USD: 65,9931 | EURO: 74,9022 |
Сегодня: +3 | Завтра: +1 |
18 ноября 2018. 22:11
18.10.2018 19:00

Если ты добрый, значит лох. Почему российские школьники начали отстреливать друг друга

17 октября в крымском городе Керчь 18-летний студент колледжа Владислав Росляков устроил бойню. Молодой человек, которого воспитывала мать-одиночка, сначала взорвал бомбу, затем пошел расстреливать людей по этажам. От его рук погибли 20 человек и пострадали еще несколько десятков. Это самый вопиющий, однако далеко не первый такой случай — дети нападали на одноклассников и в других регионах России. «Телеграф» опросил экспертов и учителей о причинах такой жестокости, которая становится тенденцией, и о том, можно ли это остановить.

Школа и дом

Такие трагедии возможны в школах низкого статуса

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ «Гимназия № 70» в Петроградском районе Петербурга Людмила Кустова говорит, что инциденты с нападением, подростковыми самоубийствами и так далее возможны только в школах низкого статуса. «У меня в гимназии такого нет и не может быть. Но я знаю школы, где такое есть», — пояснила педагог.

Причем зависит это в том числе и от местоположения образовательного учреждения. «У меня гимназия в центре города находится. Это тоже определенный статус. А есть школы и гимназии, которые находятся в районе Купчино и других окраин — Выборгского, например, района. Это абсолютно другие школы и там абсолютно другие дети», — пояснила Кустова.

По ее словам, дети в новостройках, где появляются школы на 800 детей, действительно могут принести в стены образовательного учреждения «и ножики, и топорики». Однако в гимназии, которые находятся в центре Петербурга, попасть очень тяжело, поэтому там шанс встретить подростков с девиантным поведением меньше.

Педагоги не считают, что учителя далеки от детей и не могут их понять

По словам Людмилы Кустовой, средний возраст учителей в ее школе составляет 35 лет. Примерно такую же цифру назвала учитель истории и обществознания, учитель начальных классов и воспитатель группы продленного дня лицея № 273 Колпинского района Карина Крейцберга — она пояснила, что в ее школе средний возраст педагогов колеблется от 25 до 45 лет. Поэтому вряд ли можно говорить о проблеме недопонимания между поколениями, по крайней мере в Петербурге.

Однако Крейцберга отметила важный момент. По словам учителя, нынешние дети гораздо быстрее развиваются, чем, например, поколение, с которым она работала в 2007 году, когда только пришла в школу. Они умнее. «Дети стали более подготовленными. У них совершенно по-другому работает голова. То, что я раньше давала в пятом классе, сейчас я могу дать во втором», — пояснила она.

twitter.com

В агрессивном поведении детей виноваты не только учителя, но и родители

Людмила Кустова считает, что нельзя перекладывать вину в инцидентах с нападениями в школе на одних учителей. «Надо воспитывать детей в семье. Воспитанием по закону об образовании занимаются родители. Воспитывать ребенка надо в семье, а не так — в первом классе отдали, в 11-м забрали. Мы детей видим только в школе на уроках, а родители их видят чаще», — пояснила педагог.

С ней согласна Карина Крейцберга. По ее словам, зачастую родители даже настраивают детей негативно по отношению к школе. «Они считают школу консервативным организмом, в котором сложно реализоваться в соответствии с требованиями будущего. Однако я не могу сказать, что школа — это какой-то консервативный институт. В то же время какие-то моменты (в образовании) должны оставаться незыблемыми. У ребенка должна быть какая-то ценностная опора, которая не даст ему сломаться и будет учить жизнестойкости», — пояснила педагог.

Крейцберга добавила, что психологи их учебного заведения в случае возникновения каких-то проблем со школьником начинают работать именно с его семьей. По словам учителя, семья — это основа всего. И почти всегда какая-то проблематика, серьезно деформирующая сознание ребенка, находится как раз в семье.

Общество и среда

В обществе неправильные установки и нет толерантности

Однако у нападений школьников на своих одноклассников все же должны быть причины. «Мы предупреждали о подобном (агрессии подростков) и два, и пять, и семь лет назад. И к сожалению, уверяю вас, что на этом беда не остановится. Наше общество буквально культивирует агрессию, неприязнь, бесконечные поиски врагов, силовое решение многих проблем. Уровень агрессии высочайший. Уровень психического напряжения — тоже. И слабое звено — а это психически негармоничные люди, алкоголики, наркоманы и подростки — этого не выдерживает», — пояснил психиатр Лев Щеглов.

Он отметил, что это проблема общемировая, однако в России она умножена на очень большой коэффициент. Щеглов считает, что это вызов времени и обществу. В XIV веке таким вызовом была чума, захватившая Европу. Недавно говорили, что СПИД — это конец человечества. Однако обе эти проблемы решили, когда бросили туда время, деньги и таланты.

«Деньги, напряжение и таланты должны бросаться на это (проблему агрессии в школах), а не на очередные ракеты с дырками», — говорит Щеглов.

Он пояснил, что когда из телевизора льется агрессия, когда в телевизоре оскорблять друг друга стало обычным делом, это все начинает отражаться в подростковых коллективах. «А если подросток еще и какой-то проблемный, обиженный, если родители "поплевывали»" на него в прошлом, если они у него глупые — то привет, жди беды вновь», — объяснил психиатр.

«У нас же как в стране? Если ты добрый, податливый, деликатный, то ты — лох. А если ты можешь каждому дать в глаз, то ты герой. У нас толерантность, то есть терпимость, в список грехов уже вошла», — добавил Щеглов.

Психиатр говорит, что нынешние учителя озабочены лишь тем, чтобы «что-то куда-то не выплеснулось», сокрытием негативной информации, нежели реальным воспитанием школьников. А если подросток интересуется политическими вопросами, то его объявляют чуть ли не преступником.

twitter.com

Еще одной проблемой считают героизацию «Колумбайна»

Психолог Виталий Малов добавил, что еще одной важной проблемой можно считать некую популяризацию новостей о нападениях на школы. «Когда новости про такие нападения читает какой-нибудь школьник, он воспринимает это как проявление если не героизма, то чего-то отличительного. И какой-нибудь серый подросток, которого не считают за сильного ученика или интересного собеседника, возьмет эту ситуацию за идею о том, как заявить о себе», — объяснил свою точку зрения психолог.

Он привел в пример знаменитые события в американской школе «Колумбайн», когда двое учеников убили 13 человек и ранили несколько десятков. «Появился целый ряд людей, тысячи сторонников действий, которые совершали эти подростки», — говорит Малов.

При интерпретации таких действий взрослые как-то не стремятся оценить их так, как воспринимают подростки. По мнению Малова, нужно аккуратнее информировать о таких инцидентах население.

Корень проблемы совсем не в социальных сетях, интернете и компьютерных играх

Психолог Виталий Малов не считает, что интернет стал причиной агрессивных действий как со стороны «керченского стрелка», так и других нападавших на школы. По его словам, используя игру, человек, наоборот, сублимирует свою внутреннюю агрессию, переводя ее внутрь себя и не пуская вовне. То же самое можно сказать об агрессивной тяжелой музыке или занятиях спортом, где человек также высвобождает свою злость.

Психиатр Лев Щеглов добавил, что интернет можно обвинять лишь частично. «Когда дети бегают с ножами, то можно обвинить производителей ножей. И запретить их. И будут хозяйки рвать мясо на кухне зубами. Это глупо — винить то, что является знаком времени. Было время, когда люди также бросались на паровоз с топорами, когда впервые его видели. интернет — это знак времени. Как и любое изобретение, он может как принести безусловную пользу, так и безусловный вред», — подчеркнул Щеглов.

twitter.com

Поступок «керченского стрелка» можно было спрогнозировать

По словам знакомых, убийца из Керчи Владислав Росляков был человеком тихим и замкнутым, мало общался с окружающими. Поэтому его поступок и стал такой неожиданностью.

«Именно его замкнутость и должна была насторожить окружающих. Это не очень нормальное поведение. Можно ли это отследить? Это можно заметить: вот этот ведет себя так, а этот — иначе. Можно проводить психологические тестирования по классам и отслеживать там динамику», — пояснил Малов.

Стопроцентных методов, которые помогут спрогнозировать поведение людей вроде Рослякова, разумеется, нет. Однако частично по его поведению можно было установить, что подростку требовалась психологическая помощь.

Новости партнеров

Loading...

Фоторепортажи

1 ноября >

Ничего святого. Как отпраздновали Хэллоуин в США, России и космосе

«Телеграф» собрал в соцсетях самые интересные кадры кануна Дня всех святых.
22 октября >

Улицы Рима скрылись подо льдом и снегом. Разгул стихии в жутко холодных кадрах из соцсетей

«Телеграф» собрал фотографии и видеоролики, которые удивленные горожане и туристы разместили в соцсетях.
16 октября >

Картинки с подиума. Как прошла неделя моды в Москве

За 1,5 млн рублей любой желающий мог стать дизайнером.
8 октября >

Губит людей не пиво. Как прошел Октоберфест–2018 в Мюнхене

«Телеграф» собрал самые колоритные кадры из инстаграма после двухнедельного фестиваля.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях