USD: 58.9325 | EURO: 68.6623 |
Сегодня: +16 | Завтра: +16 |
22 июля 2017. 14:00

Новости дня

22.07 13:43 > Экологи нашли в Битцевском лесу Москвы редких для России сирийских дятлов
22.07 12:59 > Поклонская собрала 100 тысяч подписей против фильма Учителя «Матильда»
22.07 12:36 > Мощам Николая Чудотворца в пятницу поклонились 37 тысяч человек
22.07 11:59 > В Петербурге с наркотиками задержали промоутера бойца ММА Александра Емельяненко
22.07 11:28 > ВИДЕО: «Локомотив» во втором туре премьер-лиги обыграл ЦСКА
22.07 10:40 > Интерпол опубликовал список 173 террористов-смертников ИГ
21.07 21:06 > Путин заявил об отсутствии в России цензуры в интернете
21.07 20:43 > США внесли в санкционный список вступившего в ИГ россиянина
21.07 19:59 > Стрелков после дебатов с Навальным рассказал о своих впечатлениях от дискуссии
21.07 19:28 > Синоптики пообещали петербуржцам дожди в выходные
21.07 18:44 > Рамзан Кадыров обрушился с критикой на российских правозащитников
21.07 18:08 > Пять цифр Петростата, которые могут удивить петербуржцев
2016-09-28 13:55:12

Маск и шоу. Зачем миллиардер Владислав Филев ввязался в космическую гонку с американцами

«Телеграф» оценил шансы владельца авиакомпании S7 в коммерческом освоении космоса.

На проходящем в мексиканском городе Гвадалахара Международном астронавтическом конгрессе IAC 2016 основатель компании SpaceX американский бизнесмен Илон Маск рассказал о своей проектируемой межпланетной транспортной системе и продемонстрировал видеоролик, на котором смоделирован пилотируемый полет на Марс. Там же российская частная авиакомпания S7 Group объявила о подписании контракта с холдингом Sea Launch на покупку плавучего космодрома «Морской старт» в Тихом океане. «Телеграф» выяснил, зачем владелец S7 Владислав Филев бросился вдогонку за американским миллиардером в покорении коммерческого космоса.

Сделка обошлась в 160 млн долларов, большая часть которых будет выплачена наличными. Такую информацию предоставил ТАСС владелец S7 Group Владислав Филев. Согласно информации на официальном сайте авиакомпании S7, в результате подписания договора холдинг получит в собственность корабль Sea Launch Commander, на котором доставляются ракеты-носители на плавучий космодром на экваторе в Тихом океане, платформу Odyssey, с которой осуществляются запуски, наземное оборудование в базовом порту в Калифорнии и бренд Sea Launch. При этом Bloomberg со ссылкой на двух человек, знакомых с условиями сделки, сообщил, что ее размер составляет около 100 млн долларов. Полностью она будет закрыта через полгода, так как требуется одобрение директората по контролю оборонной торговли (DDTC) и комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS) и подписания ряда договоров, которые являются частью данной сделки.

«Почему мы это делаем? Потому что это прекрасно». Эти слова сказал Владислав Филев агентству Bloomberg, отправляясь на подписание сделки в Гвадалахару. Бизнесмен назвал приобретение космодрома «входным билетом в космическую индустрию». «Космическая инфраструктура развивается очень стремительно. С нашей точки зрения, это очень интересное направление бизнеса, которое имеет хорошие долгосрочные перспективы», — приводятся слова Филева в официальном пресс-релизе. Как уточняется, к концу 2018 года S7 Group планирует вывести площадку из консервации и выполнить до 70 запусков ракет в течение 15 лет без существенных инвестиций в модернизацию космодрома. «Мы будем продавать запуски только на готовых ракетах-носителях. Сначала ракеты, и только потом — покупатель», — заявил владелец S7.

Продавцом выступила российская госкомпания РКК «Энергия». Sea Launch («Морской старт») была создана еще в 1995 году как международный консорциум для осуществления коммерческих космических запусков. Основная роль в проекте принадлежала России (в лице ракетно-космической корпорации «Энергия») ​и американской компании BoeingCommercial Space Company (дочернее предприятие аэрокосмической корпорации Boeing), имевших на старте проекта 25 и 40% акций соответственно. Инвестиции в запуск проекта составляли 3,5 млрд долларов, но из-за недостаточной интенсивности запусков проект оказался убыточным, и к 2009 году долги компании Sea Launch составляли около 1 млрд долларов при оценочной стоимости активов 100-500 млн долларов. В итоге Sea Lunch пошла на процедуру банкротства и с лета 2010 года через дочернюю компанию Energia Overseas Limited 95% акций Sea Launch принадлежали госкорпорации «Энергия».

Запуски с Sea Launсh прекратились в 2014 году на фоне конфликта с Украиной. В проекте изначально участвовали украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш». Все оборудование было смонтировано под запуски ракет «Зенит» украинского производства, но страна неожиданно, но объяснимо прекратила поставки. Всего с платформы были запущены около трех десятков ракет, большинство успешно вывели спутники на орбиту. Вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин сообщал о переговорах с партнерами из стран БРИКС о совместной реанимации проекта, однако это не дало результата. В свое время рассматривалась возможность использования в проекте ракеты-носителя «Ангара-А3». В текущей Федеральной космической программе указаны работы по созданию ракеты «Феникс». Однако человек, близкий к «Энергии», утверждает, что другая ракета потребовала бы очень дорогостоящей перестройки самой платформы и новый инвестор все-таки рассчитывает на украинский носитель.

«Филев — Илон Маск в квадрате». В августе этого года президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев анонсировал скорую продажу Sea Lunch. «Думаю, что сделка будет закрыта к началу 2017 года. Мы склоняемся к российскому кандидату, у него интересная программа, с ним удобно работать. Я думаю, у нас скоро появится свой Илон Маск, можно сказать, даже Илон Маск в квадрате», — пояснил он тогда. При этом портал aboutspacejornal оценивает запуск носителя «Зенит-3SL» для клиента в 35-50 млн долларов, в то время как запустить ракету Falcon 9 от SpaceX Илона Маска стоит 61,2 млн долларов при примерно одинаковой грузоподъемности.

Человек, который не хочет жить в стране, где летают только «Аэрофлотом». До появления в проекте Sea Lunch Владислав Филев уже отметился в СМИ как человек, который руководствуется не только коммерческой выгодой. Осенью прошлого года, после объявления о банкротстве авиакомпании «Трансаэро», совладельцы конкурирующей авиакомпании S7, супруги Филевы, вызвались купить и спасти проблемного перевозчика. Владислав Филев в интервью газете «Коммерсант» говорил, что им движет не только бизнес-логика, но и гражданская позиция. Ведь если «Трансаэро» исчезнет, то главный конкурент, «Аэрофлот», получит большинство выгодных маршрутов, утверждал хозяин S7. «Я уже жил в стране, в которой был один «Аэрофлот», и мне там не понравилось», — добавил он. Филеву сразу дали понять, что он ничего не получит, и все достанется «Аэрофлоту». Уже через несколько часов после его заявления Росавиация лишила «Трансаэро» сертификата эксплуатанта.

Доля России на мировом коммерческом космическом рынке в 2015 году составила около 1%. Общегодовая выручка компаний от предоставления коммерческих космических услуг составила около 2 млрд долларов. С учетом госзаказа за 2015 год российские предприятия получили выручку в размере около 6 млрд долларов при общем объеме мирового рынка 277 млрд. Актуальная на сегодняшний день версия Федеральной космической программы до 2025 года предусматривает выделение 104,5 млрд рублей в 2017 году, столько же — в 2018 году (Минфин в прошлом году настоял на заморозке трат на уровне 2016 года, поэтому цифры одинаковые) и 117,6 млрд рублей — в 2019 году. В начале сентября глава Роскосмоса Игорь Комаров предупредил коллег, что бюджетное финансирование «Роскосмоса» может быть сокращено, причем существенно.

Алексей Демин
Ссылки по теме:
Loading...

Новости партнеров

 

Фоторепортажи

12 июля >

Золото на голубом. «Зенит» представил новую форму на сезон-2017/2018

Дизайн экипировки содержит традиции команды и связь между поколениями.
5 июля >

Гуляй, Америка. Кто и как отметил День независимости США

«Телеграф» собрал главные события американского праздника в одну фотогалерею.
5 июля >

И улицы стали реками. Крымский потоп 4 июля в картинках и видеокадрах

«Телеграф» собрал из соцсетей фото и видео разгула стихии на полуострове.
28 июня >

Наводнение из соцсетей. Пять пугающих фотографий и видео набережных Невы

«Телеграф» собрал снимки грядущего потопа в Петербурге и сверился с прогнозом метеорологов.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях