USD: 62,8666 | EURO: 70,7941 |
Сегодня: +16 | Завтра: +18 |
19 июля 2019. 13:51
26.11.2018 17:44

«Это практика США времен холодной войны». Эксперт объяснил, на чьей стороне закон в керченском конфликте

Российские пограничники со стрельбой задержали три украинских военных корабля при попытке их прохода через Керченский пролив. Это привело к обострению отношений между Россией и Украиной. Обе стороны винят друг друга в нарушении Конвенции ООН по мировому праву и грозят тяжелыми последствиями. «Телеграф» попросил эксперта объяснить, как работают морские законы, чем территориальные воды отличаются от внутренних и кто имеет право устанавливать правила в Керченском проливе.

Территориальные и внутренние морские воды считаются территорией государства. Такой же как суша, только отмеченной не пограничными столбами, а линиями на карте. На этом пространстве действуют все нормы внутреннего законодательства страны и только одно право, определяющееся конвенцией морского права — это право мирного прохода. То есть любое судно мира имеет право пройти по территориальным водам транзитом, предупредив пограничные службы страны.

До 2014 года статус акватории Азовского моря и Керченского пролива определялся договором между РФ и Украиной о сотрудничестве, подписанным в декабре 2003 года президентами Владимиром Путиным и Леонидом Кучмой. В нем Азовское море и Керченский пролив признавались внутренними водами, и все торговые суда и военные корабли под флагом Российской Федерации или Украины получали свободу судоходства, то есть имели право передвигаться по нему без получения дополнительного разрешения.

Проход судов через Керченский пролив является платным

Проход судов через Керченский пролив является платнымbsamp.ru

Однако проход судов через Керчь-Еникальский канал (Керченский пролив) является платным и регулируется внутренними правилами порта Керчь, который в 2014 году после присоединения Крымского полуострова стал принадлежать России.

Власти России обвинили Украину в нарушении статей 19 и 21 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, определяющих право прибрежного государства на обеспечение безопасности в морском пространстве. Как пояснил «Телеграфу» кандидат юридических наук, эксперт в области морского права Игорь Калинин, речь идет о нарушении правил мирного прохода, которые подразумевают, что проходящие по территориальным водам государства суда обязаны выполнять его требования.

«Для прохода Керчь-Еникальского канала (Керченского пролива) необходимо заранее подавать заявку. Этого со стороны украинских судов сделано не было. После того как им было отказано в прохождении через пролив, они не покинули акваторию, а своим присутствием стали создавать угрозу безопасности другим кораблям, препятствуя судоходству. Пограничники вынуждены были применять пропорциональные меры», — объясняет Калинин.

Эксперт напомнил, что подобную практику во времена «холодной войны» использовали американцы, чтобы показать, что они не признают право запрещения мирного прохода кораблям. В 1988 году ракетный крейсер USS Yorktown и эсминец USS Caron вошли в территориальные воды СССР в районе Севастополя и, не отвечая на сигналы береговой охраны, направились вдоль побережья Крыма в сторону Ялты. Как и в минувшее воскресенье, пограничники были вынуждены совершить таран. После чего американские корабли ушли из территориальных вод.

По международным правилам военные корабли пользуются иммунитетом

По международным правилам военные корабли пользуются иммунитетомФСБ России

По международным правилам военные корабли пользуются иммунитетом, рассказал Калинин. Поэтому Россия обязана будет вернуть корабли и членов экипажа на Украину. Уголовные дела о незаконном пересечении границы могут быть возбуждены в отношении капитанов и штурманов кораблей, предположил эксперт.

«Если вывести за скобки политику, то произошедшее в воскресенье в Керченском проливе — это частный юридический случай. России ничего не грозит. Страна намерена дальше доказывать суверенитет Крыма и сейчас всего лишь предотвратила попытку незаконного пересечения госграницы. При этом Керченский пролив функционирует, и судоходство в нем осуществляется в рабочем режиме. Претензий у мирового сообщества быть не может», — заявил Калинин.

Новости партнеров


Фоторепортажи

11 июня >

Постой, паровоз! РЖД построила дорогу к парку «Рускеала» и пустила по ней ретропоезд для туристов из Петербурга

Посмотреть на красоту Карелии стало проще, быстрее и безопаснее.
27 мая >

Стиляги, троллейбусы и клоуны. Посмотрите фотографии «Телеграфа» с Дня города

День рождения Петербурга отметили парадом ретроавтомобилей и рекордом барабанщиков.
3 мартa >

Весне дорогу! Петербуржцы показали город после зимней грозы

«Телеграф» собрал фотографии пользователей из Instagram, на которых видно, как город замело снегом всего за несколько часов.
24 февраля >

Туманный Петербург. Пользователи Instagram показали, как выглядел город утром

«Телеграф» собрал в соцсетях снимки пользователей.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях