Родительское собрание. Версия 2.0. Как изменились папы и мамы школьников в эпоху интернета
Мамы и папы школьников быстро оценили удобство социальных сетей и мессенджеров. Теперь практически у каждого класса для оперативной связи с родителями и учителями есть собственная группа «ВКонтакте», чат в Viber или WhatsApp. Только вместо конструктивного обсуждения насущных школьных вопросов мамы и папы все чаще вступают в виртуальные перепалки, которые оборачиваются реальными конфликтами с участием родителей и детей. Взрослые далеко не всегда ведут себя как мудрые и зрелые люди. «Телеграф» посмотрел на внутришкольные проблемы сквозь призму родительских сообществ в социальных сетях.
Разные ценности
Одно из важных достоинств современной муниципальной школы — ее общедоступность. В одном классе учатся дети из семей с разным уровнем дохода, образования, разным мировоззрением. Не всем родителям легко найти общий язык между собой, но раз дети учатся вместе, взаимодействия бывает не избежать. Тем более, в сети, где все друг у друга на виду.
Ситуация из жизни: мальчики-второклассники подрались между собой. Игорь и Ольга, родители девочки Саши, не имели отношения к этой ситуации. Но обсуждение инцидента всплыло в группе класса «ВКонтакте». Ольга, как член родительского комитета, «вставила свои пять копеек» и сказала, что драки — не лучший способ решения конфликтов. Папа другого ребенка сразу же выразил возмущение: мол, у вас девочка, а нам растить будущих мужчин, мальчик обязан драться. С ним согласилось и несколько мам: как же мужчине не быть сильным, иначе ведь «вырастет метросексуалом». Ольга не согласилась и добавила, что школа — не тюрьма, не гетто и не волчья стая. Игорь встал на сторону жены, сказав, что драки в школе так же неуместны, как и на работе, а во всех силовых видах спорта не последнюю роль играет психологическая подготовка.
Разные системы ценностей часто приводят к непониманию и конфликтам. Так было всегда, но сейчас негативные эмоции все чаще «сливают» в сеть, к обсуждениям подключаются третьи лица, не задействованные в ситуации — и противоречия только нарастают. Школьная социализация касается не только детей, но и их родителей.
Папы и мамы тоже порой попадают в неловкие ситуации, сталкиваются с не слишком приятными им людьми и точками зрения. Психологи нередко говорят о том, что родители должны быть на стороне своего ребенка. Если же ситуация не касается конкретно вашей семьи, можно высказать мнение — и отойти в сторону.
Финансовые проблемы
О травле детей на почве финансовых и социальных противоречий говорят давно. Но сейчас «закон джунглей» начинает работать и внутри родительских коллективов. Более состоятельные и благополучные семьи регулярно ведут себя как стадо инфантильных и агрессивных индивидуумов по отношению к тем, кто оказывается в трудной ситуации.
«В нашем родительском чате издевались над мамой, которая не сдала 300 р. А ее сократили на работе. Родительский комитет ходил к ней домой требовать деньги. 500 сообщений с издевательствами. Я удалилась из чата».
«У нас в чате совещались, как наказать ребенка, чья мама сдала только половину суммы за школу. Предлагали не дарить демонстративно подарок на ДР. И не выдавать туалетную бумагу».
Мудрым решением в таких ситуациях было бы обращение к положительному опыту интернет-сообществ, когда люди «всем миром» собирают деньги тем, кто в них нуждается. Для кого-то сто рублей — пустяки, а для кого-то даже такая сумма оказывается критичной. Лучший способ противостоять травле — встать на сторону жертвы и помочь семье не только словом, но и делом.
Много шума из ничего
Одна из самых частых жалоб родителей по поводу тематических школьных чатов — обилие «информационного мусора». Тем более что среди потока фейковых новостей и двадцати однотипных открыток легко упустить действительно важную информацию о родительском собрании, экскурсии, переносе уроков или сборе денег.
«Бесят бесконечные обсуждения всего. Подарки, уборка снега, открытки с поздравлениями и видео с религиозными праздниками».
«У нас в чатике есть одна мама, которой обязательно надо вставить свои пять копеек абсолютно в любое обсуждение, даже в то, которое не имеет к ней никакого отношения. Видимо, так она понимает активное участие в жизни школы».
«В нашем чате месяц обсуждали, какого оттенка футболки брать всей группе для физкультуры. Муж сдался и вышел из чата после того, как в полночь пришло сообщение: «Я была сегодня в „Спортмастере“, у них остались только голубенькие футболки. Не будет ли это слишком обидным намеком для мальчиков?».
«В целом, наш чат — довольно полезная вещь: и новости публикуют, и домашнее задание можно уточнить, и узнать про потерянные и найденные вещи. Пару раз ругали мам хулиганов, но народ смекнул, что это бесполезно и скучно. Был один мужчина, который постил что-то околополитическое и постоянно упоминал некоего Диму. Я долго думала, что это его сын, но оказалось, что у него дочь, а говорил он о Дмитрии Медведеве».
Понятно, почему бессмысленный флуд раздражает: большинство родителей школьников — занятые люди, у которых есть и семья, и работа, и домашние дела. Мораль проста: если не хотите выглядеть дураком и навлечь на себя гнев на ровном месте, пишите по делу.
Для тех, у кого нет времени и желания отвлекаться на каждое сообщение, в отдельных случаях нормальным решением будет выйти из чата, а по важным вопросам связываться напрямую с классным руководителем либо членами родительского комитета.
Мы делаем уроки в WhatsApp
Современные родители часто жалуются на несамостоятельность детей: вот, они-то в их годы уроки сами делали, а этим задание на телефон сфотографировать лень. Помогать ребенку вникнуть в учебный процесс, объяснять сложные задания, контролировать успеваемость необходимо, но полностью брать на себя ответственность за все школьные дела в средних и тем более старших классах — уже крайность. Такой подход не идет на пользу ни одной из сторон. Особенно если детей в семье несколько. Родители тоже нуждаются в личном времени.
«Уважаемые родители! Прошу вас обратить внимание. На уроке чтения мы, конечно, читаем, но этого очень мало, особенно для тех детей, кто только начинает читать. Ребенок в первом классе должен читать по 15 минут 2-3 раза в день. Прошу вас заставлять дома детей читать».
«Завела дневник, чтобы упорядочить д/з. Очень удобно».
«Прошу прощения, я не поняла: если дочка сама не умеет себе прическу делать, ей помогут? Или в доме отдыха это входит в дополнительные платные услуги? Мы никого не поставили в известность».
«Родители 7 „В“! Есть у кого-нибудь информация по домашнему заданию? В дневнике только география. Не может быть, что это вся домашка».
Если в младших классах без помощи с домашними заданиями и бытовыми навыками не обойтись, то по мере взросления детей стоит постепенно переносить ответственность за учебу и школьные дела на них. Забыл задание — звони однокласснику, возникла конкретная проблема — обратись к маме или учителю, но никто не обязан делать за тебя уроки.
Успеваемость может какое-то время хромать. Но учатся не ради оценок, а ради знаний и навыков, и самостоятельные «тройки» и «четверки» часто оказываются ценнее «пятерок» силами родителей. А о том, сколько времени читает ребенок, сколько проводит за уроками и умеет ли он сам себе сделать прическу, вовсе не обязательно отчитываться перед посторонними людьми.
И не стоит сетовать, что дети в эпоху интернета другие. Они такие, какими родители позволяют им быть.