USD: 67,1783 | EURO: 70.7069 |
Сегодня: +17 | Завтра: +16 |
21 августа 2018. 17:25
09.06.2017 12:09

Кольца долгов «Сатурна». Почему не платит крупнейший оборонный завод России

Президент РФ Владимир Путин 25 апреля во время рабочей поездки в Ярославскую область посетил в Рыбинске ПАО НПО «Сатурн», где дал старт испытаниям нового двигателя для оборонной промышленности. На фоне прочих новостей последних дней, эта новость могла бы показаться даже хорошей. Однако как это обычно бывает, главе государства показали парадную сторону предприятия, умолчав о колоссальных долгах завода. «Телеграф» выяснил, почему за каждый изготовленный на рыбинском предприятии двигатель для самолета Superjet казна доплачивает 40 млн рублей, сколько заплатит «Сатурн» за авиакатастрофу 2009 года в Иране, и кто ждал президента в Рыбинске с не меньшей надеждой, чем руководство НПО.

Незадолго до приезда главы государства в Рыбинск, «Телеграф» получил открытое письмо от ряда местных и федеральных компаний о том, что НПО «Сатурн» серьезно задерживает оплаты подрядчикам, якобы утверждая, что не собирается платить принципиально. Письмо сопровождалось копиями актов принятых работы (документы имеются в распоряжении редакции) и то ли отчаянным заявлением, то ли серьезным намерением работников нескольких компаний выйти с митингом или одиночными пикетами к проходной завода в день визита Владимира Путина. В администрации Рыбинска, однако, заверили, что заявлений на митинги к ним не поступало.

Тем не менее, перед визитом главы государства парковку перед предприятием полностью перекрыли, а рабочих некоторых цехов отправили в оплачиваемый отпуск на один день. Работники пороптали, но отнеслись к высокому визиту с одобрением — приезд Путина на градообразующее предприятие Рыбинска, на котором работает каждый десятый житель города, означает, что государство не оставит «Сатурн» в беде, и появившиеся в апреле слухи о задержке зарплаты так и останутся слухами. Да и обещанного митинга не было. Однако на момент публикации оплаты от «Сатурна» никто из авторов коллективного письма не дождался.

Для государства рыбинское предприятие имеет особую важность. Оно участвует в производстве турбодвигателей SaM146, которые в настоящее время устанавливается на семейство среднемагистральных самолетов Sukhoi Superjet 100 — главной надежды российского авиастроения, пребывающего в кризисе еще с 90-х годов прошлого века.

На самом деле двигатель производится компанией PowerJet, которая является совместным предприятием российского НПО «Сатурн» и французской компании Snecma. При этом французы отвечают за «горячую» часть двигателя, систему управления двигателя и коробку приводов. НПО «Сатурн» изготавливает «холодную» часть двигателя, вентилятор, компрессор и турбину низкого давления, выполняет общую сборку и стендовые испытания.

По данным Объединенной двигателестроительной корпорации, в которую входит НПО «Сатурн», российской компании достается лишь малая часть доходов, получаемых PowerJet от реализации двигателей, тогда как основная выручка уходит французам. При этом закупки материалов и прямые затраты «Сатурна» оцениваются в несколько раз дороже, что делает участие в данном проекте убыточным для компании. Но, руководствуясь девизом «долги — ничто, Sukhoi Superjet — все», с одобрения государства «Сатурн» продолжает копать себе долговую яму.

Аналогичная ситуация уже возникала на предприятии в 2008 году. Тогда под грузом долгов ОАО «НПО «Сатурн» заявило о намерении сократить 4 из 19 тыс. сотрудников. Задолженность по зарплате составляла на тот момент 148 млн рублей. Тогда ситуацию также разруливал лично Путин, занимая должность премьер-министра страны. 2 декабря он в срочном порядке отменил визит в Калугу и неожиданно направился в Ярославскую область. Во время совещания на заводе, он отметил рискованную финансовую политику «Сатурна», в результате которой предприятие оказалось не готово к обслуживанию и своевременному погашению кредитов. Премьер обругал руководство, и правительство выделило 5 млрд рублей на спасение ситуации.

