Ей 24 года, и она не побоялась в одиночку отправиться в длительное путешествие за десятки тысяч километров от родины. Сегодня в багаже Евгении – 35 стран мира, сотни впечатлений о разных городах и местных жителях, а также солидный опыт работы. А начала свое путешествие Евгения Геллер в октябре 2014 года, купив билет в один конец до Колумбии.
Едва окончив университет, начинающий специалист по связям с общественностью поняла, что ей попросту скучно каждый день приходить в офис, и когда осознала, что больше всего ей хочется путешествовать, решилась осуществить мечту.
О самой себе
«Я – автостопщик и каучсерфер, независимый путешественник, и я верю, что свобода духа идет рука об руку со свободой передвижения по планете. Но, если честно, я понятия не имею, что я делаю. Езжу по разным странам, работаю, учусь, живу, в общем-то. Я просто хватаю за хвост любую подвернувшуюся возможность и использую ее до конца – бегу, познаю, расту, исследую, бегу, бегу, бегу».
О первых шагах
«С чего лучше начать путешественнику, который раньше не путешествовал самостоятельно? Наверное, поговорить с теми, кто это уже делал. Боюсь, что сбор информации о традиционных туристических маршрутах мало подготовит к тому, что ожидает начинающего путешественника на самом деле. Еще, просто в качестве практических советов, – вылечить все части тела, лечение которых откладывал, прийти в хорошую физическую форму, опустошить память телефона и начать учить язык региона, в который собираешься. Если честно, постоянные физические нагрузки и необходимость говорить на другом языке – это, на мой взгляд, одни из тех немногих вещей, которые и отличают самостоятельного путешественника от туриста».
О трудном расставании с домом
«В первый раз надолго уезжать из родной страны – это невыносимо страшно. Громадное количество мотивации смешивается с тяжеловесным «не хочу, не надо, не смогу», щемящая сердце радость в предвкушении перемен сплавляется со слезами прощаний. Впереди неизвестность, будто на краю обрыва стоишь, и эта секунда перед прыжком растягивается в часы сборов, проводов и вокзалов. Ты не знаешь, что дальше, и еще понятия не имеешь, что взял с собой совсем не те вещи и что весь твой маршрут перекроится сотни раз. Во второй раз прощание случается очень трезво и рассудочно.
О путешествии из «нигде» в «никуда»
«Ненужные вещи откидываешь на автомате, три пары обуви, четыре толстовки, одна потеплее. Фонарик, нож, запасные батарейки. Пенку прикрутить справа, так легче надевать бэг, спальный мешок внутрь – чтобы в аэропорту не отвинтили, пока багаж перебрасывают. Ты уже знаешь, как будет, и ты готов. С первого шага за порог аэропорта ты будешь свободно общаться с испаноговорящими попутчиками, рубли станут песо. Привычно определишь безопасную позицию для хитчхайкинга, документы под сердцем, зажигалка под рукой. Потрясающее чувство «я – нигде, и еду в никуда», свободолюбивое одиночество, дикая природа, чужие города. Когда прощаешься с домом во второй раз, всё это уже есть в твоей голове. Во второй раз это перестает быть по-настоящему приключением, и, наконец, ощущается как неотъемлемая часть твоей жизни».
О работе за спальное место
«За месяцы путешествий по всему миру работала преподавателем и барменом, учителем танцев и помощником фермеров. Готовность попробовать себя в разных сферах – это возможность не только заработать, но и узнать страну, выучить язык и получить ночлег. Если знаешь язык и не боишься идти на контакт с людьми, то работу найти несложно. Конечно, по большей части это волонтерство – работа за спальное место и еду, но некоторые хозяева потом предлагают остаться за плату. Без визы и разрешений легально работать нельзя, но мало кого это волнует, особенно собственники – хостелы, фермы, турагентства, любой небольшой бизнес будет рад работнику, которому не нужно оформлять полис и за которого не нужно платить налог государству. Еще раз повторюсь, что без знания языка такие возможности, скорее всего, не представятся».
О трудностях белого человека в Южной Америке
«Работала я за городом, в сельской школе, до которой три с половиной часа добираться на двух автобусах, и это не преувеличение. Первые несколько дней детишки показывали на меня пальцем и шушукались, одна мелкая даже подошла и, набравшись храбрости, спросила – «Ты болеешь? Почему белая такая?». Я смутилась. Трое старшеклассниц снимали меня на телефон, пока я шла в учительскую. Было тяжело. Когда у тебя класс в 20 темнокожих мордашек, сложно отшучиваться о своей белоснежной коже на очень плохом испанском. На несколько сотен учеников в школе было всего два учителя английского, владеющих языком на уровне российского пятиклассника. Сказать, что я преподавала английский, было бы жестоким преувеличением, скорее, я старалась не расплакаться от насмешек семиклашек и проводила половину урока в попытках услышать хоть одно английское слово от своего класса. В аудиториях не было ни дверей, ни оконных стекол. Не было учебников, классной доски, мела, иногда не наблюдалось парт и стульев. Не было столовой, спортивного зала, коридоров, холлов – все аудитории выходили на улицу, и большую часть учебного дня дети гоняли в футбол, что мальчики, что девочки».
О ежевичном варенье под сериалы Netflix
«Классическая проблема workaway.info – написано одно, а на деле другое. Сейчас я нахожусь в городе Фрутийяр, Чили, и, в целом, не жалуюсь – мы живем вчетвером (Россия-Аргентина, Швеция-Бразилия – две пары) в собственном коттедже, едим вдоволь, намазываем домашнее варенье из ежевики на свежеиспеченный хлеб, смотрим Netflix по вечерам и в целом отрываемся. Только вот ехали мы в «нужна помощь в хостеле», а на деле бедная шведка драит посуду и полы с утра до вечера, а я с El Morocho и бразильцем работаю на кадастровых замерах земельных участков. Вот вам и работа в хостеле».
О двух видах проблем при путешествии автостопом
«Проблемы могут быть двух видов – в фуре или в личном авто. Второй вариант заведомо проигрышный: если с тобой что-то хочет сделать водитель личного авто, у тебя почти нет шансов. Поэтому я предпочитаю фуры и в авто сажусь в самых стопроцентно безопасных ситуациях, типа «час дня, шестиполосная трасса, полицейские чекпойнты каждые 50 км». В случае с фурами предосторожности такие – что везешь, какой фирме, сколько лет работаешь, какой график. У добропорядочных дальнобойщиков, как правило, включена рация, на бардачке прайс-лист и вечно пиликают смски от семьи. Кстати, вопрос про семью – невинный, банальный – хорошо ориентирует в ситуации. У меня никогда не было проблем с водителями, у которых дети моего возраста».
О принципах доверия на большой дороге
«О чем нужно помнить? Один. Выбери место, где машина сможет съехать на обочину. Два. Выбери место, где тебя хорошо видно – вокруг нет людей, деревьев, конструкций, рекламы, автобусных остановок, других машин. Три. Будь опрятно одет, выстави напоказ рюкзак с прикрученной палаткой, не сиди, не носи солнечных очков или капюшона, улыбайся, держи палец вверх, не ройся в телефоне, не кури. Четыре. В дождь – не возьмут, грязным – не возьмут, девушке легче, чем парню, парню с девушкой намного легче, чем двум парням или даже двум девушкам. Парам доверяют. Людям с сумками и пакетами не доверяют. Чем более явно, что ты иностранец и путешественник – тем лучше».
О бесконечных разговорах на дороге без конца
«Автостоп – это, несомненно, культура. И, путешествуя бесплатно, нельзя об этом забывать. Я выставляю большой палец, потому что хочу сэкономить – это правда. У меня мало денег. Но автостоп – не халява, и быть дорожным паразитом я не намерена. Есть огромное количество негласных правил и законов, которые превращают хитчхайкинг в самую что ни на есть настоящую профессию. Рассказывать о себе долгие часы в дороге на чужом для тебя языке совсем непросто, а именно этого требует автостоп – дальнобойщику интересно, кто ты, какого цвета снег, что ты думаешь о Путине и какие страны проехала, зачастую именно ради «поболтать» он тебя и подбирает. Когда это седьмая машина за день, язык уже не подчиняется, и история собственной жизни набивает нереальную оскомину. Но по правилам я должна говорить и говорить без остановки, чтобы водителю не было скучно, хотя я просто хочу попялиться в окно с наушниками в ушах. В Южной Америке есть много популярных спотов для хитчхайкинга, где иногда стоят не один и не два автостопщика. В таком случае приходится «вставать в очередь» - искать место за сто-двести метров от коллеги, чтобы не дай бог не перехватить «его» машину. Кодекс автостопщика также предписывает попросить водителя остановиться, если вы проезжаете мимо другого хитчхайкера на обочине».