Министерство финансов начинает крупную реформу закона об ОСАГО, сообщает газета «Коммерсант». В распоряжении издания оказался финальный вариант поправок, которые Минфин подготовил к совещанию с Центробанком 16 сентября.
Минфин предлагает разделить полисы на три вида: «эконом» — с лимитом потенциальных выплат до 500 тыс. рублей, «стандарт» — до 1 млн и «премиум» — до 2 млн рублей. За расширения автомобилисты будут доплачивать — предполагается, что размер доплат установит ЦБ.
Другим крупным изменением может стать отказ от коэффициента мощности в ОСАГО. Вместо него предлагают ввести коэффициент нарушения ПДД: за езду в состоянии опьянения, превышение скорости, проезд на красный свет и пересечение двойной сплошной. Страховщики на свое усмотрение также смогут применять коэффициент за агрессивное или аккуратное вождение.
Кроме этого, предполагаются надбавки за «умышленное содействие наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков» и за сообщение страховщику ложных сведений, которые повлияли на цену полиса.
У страховых компаний может появиться возможность заменять денежную компенсацию ремонтом автомобиля. Сервис потерпевший будет выбирать из числа тех, с которыми у компании заключены договоры: согласно поправкам, среди них должны быть приближенные к месту жительства потерпевшего или ДТП. ЦБ также регулирует сроки ремонта, методы диагностики, «использование современных технологий восстановительного ремонта» и прочее. При этом страховая компания будет обязана установить гарантийный срок ремонта не менее двух месяцев.
В финальную версию не вошел вариант заключения многолетних полисов. Ранее Минфин утверждал, что в концепции проекта будет содержаться возможность увеличения срока договора до двух или трех лет, против чего выступал Российский союз автостраховщиков. Его президент Игорь Юргенс заявлял, что в случае скачка цен, девальвации или ревальвации рубля стоимость полиса придется пересчитывать, а это неудобно.
Как сообщает «Коммерсант», в ЦБ поправкам не рады. «Избыточность инициатив может стать якорями, которые утопят проект», — приводит издание слова собеседника, знакомого с позицией ЦБ.
При этом страховщики положительно относятся к предложенным изменениям, но предполагают, что автомобилисты могут остаться «в минусе». «Есть вероятность, что страховщики начнут работать в духе: «Бланков стандартных полисов нет, покупайте только премиальный пакет», — выразил мнение президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников.
Если поправки будут приняты, новый закон может заработать с 1 января 2017 года.