USD: 65,8140 | EURO: 75,3241 |
Сегодня: +11 | Завтра: +11 |
21 октября 2018. 14:25
21.07.2016 14:35

Помет Икара: чистые помыслы и грязные следы «Синявинской птицефабрики»

На прошлой неделе в СМИ появилась информация о продаже бизнесменом Никитой Мельниковым знаменитой «Синявинской птицефабрики». По версии «информированных источников», предприятие купила структура агрохолдинга «Русгрэйн». «Телеграф» получил опровержение этой новости и на основании длинной биографии Мельникова сделал вывод, что «продажа фабрики» стала еще одной попыткой очередной атаки на предпринимателя, превратившего «Синявинскую» в крупнейшего производителя яиц в Европе.

Начало июля в Санкт-Петербурге не радует погодой, зато вселяет оптимизм ценой на яйца. В розничных сетях и магазинах города десяток яиц от знаменитой «Синявинской птицефабрики» уже неделю продается в среднем на 15-20 рублей дешевле аналогов. На самом предприятии, занимающем лидирующие позиции в области по производству и продаже этого пищевого продукта, «Телеграфу» пояснили, что рекламная акция не является случайным вбросом на рынок дешевого товара, а включена в маркетинговый план предприятия, основанный на учете сезонного падения спроса и покупательской способности населения.

«Синявинская птицефабрика» – крупнейший в России и Европе производитель яиц, к тому же успешно работающий в не совсем традиционном для развития сельского хозяйства географическом регионе Северо-Запад. Здесь для работы агропромышленных предприятий требуется больше финансовых затрат и организационного таланта, чем в южных и центральных областях России, где и погодные условия, и развитая сельскохозяйственная инфраструктура более благоприятны для такого вида бизнеса. Несмотря на это, «Синявинская птицефабрика» за десять лет смогла оставить позади всех южных конкурентов.

В 2006 году построенное еще в советские времена предприятие выкупил и возглавил Никита Мельников, ставший с тех пор миллиардером, по оценке газеты «Деловой Петербург». Его состояние, в котором учитываются активы – птицефабрики «Синявинская» и «Лебяжье», Волховский комбикормовый завод, племрепродуктор «Назия» – оценивается примерно в 14 млрд рублей. При этом Мельников не входит даже в топ-50 самых богатых людей Петербурга, где первые места занимают люди с под 600 млрд рублей и разбогатевшие на продаже нефти и недвижимости. Владелец птицефабрики занимает скромную 61-ю строчку рейтинга.

Мельников сделал карьеру в оптическом институте им. С.И. Вавилова, затем руководил Петродворцовым часовым заводом, а в 1996 году стал начальником отдела промышленной политики, анализа и прогнозирования комитета экономики и промышленной политики администрации Санкт-Петербурга. В 2000 году Никита Мельников стал птицеводом, когда перешел в ОАО «Ленптицепром», советником генерального директора, заняв в итоге должность финансового директора.

Когда Мельников выкупил 86% акций «Синявинской птицефабрики», ее судьба не была радужной. Бизнесмен вложил в ее развитие несколько миллиардов рублей своих и заемных средств, которые пошли на закупку современного оборудования, на расширение и развитие предприятия, создание кормовой и племенной базы. Спустя несколько лет Мельников вывел компанию в лидеры. Сейчас «Синявинская» занимает первое место в России, поставляя на столы потребителей 1,3 млрд яиц в год и занимая около 4% рынка.

Развитие бизнеса для лидера отрасли не обходится без проблем. В 2010 году Мельников был почетным гражданином Кировского района и депутатом ЗакСа Ленинградской области, бизнесменом, строящим долгоиграющие планы развития своего предприятия, а уже в 2014 году ему пришлось фиксировать убытки и отбиваться от нападок своих же однопартийцев и земляков.

В 2014 году районная администрация Кировска инициировала ряд административно-уголовных дел по факту загрязнения окружающей среды отходами 3-го класса опасности (птичий помет). Разбирательство шло долго и со стороны районной администрации весьма эмоционально. Глава Кировского муниципального района Ленобласти Дмитрий Василенко в дни активного противостояния называл Мельникова «профессиональным дурильщиком», хотя надзорные и проверяющие органы об экологической катастрофе речи все же не вели. Сам Василенко, кстати, является не только земляком Мельникова, но и однопартийцем по «Единой России». Причем в этом году он вошел в предвыборный список партии в ЗакС Ленобласти, в то время как Мельников его покинул.

Нужно отметить, что Мельников проблему отходов своего предприятия решать не отказывался. Сначала он выступил с проектом современного и даже прогрессивного способа переработки птичьего помета: строительства первой в России электростанции, работающей на фекалиях. Партнером по проекту согласилась стать ГК «ГазЭнергоСтрой». Но инвестиции в строительство оценивались в общую сумму 4 млрд рублей, даже половину которой «Синявинская птицефабрика» не в состоянии вложить без посторонней помощи. Этот проект в целом сулил и улучшение экологической обстановки, и снижение рентабельности самого яичного производства и даже, по словам Мельникова, – снижение тарифа на жилищно-коммунальные услуги. Однако до реализации дело до сих пор не дошло, и в марте этого года был озвучен другой проект по переработке отходов: «Синявинская» решила построить завод по производству органических удобрений. Пока же, за неимением лучшего решения, птицефабрика решила вопрос с пометом выкупом в Псковской области земли сельхозназначения под выращивание кормов для собственных нужд. И в мае уже Псковская межрайонная природоохранная прокуратура возбудила уголовное дело против «Синявинской» по ст. 254 Уголовного кодекса РФ по факту порчи земли со штрафными претензиями на 134 млн рублей.

Формально, обработкой земли, которая в Псковской области простаивала до этого около двадцати лет, занялось ООО «Назия», принадлежащее сыну Никиты Мельниченко Олегу. Как сообщила помощник генерального директора по связям с общественностью Марина Кожевникова, в 2016 году было закуплено оборудование, 1,6 га земли, обработано и засеяно 500 га полей. В августе уже ждут первый урожай, а в июле по информации Кожевниковой, земельный надел компании увеличился еще на 1,5 га. Также в Псковской области работает большая бройлерная птицефабрика с птичьим поголовьем в 1,1 млн. Мясо этой птицы продается в северо-западном регионе под маркой «Синявинской» птицефабрики.

Когда спустя месяц конфликт перестали обсуждать в прессе, в СМИ появилась информация о том, что «Синявинская птицефабрика» продается. «Ведомости» даже сообщили, что структура агрохолдинга «Русгрэйн» (бренд «Русское зерно») ее уже купила. На «Синявинской птицефабрике» эту информацию не подтверждают. По словам Кожевниковой, сейчас идут переговоры о привлечении инвестиций и вхождении нового инвестора, в том числе и для реализации проекта строительства завода по переработке птичьего помета в гранулированное органическое удобрение, которое оценивается в 100 млн рублей.

И все же вопрос о продаже «Синявинской птицефабрики» продолжает висеть в воздухе. «Деловой Петербург» даже отправил на пенсию и попрощался с Никитой Мельниковым в ожидании нового владельца. Будет ли пришлый собственник решать местные экологические проблемы еще неизвестно. Тем более что вопрос о загрязнении земель птичьим пометом носит общероссийский характер. Практически все птицефабрики в России грешат нарушениями природоохранного законодательства, в большинстве своем более серьезными, чем «Синявинская птицефабрика». При этом современные заводы по переработке птичьего помета и других отходов животноводства в нашей стране можно пересчитать по пальцам. Ежегодно в России производится 650 млн тонн таких отходов и лишь малая их доля перерабатывается, хотя и существуют отдельные проекты по производству грунта для выращивания тепличных грибов, производству биогаза или выработки электроэнергии.

В плане экологии и тем более утилизации отходов сельскохозяйственного производства Россия сильно отстает от развитых европейских стран, где подобные проекты поддерживаются на государственном уровне. Зато каждый отдельный случай и каждая отдельная претензия надзорных органов здесь могут стать рычагом в недобросовестной конкурентной борьбе за передел насыщенного до 100% рынка. А рынок куриного мяса и яиц в России именно таков. Расти ему сейчас внутри страны некуда, и значит велика опасность нового передела рынка между крупными игроками. За последнее время в Ленинградской области уже закрылось и разорилось несколько птицефабрик, а по всей России, предприятия этого направления банкротились и закрывались десятками. Самарская, Мурманская области, многие регионы Сибири лишились местных производителей мяса птицы и яиц.

Возможно, стоит оценить перспективы возможного закрытия «Синявинской птицефабрики» в этом ключе. Пока еще Ленобласть находится в лидерах по производству яиц и куриного мяса, и цены на них для потребителя несмотря на кризисное время сохраняются на низком уровне. Если один из лидеров отрасли сменит владельца ситуация может поменяться кардинальным образом.

Новости партнеров

Loading...

Фоторепортажи

16 октября >

Картинки с подиума. Как прошла неделя моды в Москве

За 1,5 млн рублей любой желающий мог стать дизайнером.
8 октября >

Губит людей не пиво. Как прошел Октоберфест–2018 в Мюнхене

«Телеграф» собрал самые колоритные кадры из инстаграма после двухнедельного фестиваля.
27 сентября >

Уральское горе. Как Челябинск оказался во власти мусора

«Телеграф» собрал иллюстрированную хронику мусорного коллапса.
25 сентября >

Жажда скорости. Как выглядит ралли «Санкт-Петербург-2018» изнутри

Фоторепортаж «Телеграфа» с автогонок в Сестрорецке.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях