USD: 57.5706 | EURO: 67.9333 |
Сегодня: +5 | Завтра: +2 |
19 октября 2017. 15:35

Новости дня

19.10 15:00 > В Самаре активистку оштрафовали за репосты зарубежных статей об ЛГБТ
19.10 13:20 > Родственники погибших в теракте над Синаем подали иск к страховщикам на 1,4 млрд евро
19.10 12:36 > Сын экс-министра экономики и развития Алексея Улюкаева снимает фильм «Папа, сдохни»
19.10 11:53 > ВЦИОМ: Ксению Собчак все знают, но мало кто любит
19.10 11:12 > Юного украинца, задержанного в Белоруссии, обвиняют в подготовке теракта в школе в Сочи
19.10 10:44 > Рейс авиакомпании «Глобус» из Новосибирска в Петербург совершил экстренную посадку в Тюмени
19.10 10:17 > В Канаде вступил в силу «Акт Магнитского»
19.10 09:46 > В США ждут нового «11 сентября»
18.10 19:56 > Ксения Собчак — президент. Реакция соцсетей
18.10 19:17 > Ксения Собчак объявила об участии в президентских выборах
18.10 17:52 > Группа «Ленинград» выпустила новый клип к президентским выборам
18.10 17:16 > ФАС пригрозила операторам санкциями за отказ отменить роуминг до конца года
2017-08-11 15:33:22

Плохая христианка. Религиозный блогер рассказала, как пришла к вере и осталась хипстером

Автор блога «Меньше ада» Дарья Косинцева о том, как ей удается совмещать несовместимое.

Дарья Косинцева из Новосибирска до 2014 года называла себя девушкой либерально-хипстерских взглядов. За это время она успела закончить физико-математическую школу, гуманитарный и философский факультеты Новосибирского государственного университета, поработать преподавателем литературы, журналистом и пиарщиком, а также организовать сбор средств на памятник Стиву Джобсу в Новосибирске. Потом в ее жизни появилось православие. Сейчас Дарья известна как автор популярного религиозного блога «Меньше ада. Дневник плохой христианки», в котором она простыми словами делится впечатлениями от знакомства с богом, объясняет христианские принципы и «рвет шаблоны» про церковное мракобесие. При этом она продолжает считать себя человеком либерально-хипстерских взглядов. В интервью «Телеграфу» блогер рассказала, как ей удается совмещать несовместимое, объяснила, почему РПЦ выглядит оплотом мракобесия, и призналась, что она далека от мысли целовать чьи-то мощи.

— Меня все время спрашивают, как ты поверила. Нельзя сказать, что это какой-то определенный момент. Нельзя сказать, что, например, 17 декабря я была воинствующая атеистка, а 18 декабря стала православная. Сам момент описать очень сложно. Это как ответить на вопрос, а почему ты влюбилась в этого парня? Были поводы и эмоциональные причины, но сам момент описать очень сложно. Для меня это не было протестом. Ощутив себя верующей, я даже стала чувствовать себя не очень комфортно. Потому что в самом начале все православные мне представлялись бородатыми казаками с шашкамии, а оказалось, что далеко не одна я такая либерально-хипстерская православная. Таких православных полно, но, к сожалению, в публичном поле слышно не самого умного, а самого громкого.

— Вы человек воцерковленный? Мощи целуете?

— Нет-нет-нет, как-то не пришлось и не хочется. И не заставляют. Быть православным, это не значит целовать мощи с утра до вечера. Я вполне допускаю, что люди, делая это, считают это подвигом во славу бога и получают бонусы, которые мне на рациональном уровне не понятны. Вера их исцеляет. Но прежде всего, воцерковленным нужно ходить в храм и иногда причащаться. Я не отношусь к партии «Ой, все это мракобесие!», но считаю, что каждый в этом плане волен выбирать. Я периодически исповедуюсь, причащаюсь, хожу в церковь, но не могу сказать, что так уж часто.


Июль 2017 года. Очередь к мощам Св. Николая в Петербурге || Игорь Логвин (Телеграф)

— Есть вещи, которые запрещает официальная православная церковь, например, аборты. Была дискуссия, где церковь склонялась к тому, что стоило бы запретить аборты.

— Большинство медийных заявлений, которые приписываются православной церкви, на самом деле исходят не от нее, а от не очень понятных активистов, которые себя назначают голосом православной церкви. У церкви есть некоторые принципы, и она, естественно, будет заведомо считать, что делать аборты это не нормально и плохо. Я не думаю, что найдутся люди, которые будут утверждать, что аборты — это хорошо и здорово. Вопрос в том, что есть некая повестка. Например, запрет на аборты — это в том числе ограничение прав женщин. Есть официальная социальная концепция русской православной церкви, где никакой речи о запрете абортов нет.

— То есть вы хотите сказать, что православные активисты делают все это, чтобы подорвать авторитет церкви?

— Нет, они не делают такого. Я о том, что православная церковь — это миллионы людей с разными позициями по многим вопросам.

Нынешний патриарх, с точки зрения многих православных, ультралиберален, он страшный модернист и еретик. Он встречался с Папой Римским, а это экуменизм, страшная ересь.

Мне кажется, нынешняя православная церковь настолько либеральна, насколько вообще может быть либеральной православная церковь. Но, естественно, есть множество православных, у которых другая позиция.

— Если церковь настолько либеральна и настолько современна, почему в современной России так много судебных дел об оскорблении чувств верующих по православной части?

— История этого закона — это отдельная тема. Его придумала не церковь. Безусловно, внутри церкви сейчас есть люди, которые считают, что это очень правильный закон и нужно им пользоваться: история с Соколовским это показывает. Тем не менее, есть огромное количество людей, в том числе священников и митрополитов, которые считают, что этот закон не соответствует христианской позиции. И на эту тему сейчас ведутся жаркие дискуссии внутри православной церкви. Я не помню, чтобы патриарх сильно радовался этому закону, чтобы выходил пресс-релиз РПЦ с призывами массово подавать в суд из-за того, что наши чувства оскорбляют.


Патриарх Кирилл || Пресс-служба Русской православной церкви

— За пять лет ведения блога какие наиболее частые претензии атеистов к православию вы слышали помимо «батюшек на мерседесах»?

— На каком уровне людей не устраивает христианство? Представьте себе, что все батюшки, включая митрополита, пересели на велосипеды, вас это устроит? Они говорят: нет, не устроит, например, нас не устраивает официальная позиция. Нас не устраивает официальная позиция РПЦ по ЛГБТ. То есть дело все-таки не в попах на мерседесах, а в том, что не совпадают позиции в вопросе поддержки образа жизни ЛГБТ.

Я не могу назвать ЛГБТ правильным или позитивным, но с другой стороны я не могу сказать, что это, например, хуже, чем измена жене. Тем не менее, люди, изменяющие жене, считают себя более высоконравственными, чем они оценивают геев в постоянном союзе.

И потом нужно четко отделять явление от человека. Христианство однозначно заповедует любовь. Любые дискуссии в этой сфере возможны только с позиции, что люди с нетрадиционной ориентацией не должны подвергаться преследованиям, унижениям, заключениям. И я не знаю документов русской православной церкви, которые бы призывали громить гей-парады.

— Документов нет, но погромы-то есть.

— Погромы есть, и вопрос в том, что считать официальной позицией церкви в этой ситуации. Я не буду говорить, что все православные и церковь на 100% белые и пушистые. Но ее темную и гадкую сторону мы все прекрасно знаем. Задача моего блога показать, что есть и другая, альтернативная сторона, в том числе в РПЦ, есть другие священники, митрополиты, другие позиции и очень обширная дискуссия на эту тему, в том числе и о том, что нельзя громить гей-парады и бить геев.

— Сейчас у церкви имидж ретроградской организации, выступающей за традиционные ценности. А какие ценности можно назвать традиционными?

— Битье женщин и детей, вы же знаете, — самые главные традиционные ценности (смеется). На самом деле это большой вопрос, что считать традиционными ценностями. Кто-то из православных активистов считает, что бить женщин и детей — это правильный метод православного воспитания. К счастью, это опять же не является позицией церкви. Более того, эта позиция является очень маргинальной, но, тем не менее, ее как всегда громче всего слышно.

— Возможно, она и маргинальна, но ведь в прошлом году Дума и Совет Федераций бились, чтобы декриминализовать побои в семье. Получается, православные депутаты поддерживают закон вопреки РПЦ?

— Так как-то получается, что церковь сейчас побаивается выступать в роли самостоятельного спикера, и поэтому гласом православия себя назначают все, кто хочет. Я все время пишу, что это неправильно, должен быть авторизованный список православных спикеров, про которых можно было сказать — это позиция церкви. Сейчас православные депутаты считают себя главным рупором православия России. С имиджем и пиаром у православной церкви все поставлено очень плохо, и это моя, как пиарщика, любимая тема. Очень плохо налажена работа пресс-служб, очень плохо отрабатываются информационные поводы.

Те люди, у которых такая работа налажена, используют бренд православия в собственных целях, а православная церковь где-то там — в углу, в стороне, и ее все время назначают крайней в этих историях с оскорблением чувств верующих, с депутатским православием.

Это очень неприятная история для церкви.

— Пока все движется в обратную сторону. С 90-х годов мы видим процесс закручивания гаек, в том числе и в церкви. Это так?

— Церковь много раз проходила эту историю и снова натыкается на те же грабли союза с государством. После 70 лет гонений государство делает шаги навстречу, и церковь радостно бросилась в объятья. И не всегда эта симфония церкви и государства работает в пользу церкви, на мой взгляд. Но опять же надо понимать, что истории нынешней православной церкви 20-25 лет. До этого 70 лет было вегетативное состояние под прессом советской власти, и все ужасы и гадость, которые сейчас есть в церковной жизни — это нормальная история человека, который 70 лет лежал в коме и только начал восстанавливаться. Не хватало кадров, не хватало людей, огромный рост структуры, все бросились восстанавливать храмы и вся история с миссионерской деятельностью отодвинулась на второй план.


Депутат Госдумы РФ Виталий Милонов || Пресс-служба закса Петербурга

— Допустим, в миссионерской деятельности провал, но стяжательская деятельность по возвращению земель и объектов недвижимости у общественности вызывает возмущение. Для Петербурга, например, горячая тема — это передача Исаакиевского собора.

— Я считаю, что общественность имеет на это право. У многих деятелей церкви сейчас возникает искушение действовать с позиции силы. Они считают, что если они наладили диалог с властями в том же Петербурге, то диалог с людьми налаживать не обязательно. Что они могут действовать с позиции власть имущих и навязывать свои решения. И притом, я не могу сказать, что в церкви нет людей, которые могли бы нормально разговаривать. Я всегда говорю, что Исаакиевский собор и дело Соколовского прежде всего — плохо отработанные информационные поводы.

— Возьмем позитивные инфоповоды, которые тоже вызывают много вопросов, например, освящение космического корабля или посещение научного мероприятия. Это что? Перформанс? Магия какая-то?

— Я очень часто читаю статьи по этим инфоповодам и очень грущу на тему журналистского профессионализма, где очень много мнения автора и мало фоновых знаний на тему.

Есть некий шаблон, что наука и вера несовместимы, что они борются на общем поле и что если появляется один поп, то должно стать меньше на одного кандидата наук. На самом деле это не так и есть много кандидатов наук, которые ходят причащаться к этим самым попам.

Это разные сферы жизни и деятельности. Я на самом деле не очень понимаю, в чем необходимость освящать космические станции, но я не вижу повода переживать на эту тему и подавать это в свете того, что «гаек не доделали, зато попа позвали освящать, и вот теперь корабль полетит на божественной силе». Это история совсем про другое. Про то, что те же самые космонавты — тоже верующие люди, и что они, несмотря на наличие гаек в ракете, надеются на что-то иррациональное. Это история не про то, что наука в России зажата в угол, а мракобесие занимает все свободное пространство, это история про то, что церковь нормально может сосуществовать с наукой. Церковь не говорит, что все знания о физике, математике и технологиях можно почерпнуть только из Ветхого завета. Она говорит: я благословляю науку, в том числе и технологии.


Март 2014 года. Освящение космического корабля «Союз ТМА-12М» || fresher.ru

— Есть ли у православия образ будущего в связи с тем, что прогнозируют футурологи: роботов, бессмертие для избранных, что некоторые ожидают уже через несколько десятков лет? Такая перспектива заставляет подумать, что вера может закончиться. Вам так не кажется?

— Дело в том, что уже лет 200 обещают, что технологический прогресс заменит собой веру с философией и даст смысл жизни человеку. Однако получается, что технологический прогресс другим концом мощно бьет по человеку. Вот, например, история о пересадке органов. Казалось бы, великая история о продлении человеческой жизни, шаг к бессмертию, но чем она оборачивается реально для человечества? В китайских тюрьмах массово убивают инакомыслящих для того, чтобы извлечь их органы. Мирный атом здорово, а с другой стороны была Хиросима. Опять же ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение), что может быть прекрасней? Вот изобрели возможность дать детей тем, кто не может забеременеть. С другой стороны, это формирует рынок нового рабства, странного вида проституции, когда женщины становятся носителями чужого ребенка, продают свое тело, но уже для таких целей. Дело в том, что научный прогресс не отменяет гуманитарного. В человеке есть большое количество гадости, которое способно любое научное открытие и технологическое изобретение превратить в зло. Вот где вопрос, который интересен религии. Он там, где есть изобретенные человеческими, а не божественными руками, великие вещи, которые должны были послужить на благо человечеству и в очередной раз служат злу.

Конец первой части.

 

Плохая христианка, ч. 2. Религиозный блогер - о правах человека, гуманности и закрытости церкви - Информационное агентство "Телеграф"

Автор блога "Меньше ада" Дарья Косинцева о том, что хорошего можно ждать от православных. Православная хипстерша Дарья Косинцева в первой части своего интервью "Телеграфу" рассказала об отношении к православной церкви, православным активистам и о том, что православие не отрицает науку и технический прогресс.

 

 

Наталья Швейкина
Ссылки по теме:
Loading...

Новости партнеров

 

Фоторепортажи

8 октября >

Акция протеста 7 октября в фотографиях с места событий

Главной площадкой митинга в Петербурге было назначено Марсово поле.
3 октября >

Утомленные пивом. Октоберфест-2017 в картинках из Instagram

«Телеграф» собрал главные кадры с завершающегося фестиваля.
22 сентября >

ФОТО: диггеры пробрались на строящиеся станции метро Петербурга

Экстремалы отметили высокую степень готовности объектов.
12 сентября >

«Матильда» и хоругви в цветах «Зенита». Как прошел крестный ход в Петербурге

Более 20 тыс. человек прошли по Невскому проспекту в честь перенесения мощей св. Александра Невского.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях