Историк из Выборга установит памятную табличку на доме, где жил художник Рерих
Фото: стена дома, где жил Николай Рерих, и где хотят установить табличку; из личного архива Анастасии Мартыновой
Искусствовед и историк Анастасия Мартынова установит мемориальную табличку на доме по улице Тургенева в Выборге, где 100 лет назад жил художник Николай Рерих с семьей. Об этом «Телеграфу» рассказала сама автор проекта.
Помимо этого, с подачи искусствоведа выборгский совет по топонимике в 2017 году запланировал назвать одну из улиц Выборга в честь художника.
Анастасия Мартынова рассказала, что Рерих с семьей переехал на остров Тулолансаари к лету 1918, в период обострения отношений Финляндии с Россией. За полгода до этого Финляндия обрела независимость. Друг Рериха, финский художник Аксели Галлен-Каллела, помог ему получить официальное разрешение остаться в Финляндии. Рерих с женой Еленой Ивановной и сыновьями Юрием и Святославом поселился в Выборге, в доме №8 по Ладаункату (современная улица Тургенева). Весной 1919 года Рерихи вынуждены были уехать из Выборга и покинуть Финляндию, так как здесь было оставаться опасно из-за тяжелой политической обстановки. В «финский период» своей жизни Рерих написал несколько картин.
Согласно задумке Анастасии Мартыновой, на плите из черного гранита с неровными очертаниями выгравируют портрет художника примерно до уровня груди, сидящего в полупрофиль с открытой книгой в руках. Справа от него разместят палитру и кисть, а над ними надпись «В этом доме с октября 1918 по май 1919 год жил и работал Н.К. Рерих с семьей». Мартынова уже разработала предварительный эскиз мемориальной доски, договорилась с мастерской и теперь собирает на проект средства.
В апреле 2015 года появилась информация о том, что Выборгский замок объединят с историко-этнографическим музеем-заповедником «Ялкала». «Ялкала» создавался в 1940 году как дом-музей В.И. Ленина в поселке Ильичево Выборгского района. В заповеднике, кроме дома Ленина, сохранились старинные финские хутора. Создание нового юридического лица должно было помочь более эффективно распределять средства для проведения реставрационных работ.