Миллиарды пришли, а экономика предприятия продолжила стремительное падение. С того времени НПО «Сатурн» лишь однажды, в 2011 году, показал чистую прибыль в размере 53,3 млн рублей, во всех остальных годовых отчетах указываются миллиардные убытки. В 2014 году убыток составил рекордные 5,54 млрд рублей. При этом руководство никогда не скрывало нерентабельность производства двигателей. По оценке Счетной палаты РФ, проводившей проверку в 2013 году, каждый выпущенный аппарат SaM146 приносил убыток в 40 млн рублей. 

И ситуация точно не станет лучше в ближайшее время: введенные в сентябре 2014 года санкции против России коснулись не только банков но и ВПК. Помимо прочего, российским предприятиям отказали в праве доступа к западным военным технологиям и определенным технологиям двойного назначения. Санкции запретили некоторым компаниям ВПК покупать разработанные в Европе технологии и получать доступ к финансированию европейских компаний.

Что не так с Superjet

В 2008 году вокруг НПО «Сатурн» и его двигателя SaM146 разразился судебный скандал. Доля российской компании в совместном предприятии PowerJet была арестована французским судом. Арест стал обеспечительной мерой по иску зарегистрированного на Британских Виргинских островах офшора Unimex Enterprises.

Эта история началась в середине 90-х годов, когда Unimex продал «Рыбинским моторам», на базе которых был позже создан «Сатурн», самолет Ил-62 и 13 двигателей к нему на 2 млн долларов. «Рыбинские моторы» обязались отремонтировать для Unimex семь двигателей, но отремонтировали только пять, предложив 6% своих акций в качестве оплаты невыполненных обязательств. Акции в распоряжение Unimex не поступили, и в 1998 году она подала иск к «Рыбинским моторам» в арбитражный суд Чехии с требованием возместить 1 млн долларов ущерба.

Офшор выиграл это дело еще в 1999 году, а в 2008 году предъявил решение к исполнению в суд высшей инстанции Парижа, который и наложил арест на 49,84% принадлежащих «Сатурну» акций PowerJet. В итоге поступающие на счета предприятия платежи могут списываться в пользу истца.

В марте 2010 года в СМИ появилось сообщение о том, что НПО «Сатурн» собирается во внесудебном порядке вывести из-под ареста свою долю акций в компании PowerJet. Однако вместо этого в июне 2011 года в Арбитражный суд Ярославской области к НПО «Сатурну» поступил иск от Unimex Enterprises уже на сумму 44 629 588,82 евро, который, впрочем, не был удовлетворен.

Никакой более свежей информации о судьбе пакета российских акций в компании PowerJet «Телеграфу» обнаружить не удалось. Руководство Объединенной двигателестроительной компании, в которую входит НПО, не ответило на запрос редакции. Как пояснили эксперты, знакомые с судебной практикой предприятия, отсутствие выплат «Сатурном» может быть рассчитано на перспективу истечения срока исковой давности.

168 жизней

Пока руководство «Сатурна» решало проблемы с внедрением нового двигателя SaM146, проблем подкинул другой фирменный продукт завода — проверенный полувековой практикой турбодвигатель Д-30КУ, который доживал свой век на древних машинах Ту-154М. 15 июля 2009 года выполнявший рейс между Тегераном и Ереваном самолет этой марки авиакомпании Caspian Air, набрав высоту, загорелся из-за разрушения двигателя. Самолет рухнул на землю. Погибли все 168 находившихся на борту человек.

«Комиссией установлено, что произошло разрушение компрессора низкого давления двигателя №1 с разлетом обломков, повредивших топливопроводы и фюзеляж и вызвавших быстро распространяющийся пожар», — говорилось в заключении экспертов. Спустя год Иран отказался от использования самолетов Ту-154.

Имя производителя разрушившегося двигателя тогда не называлось. Официальный страховщик перевозчика Bimeh Iran выплатил причитающиеся компенсации семьям погибших, а летом 2012 года подал в Ярославский арбитражный суд иск к НПО «Сатурн» на сумму 8 197 422,21 евро (позже сумма возросла до 8 568 638,53 евро). Как выяснилось, последний капитальный ремонт сгоревшего двигателя был произведен объединением «Сатурн», которое признало его годным для дальнейшей эксплуатации и продлило назначенный ресурс. На момент крушения воздушного судна летный ресурс, назначенный объединением «Сатурн», не был выработан до конца.

В ходе разбирательства выяснилось, что 30 июня 2008 года, то есть за год до авиакатастрофы в Иране, при выполнения рейса по маршруту Петербург — Шереметьево на самолете Ту-154М, принадлежащем компании «Аэрофлот», в момент начала разбега произошло аналогичное возгорание левого двигателя. Однако «Сатурн» не предпринял действий для предотвращения ситуаций в дальнейшем.

Судебная тяжба, начатая в 2012 году продолжается до сих пор. «Сатурн» уже признал вину в катастрофе, но теперь ссылаясь на бедственное положение акционерного общества, ходатайствует о рассрочке платежа равными частями до 2019 года. Согласно этому постановлению, «Сатурн» уже был должен выплатить иранцам более 2,5 млн евро. «Телеграфу» не удалось оперативно получить от обеих сторон спора информацию, о том, осуществлялись ли утвержденные судом платежи.

Яма отечественных двигателей

Кажется, будто руководство предприятия нашло способ оставаться неэффективным и при этом не платить за ошибки. Анализ судебных дел «Сатурна» показывает, что с 2010 года до настоящего момента НПО «Сатурн» выступило ответчиком по 135 делам. В 68 процессах иск против компании был удовлетворен полностью или частично, еще двенадцать тяжб были остановлены после погашения ответчиком требуемой суммы. По данным на апрель, одиннадцать находятся в процессе рассмотрения.

Денег с завода требуют контрагенты «Сатурна» и ресурсо-снабжающие организации. В основном это дочерние предприятия «Газпрома». Практика не платить до истечения исковой давности прослеживается по многим делам.  На этом начинает казаться правдивой информация о том, что к приезду Владимира Путина некоторые подрядчики НПО были готовы выйти с одиночными пикетами к проходной завода, чтобы потребовать денег за выполненную работу.

«Суперджеты» и инновации, о которых так много говорят в головной корпорации Ростех — это хорошо, но опасно доверять оборону предприятию, которое не только не отвечает за качество продукции, но и не может рассчитаться с долгами. Будущее Рыбинска, градообразующим предприятием которого выступает «Сатурн», также вызывает опасения. Однажды Путин может не придти на помощь с миллиардными субсидиями и рисковая политика предприятия вновь поставит его перед необходимостью сокращения кадров. Получить ответы на существующие вопросы «Телеграфу» не удалось — пресс-служба и руководство головной корпорации ОДК проигнорировала вопросы, руководство самого «Сатурна» также оказалось не заинтересовано в общении. Прежде чем продавать новые самолеты за полцены отечественным авиакомпаниям, неплохо было бы вернуть долги тем, кто свою работу уже выполнил, или пострадал от роковых ошибок предприятия.

Источник фотографий: vk.com/rostec_ru

Loading...

Новости партнеров


Фоторепортажи

20 августа >

Белеет парус одинокий. Балтийская яхтенная неделя в Петербурге в 20 фотографиях

«Телеграф» побывал на парусной регате в акватории Невы возле Петропавловской крепости.
17 августа >

Полцарства за коня. 25 кадров о том, как прошли ежегодные скачки в итальянской Сиене

«Телеграф» собрал фотографии с места событий от пользователей из инстаграма.
13 августа >

Как сошли звезды. 20 снимков метеорного потока Персеиды в небе над Россией

«Телеграф» собрал фотографии пользователей, которые поделились впечатлениями в инстаграме.
7 августа >

Бегемот верхом на крокодиле. Соцсети обсуждают заплыв необычных судов по Финскому заливу

5 августа в Петербурге прошло первое шоу самодельных плавательных конструкций.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях