали музыку ваши бабушки с дедушками и родители.
22 апреля >

Фотографические истории людей в ограниченных возможностях. Московский фотограф снимает эротику через FaceTime и WhatsApp

Бесконтактная съемка — это новый опыт для большинства фотографов. Анастасия Марченко рассказала, почему в процессе она чувствует себя «без ног, без рук».
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях