USD: 67,7519 | EURO: 79,1749 |
Сегодня: +15 | Завтра: +17 |
18 сентября 2018. 19:11
29.09.2017 18:22

Почему «ВИМ-Авиа» не летала как люди. Что известно про кризис в авиакомпании

В России началась ликвидация компании «ВИМ-Авиа», которая входила в десятку крупнейших авиаперевозчиков России. Компания столкнулась с массовой задержкой рейсов из-за полумиллиардного долга за топливо перед аэропортом «Домодедово», что стало причиной возбуждения уголовного дела против руководства «ВИА-Авиа» и бегства из России ее владельцев Рашида и Светланы Мурсекаевых. «Телеграф» собрал факты, мнения и слухи относительно кризиса в авиакомпании «ВИМ-Авиа».

В пятницу гендиректору и главному бухгалтеру авиакомпании «ВИМ-Авиа» предъявили обвинение. По версии Следственного комитета РФ, Александр Кочнев и Екатерина Пантелеева знали, что денежных средств не хватит на закупку топлива для самолетов, но продолжали продавать билеты на рейсы, «получив за это путем обмана денежные средства в размере свыше 1 млн рублей». Совладельцы «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы успели покинуть Россию. Источники ТАСС в правоохранительных органах сообщали, что следствие намерено объявить Мурсекаевых в международный розыск. Новым гендиректором авиакомпании «ВИМ-Авиа» назначен Александр Бурдин, который до этого два года пытался реанимировать «Трансаэро».

По оценке Ассоциации туроператоров России (АТОР) количество пострадавших из-за отмены рейсов отдыхающих составляет около 100 тыс. человек. Премьер-министр России Дмитрий Медведев распорядился выделить ​из резервного фонда правительства 98 млн рублей на оплату заправки самолетов «ВИМ-Авиа», вывозящих из-за границы российских туристов. Они могут быть также потрачены на оплату услуг «по аэропортовому и наземному обеспечению полетов» лайнеров «ВИМ-Авиа». По указанию правительства РФ пассажиров с билетами «ВИМ-Авиа» в эти дни берут на свободные места в своих самолетах авиакомпании «Аэрофлот», «Сибирь» и другие перевозчики. Минтранс сообщил, что перевозка пассажиров с билетами на регулярные рейсы авиакомпании будет прекращена 16 октября. Пассажирам, которые приобрели билеты на более поздние даты, ведомство посоветовало сдать их по месту приобретения.

Все воздушные суда «ВИМ-Авиа» останутся под оперативным управлением авиакомпании. Как сообщили РБК представители авиакомпании, они договорились с лизинговыми компаниями, что все самолеты, которые она эксплуатирует на условиях лизинга, останутся под ее управлением. Отзыва не будет, несмотря на просрочки платежей. В настоящее время «ВИМ-Авиа» выполняет полеты по регулярным рейсам и вывозит пассажиров из-за рубежа. На 29 сентября было запланировано около 30 рейсов. По данным Росавиации, в 2016 году компания «ВИМ-Авиа» перевезла 2,076 млн пассажиров, показав прирост по этому показателю на 30% и заняв девятое место в отрасли. В самой компании такой рост связывали с введением в строй новых воздушных судов.

Эксперты называют уход «ВИМ-Авиа» облегчением для авиационного рынка. В последнее время «ВИМ-Авиа» нарастил огромный парк самолетов и за счет избыточных емкостей мог сильно демпинговать цены, объяснил «Медузе» главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов. «Это радовало пассажиров, но заставляло другие авиакомпании работать на грани рентабельности. «Это значит, что вы растите объемы за счет дешевого предложения, а оно начинает немножечко убивать ваш бизнес. Вы не можете летать дешево, хотя этого хотят и потребители, и чиновники», — пояснил эксперт. В свою очередь, глава авиакомпании «Победа» Андрей Калмыков удивлен, что для всех проблемы «ВИМ-Авиа» стали неожиданностью. «Минимум с весны вся отрасль знала, что в конце сезона этим закончится абсолютно алогичное и безответственное управление авиакомпанией, расходились только в датах коллапса», — заявил он.

Одной из причин краха компании «ВИМ-Авиа» называют международную политику России в последние годы. Как предположил в интервью радиостанции «Эхо Москвы» экономист Сергей Алексашенко, увеличивая парк самолетов, руководство «ВИМ-Авиа» не могло предвидеть того, в каком положении окажется рынок после начала международных конфликтов с участием России. «В тот момент пассажиропоток достаточно быстро рос. А после этого случился Крым, случился Донбасс, случились санкции, случилось обострение отношений в Турции, взрыв самолета над Синайским полуостровом — пассажиропоток упал, и те авиакомпании, которые не смогли изменить свою стратегию, не смогли подстроиться под изменившиеся обстоятельства, они вылетают с рынка», — считает экономист.

Кризис в авиакомпании «ВИМ-Авиа» косвенно связан с возможной сменой губернатора Петербурга. По мнению экспертов, министр транспорта Максим Соколов до последнего времени считался одним из главных претендентов на место Георгия Полтавченко. Сразу несколько телеграм-каналов утверждают, что проблемы с дозаправкой самолетов «ВИМ-Авиа» в 20-х числах сентября и активное освещение проблемы на центральных телеканалах были намеренно инициированы одной из групп влияния, которая не заинтересована в смене губернатора Петербурга. Задачей была дискредитация Соколова. Она выполнена — в пятницу президент РФ Владимир Путин подписал указ о неполном служебном соответствии главы Минтранса. После этого претензии Соколова на губернаторский пост отпали автоматически.

Loading...

Новости партнеров


Фоторепортажи

17 сентября >

Засунутые в сад. Фоторепортаж о том, куда в Петербурге пошел митинг против пенсионной реформы

«Телеграф» собрал доказательства, что полиция и Росгвардия подготовились к мероприятию лучше протестующих.
10 сентября >

Ленин и «космонавты». Самые жесткие моменты митинга 9 сентября в Петербурге

Накануне в городе прошла акция против пенсионной реформы, которую организовал Алексей Навальный.
31 августа >

Туманный Петербург в последний день лета: 20 чарующих фотографий

Посмотрите на таинственный и мрачный город в утреннем тумане.
27 августа >

Очей очарованье: в инстаграме выкладывают первые признаки осени в Петербурге

«Телеграф» собрал меланхоличные снимки петербуржцев в последние дни лета.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях