USD: 66,3772 | EURO: 70.7069 |
Сегодня: +20 | Завтра: +21 |
15 августа 2018. 13:34
01.08.2017 17:47

Чему нас учит семья и школа. Эксперты рассказали, как правильно дать ребенку среднее образование

До начала нового учебного года остался месяц. В России много родителей, не удовлетворенных типовым школьным образованием. Они хотят учить детей собственными силами и объединяются в организации, например, Клуб семейных школ и Ассоциацию развития семейного обучения, чтобы предоставить детям альтернативу государственному образованию. «Телеграф» пообщался со школьными учителями, директором частной школы и родителями, которые решили учить детей самостоятельно.

Бесполезные камеры хранения

Светлана Марзеева — одна из тех родителей, которые считают государственное образование бесполезным. Свою дочь она в течение четырех лет обучала на дому. Потом ребенок сам решил пойти в школу. Впрочем, недолгий школярский опыт ни маму, ни дочку не удовлетворил, поэтому Светлана решила сама основать школу вместе с единомышленниками. 

Московская журналистка, автор портала «Альтернативное образование в России», один из учредителей АРСО (Ассоциация развития семейного образования) и организатор Клуба семейных школ Светлана Марзеева не довольна устаревшими федеральными образовательными стандартами, содержанием программ обучения и качеством учебников.

«Учебники почему-то почти все написаны кондовым языком, к тому же непонятно и скучно. Школы, как и детские сады, эффективно выполняют только функцию камер хранения. Дети перегружены, и это катастрофически влияет на их здоровье. Кроме того, обычные школьники несамостоятельны и беспомощны в быту, они не могут сами себе приготовить обед, погладить или постирать себе вещи, да и обязанностей по дому у них практически нет. Они устают, а все свободное время у них занято домашними заданиями. Их постоянно приходится заставлять», — считает Светлана.

Сергей Иванов, директор частного образовательного центра Анны Франк, согласен, что в государственных школах образование сейчас не самое лучшее. Он связывает это с введением новых образовательных стандартов и ЕГЭ, по которым школьники по окончании 11-го класса должны знать программу, которую прежние ученики осваивали к 8-9-му классу.

«Детям сминусовали всю литературу и математику. Получается, что современным школьникам, кроме тех, кто сдает профильные ЕГЭ по математике и литературе, не нужно знать интегралы, а книжку достаточно прочитать только одну», — считает Иванов.

По его мнению, образованный человек должен обладать знаниями по литературе и математике хотя бы в объеме советской средней школы, хотя лучшим образцом он считает классическое гимназическое образование времен Российской Империи. Туда дети поступали с десяти лет, а к этому возрасту должны были уметь читать, писать, считать и говорить как минимум на двух языках.

Среди других недостатков государственных школ Иванов назвал большие классы, необходимость для ребенка проводить много времени с людьми, которых он не выбирал, и случайный подбор преподавателей.

Законная альтернатива

Главным плюсом российской системы Светлана Марзеева считает федеральный закон «Об образовании», который дает родителям большие возможности для выбора. В нем прописаны различные легальные формы обучения: очная, очно-заочная, заочная, семейная и даже дистанционная. Родители и ребенок могут выбрать — посещать ли им школу и как часто. При этом они могут, например, не ходить на уроки, но посещать школьные мероприятия. Оказывается, закон не обязывает даже проходить обязательные аттестации, только сдавать ОГЭ и ЕГЭ.

«С точки зрения закона, нет никаких препятствий, чтобы комбинировать обучение в разных образовательных организациях с учетом интересов ребенка. Государство само заинтересовано в этом. В законе целая статья посвящена сетевым формам реализации образовательных программ, где обсуждается, как можно обеспечить возможность освоения обучающимся программы с использованием ресурсов нескольких организаций», — рассказывает Светлана.

Сергей Иванов также считает, что, по крайней мере, в начальную школу по возможности детей отдавать не стоит. «Читать-писать научить может каждый родитель. Эту программу можно пройти за два года. А для социализации ребенку в этом возрасте подойдут спортивные секции и художественные и музыкальные школы и кружки», — считает он.

По его мнению, сейчас действительно растет количество родителей, которые не хотят отправлять детей в школы, но они все равно готовятся к получению аттестата через ЕГЭ. Довольно много таких детей среди тех, кто получает образование за границей. В то же время они занимаются с репетиторами на каникулах или дистанционно для сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Альтернативное обучение выбирают также дети, которые серьезно занимаются спортом или искусством. Кроме того, есть инвалиды и дети с хроническими заболеваниями, которые могут выбрать домашнее обучение. «Родителей, конечно, сначала напрягает, как же так, чем ребенок будет заниматься дома? А потом они понимают, что, может, это и лучше, чем ходить в школу», — делится опытом Иванов.

Дороговизна частных школ

Традиционные частные школы родителей также не устраивают. По мнению Светланы Марзеевой, там сейчас учат примерно так же, как и в государственных, по тем же программам, с теми же недостатками. Единственное достоинство частных школ — меньшая численность учеников в классах, но это не стоит тех денег, которые они запрашивают на обучение.

По словам Сергея Иванова, в Петербурге частные школы делятся на три ценовых категории: 20-25 тыс. рублей, 30-40 тыс. рублей и 60-70 тыс. рублей в месяц. При этом только некоторые из них предлагают отличающееся от стандартного образование и альтернативные системы воспитания и развития. Кроме того, государство сейчас все активнее вмешивается в работу частных школ, из-за чего многие из них закрываются, хотя взамен открываются новые.

По мнению Иванова, расцвет частных школ пришелся на 90-е годы, когда в стране появилось много новаторских педагогических методик, но самые эффективные из них требуют высококвалифицированных преподавателей и родителей, которые готовы за это платить. Поэтому лучшим частным школам свойственно наличие коллектива педагогов-единомышленников.

По мнению депутата закса Максима Резника, бывшего учителя истории в частной школе, они и правда отличаются от государственных в основном небольшими классами и лучшей системой безопасности для школьников. Дети же по своим способностям и поведению мало отличаются от своих сверстников из государственных школ.

Семейное образование — не всегда альтернатива

Даже родители, которые не довольны традиционным образованием, не считают, что их детям достаточно только воспитания в семье. Светлана Марзеева оплачивала дочери репетиторов и секции, а теперь организует вместе с родителями-единомышленниками частные уроки педагогов и преподавателей. По ее мнению, важно, чтобы детей учили увлеченные, яркие и харизматичные личности.

«Мы объединились с другими родителями, чтобы оплачивать труд таких педагогов вскладчину. Предложили им позаниматься с ребятами вместо школы, и практически все, к кому мы обратились, поддержали эту идею. Решили изучать предметы по школьной программе, поскольку это необходимо для аттестаций, а еще: участвовать в олимпиадах, заниматься психологией, профориентироваться, совершать экскурсии по Москве и городам, учить иностранные языки, осваивать робототехнику, танцевать, играть... ну и разное другое делать, что предложат сами ребята», — рассказала Светлана. По ее подсчетам, такое образование обойдется ей в 20 тыс. рублей в месяц, что все же значительно дешевле, чем в частной школе.

В защиту государственной школы

Защищать государственные школы в разговоре с «Телеграфом» решил учитель истории и обществознания государственной средней школы Петербурга Кирилл Александрович. Он закончил школу недавно, и сейчас является одним из самых молодых школьных учителей города. Сравнивая школу времени своей учебы и своего учительства, он отмечает, что она изменилась к лучшему. Несмотря на упрощение программы, ее основное содержание осталось. При этом новые образовательные стандарты описывают цель государственного образования, в том числе, как способность к саморазвитию и самостоятельной работе.

«Государство обращает внимание на количество информации, которое сейчас существует, на переход к информационному обществу, для которого бесполезно давать конечный набор знаний», — считает педагог. Поэтому, по его словам, сейчас в школе стало больше самостоятельной работы, теперь это обязательное требование на уроке, чтобы ученик сам умел находить информацию и работать с ней.

Кроме того, государственное школьное образование бесплатно, поборы с родителей ушли в прошлое, программа стала доступнее, а учителя несут ответственность за детей. «Как бы у учителя не было мало времени и много дел, он все равно сознает собственную ответственность за детей. В школе есть контроль поведения, контроль получения знаний», — считает Кирилл Александрович.

К тому же в школе дети учатся общаться, решать с помощью учителей свои конфликты и проблемы. Для учеников из благополучных семей — это возможность, не всегда позитивная, найти общий язык с нестоль удачливыми сверстниками.

«Никто не говорит, что мы живем в идеальном мире и школа не является чем-то особенным. От психических травм не застрахованы дети ни в государственной, ни в частной школе, ни на улице, ни в интернете. Никто не застрахован также от детей, которые могут оказывать деструктивное социальное влияние, пропагандируют нездоровый образ жизни, образуют компашки брошенных детей. С ними школа ничего не может сделать, если с ними не справляются родители. Задача учителя не переучивать детей палкой, не усугублять положение. Если родители ничего не хотят и не могут сделать, задача школы — минимизировать этот ущерб», — считает педагог.

По мнению молодого школьного учителя, государственную систему образования в России ругают зря. Конечно, многое зависит от коллектива педагогов, но при желании, даже в не самой благополучной школе можно получить качественное образование, особенно, если уметь учиться самостоятельно.

«Безусловно, сельская школа не равна городской, это реалии, в которых мы живем, но если смотреть на систему ЕГЭ — методические материалы по ЕГЭ доступны всем, подготовиться к его сдаче может любой человек, который этого хочет. У меня есть пример, когда человек из провинциального города сам подготовился, сдал экзамен и поступил», — рассказал Кирилл Александрович.

Солдаты Урфина Джуса

Одной из основных претензий к современной государственной школе является возвращение в нее идеологии. По мнению Максима Резника, сейчас школа превращается из места, где готовят гражданина, в место, где готовят солдат Урфина Джуса (деревянная армия из книги Сергея Волкова). Впрочем, в частной школе ученики также не застрахованы от идеологического влияния, только оно уже будет зависеть от владельца школы.

По мнению учителя обществознания и истории Кирилла Александровича, в школе нет идеологии и нет запретных тем. На уроке можно поговорить и о политике, и об Украине или нетрадиционной ориентации. «Моя задача — дать факты, чтобы дети узнали, что есть такое. Важно объяснить им, как те или иные явления воспринимаются на почве нашей культуры и почему. Почему, например, государство запрещает пропаганду гомосексуализма. Важно, чтобы дети понимали причины», — рассказывает учитель.

Директор частной школы Сергей Иванов отмечает, что идеологическая составляющая в любой школе зависит от директора и от конкретного преподавателя. При этом он также считает, что педагогам на уроке лучше придерживаться фактов, а не пропагандировать какую-либо идеологию. «Преподавателю надо иметь в виду, что дети воспитываются в разных семьях с разными политическими взглядами. Идеологической основой любой школы, государственной или частной, должны быть общеевропейские гуманистические ценности, сформулированные во всеобщей декларации прав человека и объединяющие людей разных культур, религий и политических взглядов», — говорит он.

Выбирают не школу, а учителя

Как оказалось, и учителя, и родители согласны в одном — качество образования зависит от учителя, поэтому выбирать нужно в первую очередь его. Поэтому Светлана Марзеева с другими родителями готова платить отдельным педагогам за занятия со своими детьми. Сергей Иванов в первую очередь при выборе школы рекомендует искать хорошего педагога и преподавателя, а лучше даже искать школу со сложившимся коллективом учителей-единомышленников, а Максим Резник советует пользоваться «сарафанным радио» — отзывами родителей о школах и учителях. Тем более, что в России сейчас есть все возможности, в том числе законодательные, для выбора наиболее подходящего ребенку обучения, будь это государственная, частная или родительская школа. Главное, понимать, для каких целей вашему ребенку необходимо образование.

Loading...

Новости партнеров


Фоторепортажи

13 августа >

Как сошли звезды. 20 снимков метеорного потока Персеиды в небе над Россией

«Телеграф» собрал фотографии пользователей, которые поделились впечатлениями в инстаграме.
7 августа >

Бегемот верхом на крокодиле. Соцсети обсуждают заплыв необычных судов по Финскому заливу

5 августа в Петербурге прошло первое шоу самодельных плавательных конструкций.
30 июля >

Пу и бу-бу-бу. Соцсети делятся впечатлениями от Дня ВМФ в Петербурге

«Телеграф» собрал снимки петербуржцев из Instagram.
1 июля >

Болеем за наших. Как выглядят фанаты сборной России на ЧМ-2018

«Телеграф» собрал фотографии самых ярких фанатов нашей сборной из Instagram.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях