USD: 71,5962 | EURO: 77,8823 |
Сегодня: +11 | Завтра: +16 |
26 мая 2020. 06:35
22.04.2016 22:27

Большой Брат следит за тобой

Говорят, что лучшее правило политики – не слишком управлять. Это правило столь же верно и в воспитании
Жан Поль

19 апреля в петербургском аэропорту Пулково православные активисты во главе с небезызвестным Анатолием Артюхом (лидером петербургского отделения общественной организации «Народный собор» и помощником депутата Закса Виталия Милонова) встретили участников австрийской блэк-метал группы Belphegor. Встреча получилась не слишком радушной — Артюх высказал фронтмену коллектива Хельмуту Лейнеру все, что о нем думает, а также заявил о недопустимости проведения концерта Belphegor в Петербурге. По некоторым данным, Артюх также плюнул в Лейнера. В ответ музыкант плюнул в православного активиста и ударил его ногой, после чего, как говорится обычно в полицейских пресс-релизах, «скрылся с места происшествия». Позднее организаторы концерта австрийской группы отменили выступление коллектива в клубе «Зал ожидания», а Анатолий Артюх посетовал, что ему не удалось пересчитать зубы фронтмену группы. «Мой духовник благословил меня на то, чтобы ударить его. Получается, я это благословение не выполнил», - заявил активист в эфире [Фонтанки.Офис].

Эта история не стоила бы разговора, однако она является весьма удачной иллюстрацией определенного образа мыслей, довольно популярного, к несчастью, в нашем богоспасаемом отечестве. Начать следует, наверное, с того, что в данном случае православные активисты самым недвусмысленным образом вмешались в дело, которое их никак не касалось. Претензии к выступлению Pussy Riot в Храме Христа Спасителя можно было понять и где-то даже разделить — вообразите, например, что бойкие речевки про Путина и Богородицу начнут исполнять в ресторане, куда вы пришли поужинать, или в кинотеатре посреди сеанса. Предполагаю, что подобные акции не встретили бы понимания и у самых отъявленных антиклерикалов и оппозиционеров; все же кинотеатры, рестораны и храмы — не совсем те места, где следует заниматься политической агитацией, да и вообще — в чужой монастырь со своим уставом, как известно, лучше не приходить.

Тем не менее, в случае с Belphegor не было и этого — коллектив не собирался выступать на Дворцовой площади, устраивать гастрольный тур по петербургским школам или приходить в гости к Анатолию Артюху. Выступление должно было пройти в небольшом клубе, и на этот концерт едва ли могли попасть люди случайные. Уже поэтому привычные аргументы про «оскорбление чувств» здесь не работают — возможно, песни Belphegor и пропагандируют сатанизм, но кого бы это оскорбило - поклонников группы, заплативших деньги за входной билет? Иначе говоря, в данном случае православные активисты перешли от защиты привычной им культурной среды к наступлению и начали нести разумное-доброе-вечное в широкие народные массы.

Примерно тем же пытается заниматься и российская власть — о правильном воспитании подрастающего поколения говорят нынче все, кому не лень, включая первых лиц государства, а число всевозможных запретов и рекомендаций в самых разных областях жизни неуклонно растет. На этой неделе, к примеру, Роспотребнадзор представил российским СМИ свои рекомендации по освещению случаев самоубийства. Документ получился вполне кафкианский, полный взаимоисключающих параграфов (к примеру, сначала там рекомендуют публиковать максимально краткие сообщения о случаях суицида, а затем предлагают, цитирую, «предоставлять сбалансированную картину жизни умершего, описывая проблемы наряду с успехами и победами»), но дело даже не в этом. Дело в самой идее регулирования третьестепенной отраслевой проблемы, которую журналисты давным-давно решили своими силами (есть, конечно, СМИ, работающие с шок-контентом, но их не так много, да и с репутацией у подобных изданий проблемы). Дело в чиновниках, которые считают, что граждане России не выживут без их бюрократических перлов и пропадут в первой же нестандартной ситуации. Дело, наконец, в убийственной логике, согласно которой бесконечное повторение титула «запрещенная в России организация» имеет отношение к национальной безопасности и борьбе с терроризмом.

Подобный подход может быть оправдан разве что в случае проведения широких реформ. Один из величайших реформаторов в истории - эрцгерцог Австрии и император Священной Римской империи Иосиф II – издал множество эдиктов, регулирующих самые разные сферы человеческой жизни. Одним из этих указов стал, к примеру, запрет целования рук и глубоких поклонов. Этот эдикт Иосиф II издавал на протяжении нескольких лет, пока не убедился в том, что все его подданные начали вести себя как свободные люди. Едва ли, впрочем, это сравнение здесь к месту — Иосиф II опередил свое время, реформировал свое государство и вошел в историю как выдающийся государственный деятель, достижения православных активистов и чиновников из Роспотребнадзора на этом фоне выглядят куда скромнее. Одни испортили настроение поклонникам австрийской музыкальной группы, другие придумали абсурдный циркуляр и повеселили тех, кто с этим циркуляром ознакомился.

Да и приводила ли государственная борьба за все хорошее против всего плохого к чему-либо, кроме позорных фиаско? «Сухой закон» в СССР обернулся расцветом самогоноварения, «сухой закон» в США привел к появлению множества нелегальных питейных заведений (в народе их прозвали speakeasy - «говори тише») и укреплению организованной преступности, которая, собственно, и занималась производством и контрабандой спиртного. В известной антиутопии Джорджа Оруэлла власть ангсоца была представлена как нечто незыблемое и вечное, но в реальной жизни попытки государства контролировать мысли, вкусы и предпочтения граждан неизменно заканчиваются крахом.

Ступившие же на скорбный путь борьбы с человеческой природой, как правило, проходят его до конца только затем, чтобы убедиться в бесплодности собственных усилий. Борцы за нравственность в Великобритании добились химической кастрации Алана Тьюринга и двух лет каторжных работ для Оскара Уайлда, но в итоге гомосексуализм был декриминализован, а в 2005 году в силу вступил закон о гражданских партнерствах. Обиднее всего то, что до самих борцов за нравственность эти простые истины доходят в самую последнюю очередь, и объяснять им что-либо абсолютно бесполезно — только обвинят в «оскорблении чувств» и пропаганде чего-нибудь нехорошего. Воистину, история учит лишь тому, что она еще никогда никого и ничему не научила.

Последуем же доброму совету, изложенному в одной великой книге, и оставим их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

Новости партнеров



Фоторепортажи

7 мая >

«Авито» показал к Дню радио подборку раритетных приемников

Посмотрите, как слушали музыку ваши бабушки с дедушками и родители.
22 апреля >

Фотографические истории людей в ограниченных возможностях. Московский фотограф снимает эротику через FaceTime и WhatsApp

Бесконтактная съемка — это новый опыт для большинства фотографов. Анастасия Марченко рассказала, почему в процессе она чувствует себя «без ног, без рук».
22 апреля >

Римские каникулы: пустые парки и манекены вместо людей

Читатель «Телеграфа» поделился своими снимками из опустевшей столицы Италии.
21 апреля >

Кризис кризисом, а снос по расписанию. Фоторепортаж с действующих объектов

В самоизоляции можно бесконечно смотреть на три вещи: огонь, воду и как кто-то продолжает работать.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях