USD: 64,4711 | EURO: 71,5307 |
Сегодня: +11 | Завтра: +12 |
15 сентября 2019. 21:47
29.05.2018 16:26

«Начальник сказал, что я всех опозорил». Молодой горнорабочий «Метростроя» объясняет, почему не стал молчать

В понедельник молодой выпускник Петербургского государственного университета путей сообщений, сейчас работающий горнорабочим СМУ-15 «Метростроя» Дмитрий Шабашев рассказал о массовых увольнениях персонала, строившего новые станции метрополитена «Новокрестовская» и «Беговая». Он сообщил, что со многими рабочими без предупреждения расторгли трудовой договор и не выплатили компенсации. В ответ руководство ЗАО «Управление-15 Метрострой» назвало сокращение плановым, а отсутствие выплат — временной проблемой, связанной с бухгалтерскими нюансами. «Телеграф» позвонил возмутителю спокойствия, чтобы узнать, зачем он это сделал, почему до сих пор молчал и как ему удается путешествовать в дальние страны на фоне финансовых трудностей работодателя.

— Для начала объясните все-таки, кого и почему увольняют из СМУ-15. Руководство утверждает, что увольнений нет, а работы лишились только те, у кого истекли сроки контрактов.

— Ответ, который дал «Фонтанке» гендиректор ЗАО Николай Власов, — это неполная правда. Мы все работаем по срочным контрактам. Но далеко не у всех контракты заканчиваются 31 мая, как пытается сейчас представить ситуацию руководство «Метростроя». Часть договоров заключена до 30 июня, у кого-то они вообще истекают только в конце 2018 года. В частности, мой контракт действует до ноября. В список сокращений люди попали вне зависимости от срока контракта. Например, меня перевели на две трети оклада. Мой участок находится на «Новокрестовской». Сейчас станция открыта, но остались мелкие недоделки. Работы продолжаются только в технологических помещениях, которые не видят обычные пассажиры. Из 200 человек, которые работали на станции, полностью сохранили зарплату только 30–40 сотрудников, около сотни будут уволены, 60–70 человек (в том числе я) переведены на пониженный оклад. Вчера появилась информация, что никаких сокращенных ставок не будет, эти люди тоже будут уволены в ближайшее время.

— Со стороны позиция СМУ-15 выглядит логичной: закончилась основная часть строительства, есть возможность сократить расходы на персонал.

— Вопрос не только в сокращениях. На все это накладывается ставшая хронической в последние полгода задержка зарплаты. Скажу только за себя. Последний раз я получал деньги в конце апреля, и это была зарплата за март. 15 мая должна была быть зарплата за апрель, сегодня (29 мая) — аванс за май. То есть фактическая задержка составляет уже полтора месяца. Сейчас люди массово бегут, пишут заявления об увольнении по собственному желанию, не думая, что тем самым лишают себя возможности требовать выплаты. Их можно понять: у каждого своя семейная ситуация, им некогда разбираться и сидеть без денег 2–3 месяца, надо срочно искать новую работу.

— Не поверю, если скажете, что руководство не объясняло причины задержек, не называло сроки.

— Про сроки погашения долгов никто ничего не знает. Отсутствие денег руководство объясняет задержкой оплаты выполненных работ. Кроме того, они говорят, что у СМУ-15 заблокированы счета, из-за этого нет возможности платить налоги и социальные взносы, и как только по ним расплатятся, можно будет выплачивать зарплату.

Работники «Метростроя» недовольны задержками зарплаты, но терпят, боясь потерять место

Работники «Метростроя» недовольны задержками зарплаты, но терпят, боясь потерять местопресс-служба ОАО «Метрострой»

— Почему тогда рабочие молчали полгода? И сейчас шумите только вы. А если бы в соцсетях появился не один, а сразу пятьдесят постов о несправедливости, творящейся на строительстве метро, эффект был бы в разы сильнее.

— Любые конфликты с начальством провоцируют их негативное отношение к подчиненным. Кроме того, договоры составлены так, что мы при любом исходе оказываемся в минусе. У нас оклад составляет менее трети общего дохода. Все остальное — премиальные. Если бы мы полезли и начали жаловаться, нас бы «посадили» на оклад. Такие прецеденты уже были. Поначалу стали задерживать на неделю, все решили: «Ну, нормально, терпимо». Потом закрыли глаза на то, что с Нового года аванс объединили с зарплатой и стали выплачивать деньги раз в месяц. Сейчас совсем все плохо стало. Уже пошли слухи, что нам за отработанный май выплатят только окладную часть (это от 17 до 25 тыс. рублей в зависимости от специальности), потому что платить нечем. Но на самом деле люди в России очень терпеливые. Только когда я опубликовал пост, ребята в личных сообщениях стали мне писать, поддерживать. Жена одного из работников с другого участка сообщила, что добилась встречи с (вице-губернатором Петербурга) Игорем Албиным, куда меня тоже пригласили. Видимо, туда позовут еще нескольких метростроевцев.

— Судя по вашим публикациям в соцсетях, вы не из тех людей, которым можно посочувствовать из-за нехватки денег. За последний год вы путешествовали в Португалию, на Кубу. Строите загородный дом.

— Я люблю путешествовать. Высшее образование в сфере транспорта позволяет мне разбираться в том, как устроена транспортная инфраструктура в других городах мира. Во время поездок я пишу отчеты об этом. У меня есть свой сайт и группа «ВКонтакте» на тему метро. Меня волнует все, что происходит в нашем городе, и, в частности, бездействие властей в плане развития метрополитена в Петербурге. С 2012 года в городе не построено ни одной новой станции. Губернатор не обращает на этот вопрос должного внимания, видимо, боится трудностей, потому что это серьезное дело, которое требует серьезных организаторских способностей.

— Не боитесь, что сейчас на вас обрушится поток обвинений в грехах, о которых сами раньше даже не подозревали? Вот, например, на своей странице «ВКонтакте» вы рассказываете, что бригада «Метростроя» помогала строить вам дачу. Там еще на фотографиях бетономешалка есть. Уж не со строительной ли площадки СМУ-15 она приехала?

— Не вижу ничего криминального. Я строил свой загородный дом и позвал мою бригаду, с которой я работаю в «Метрострое», отдохнуть на природе и поработать. Что касается машины, то я все оплачивал из личных средств. Могу все накладные показать. Я в «Метрострое» — последний человек. Несмотря на то, что по образованию я инженер, уже два года работаю простым горнорабочим. Никакого карьерного роста не было и не предвидится. Там все только для своих, для людей со связями. Мне немного повезло, я, пока писал диплом, через универ попросился в «Метрострой» на практику и решил дальше здесь работать. В основном потому, что в этой отрасли в Петербурге некуда больше идти.

На своей странице «ВКонтакте» Дмитрий подробно описывает ход строительства загородного дома в Подборовье

На своей странице «ВКонтакте» Дмитрий подробно описывает ход строительства загородного дома в Подборовьеvk.com/metro_ussr

— Подозреваю, что после публикации в соцсетях с вами уже был серьезный разговор начальства.

— Сегодня я вышел на работу после выходных и уже поговорил с начальником участка. Он пригласил меня в кабинет, совершенно спокойно, по-человечески поговорил со мной. Он, естественно, не очень рад моему поступку. Сказал, что я ничего не добьюсь, а своими публикациями только всех опозорил. Говорил, что мы все семья, и так поступать не должны. На самом деле это чушь. В течение двух лет работы к нам было такое отношение, что семьей это точно назвать нельзя.

— Что ждете от встречи с Албиным?

— Я думаю, нас сейчас попытаются заткнуть, утихомирить и не дать шумихе распространиться. Может быть, лично мне пообещают расплатиться с долгами. Но я больше настроен бороться за справедливость, и помимо личных финансовых вопросов хотел бы, чтобы ситуация в целом сдвинулась с мертвой точки. Проблемы существуют не только у нас. В комментариях к моему посту в Instagram люди из других управлений «Метростроя» отписывались, что у них происходит то же самое — зарплаты не растут еще со времен (бывшего губернатора Петербурга Валентины) Матвиенко, везде идут увольнения, сокращения штатных ставок. Народ не доволен, но все боятся и терпят. В «Метрострой», даже на самую низкую должность, сейчас устроиться трудно.

— Тем более вам, тем более теперь.

— Я боюсь, что после такой скандальной истории мне дорога в «Метрострой» закрыта. Говорят, существует некий «черный список», и меня ни в одно СМУ уже не возьмут. Но мне терять нечего. В связи с тем, что новых объектов метрополитена в Петербурге нет, найти работу по специальности в любом случае было бы трудно.

«Телеграф» попытался получить комментарий руководства ОАО «Метрострой». Однако телефон пресс-службы несколько часов молчал. Через приемную корреспонденту удалось связаться с представителем компании, который заявил, что во вторник комментариев по ситуации не будет, и предложил позвонить на следующий день.

Новости партнеров


Фоторепортажи

11 июня >

Постой, паровоз! РЖД построила дорогу к парку «Рускеала» и пустила по ней ретропоезд для туристов из Петербурга

Посмотреть на красоту Карелии стало проще, быстрее и безопаснее.
27 мая >

Стиляги, троллейбусы и клоуны. Посмотрите фотографии «Телеграфа» с Дня города

День рождения Петербурга отметили парадом ретроавтомобилей и рекордом барабанщиков.
3 мартa >

Весне дорогу! Петербуржцы показали город после зимней грозы

«Телеграф» собрал фотографии пользователей из Instagram, на которых видно, как город замело снегом всего за несколько часов.
24 февраля >

Туманный Петербург. Пользователи Instagram показали, как выглядел город утром

«Телеграф» собрал в соцсетях снимки пользователей.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях