USD: 65,6664 | EURO: 74,9385 |
Сегодня: +2 | Завтра: -1 |
24 ноября 2018. 00:54
14.05.2016 10:08

Банки грязи не боятся

Новости по делу Андрея Бородина странным образом совпали с событиями вокруг еще одного беглого банкира — экс-главы Межпромбанка Сергея Пугачева. Агентство по страхованию вкладов, которое пытается вытрясти из финансистов средства на выплату компенсаций, похвасталось успехами: оно сумело добиться того, что на имущество Пугачева за границей наложили арест. Теперь он не сможет пользоваться 47-метровой яхтой на Каймановых островах, и четырьмя виллами во Франции. Общая стоимость активов — 75,6 млрд рублей.

С Андреем Бородиным, впрочем, дела обстоят иначе. Во-первых он, в отличие от Пугачева, не ссорился с иностранным правосудием и не обвинялся в неуважении к суду. А во-вторых, если верить самому Бородину, он еще в 2013 году получил политическое убежище в Великобритании — по крайней мере, защиту от уголовного преследования на родине это ему гарантирует. Впрочем, не только. Известный адвокат Артем Баконин рассказал «Телеграфу», что арест, который наложил Тверской суд на имение Бородина под Лондоном, должен признать английский суд, а рычагов влияния на него у российского правосудия по сути нет — особенно после того, как Россия обошлась с решением гаагского арбитража о выплате компенсаций бывшим акционерам ЮКОСа.

История Андрея Бородина одновременно типична и необычна. Молодой советник столичной мэрии по экономике, он в 1993 году был ответственным за продажу принадлежавших государству акций Mc'Donalds и сумел выручить за них для городского бюджета $30 млн — то есть в несколько раз больше, чем предполагалось. Когда в 1995 году Юрий Лужков создавал Банк Москвы для обеспечения бюджетных нужд, в кресло директора сел именно здорово зарекомендовавший себя финансист — несмотря на то, что ему еще не было и 30 лет. В итоге банком он управлял 15 лет.

В 2010 году Лужкова освобождают от должности, и к банку начинает присматриваться федеральная власть — в лице ВТБ. Государственный пакет в 46,48% акций мэрия столицы отдает беспрекословно — как и блокирующий пакет Столичной страховой группы, которой принадлежало еще 17,32% акций. Таким образом на руках у ВТБ оказывается контрольный комплект. Далее начинается сбор с миру по нитке — в частности, Сулейман Керимов покупает у Goldman Sachs 3,88% акций Банка Москвы — с тем, чтобы перепродать их ВТБ. Однако еще до этого выяснилось, что наиболее значительная «нитка» находится в руках директора банка. Начинаются долгие переговоры, которые, как кажется, не приносят успеха — они касаются 20,32% акций, которые принадлежат Бородину и члену совета директоров Льву Алалуеву. Затем эта доля искусственно сокращается до 19,91% - это сделано потому, что при продаже доли менее 20% можно не спрашивать специального разрешения у Центробанка. Следует продажа — однако покупателем выступает не ВТБ, а Виталий Юсуфов, сын бывшего спецпредставителя президента России Игоря Юсуфова. Понятно, что он является лишь промежуточным звеном, однако красота ситуации в другом — кредит на покупку акции в размере $1,1 млрд Юсуфов берет...в том же Банке Москвы, причем под куда более дешевый залог. Сам Бородин утверждает, что на него оказывали давление и выражает недовольство суммой сделки, после чего уезжает за границу, а ВТБ оказывается в странной ситуации — надо бы перекупить акции у Юсуфова, однако как быть с погашением кредита?

Впрочем, это, как выяснилось, было наименьшей из проблем. В балансе банка обнаруживается огромная дыра — 366 млрд рублей проблемных кредитов. Большая часть выдавалась аффилированным с Бородиным структурам, 150 млрд приходятся на практически безвозвратные ссуды. Начинается череда дел, следствие рассказывает о все новых эпизодах злоупотреблений и мошенничества. В частности, заводится уголовное дело по поводу кредита в 12,7 млрд рублей, который банк выдал ЗАО «Премьер Эстейт». Компания направила эти средства на покупку участка у «Интеко» (принадлежала супруге Юрия Лужкова и обслуживалась в том же банке Москвы). Сумма сделки при этом оказалась завышена в несколько раз. Обвинения предъявляются самому банкиру и вице-президенту банка Дмитрию Акулинину, который, как утверждалось, и подписывал все документы по выдаче кредитов многочисленным оффшорам. Банк направляет в следственные органы несколько заявлений на общую сумму в 210 млрд рублей. Андрей Бородин дает интервью, в котором рассказывает, что отмашку на отъем банка делал лично Дмитрий Медведев и просит политического убежища в Великобритании. МВД сообщает о том, что заморозило счета Бородина в банках Бенилюкса на 400 млн долларов и добилось возбуждения уголовного дела против него в Эстонии. Банк России включает печатный станок и засыпает в бездонный колодец проблемных кредитов 300 млрд еще пахнущих краской рублей.

Неожиданно много событий в этой тянущейся шестой год истории выпало на текущую неделю. 10 мая было заявлено о том, что ВТБ довел-таки свою долю в Банке Москвы до 100%, сделав его, по сути, розничным подразделением группы. Одновременно Тверской суд Москвы наложил арест на имение Park Place с замком в графстве Оксфордшир, которое принадлежит Андрею Бородину. А накануне стало известно, что Интерпол больше не разыскивает банкира — местонахождение, которого, и так-то, надо думать, было легко установить. Дело против него, как посчитала международная полиция, политически мотивировано. В общем, ситуация странным образом устаканилась: ВТБ, пусть не сразу, получил, что хотел, и даже вернул большую часть проблемных кредитов; Россия по инерции ищет банкира, которого больше никто не ищет; сам Бородин, надо думать, не сильно грустит в своем поместье; а Центробанк как ни в чем не бывало продолжает регулировать рынок — это после незамеченной 336-миллиардной дыры в банке из первой десятки, которую пришлось штопать поистине золотой нитью.

Новости партнеров

Loading...

Фоторепортажи

1 ноября >

Ничего святого. Как отпраздновали Хэллоуин в США, России и космосе

«Телеграф» собрал в соцсетях самые интересные кадры кануна Дня всех святых.
22 октября >

Улицы Рима скрылись подо льдом и снегом. Разгул стихии в жутко холодных кадрах из соцсетей

«Телеграф» собрал фотографии и видеоролики, которые удивленные горожане и туристы разместили в соцсетях.
16 октября >

Картинки с подиума. Как прошла неделя моды в Москве

За 1,5 млн рублей любой желающий мог стать дизайнером.
8 октября >

Губит людей не пиво. Как прошел Октоберфест–2018 в Мюнхене

«Телеграф» собрал самые колоритные кадры из инстаграма после двухнедельного фестиваля.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях