USD: 66,7617 | EURO: 76,1350 |
Сегодня: -5 | Завтра: -5 |
16 января 2019. 22:06
12.12.2018 11:46

Белое золото. Как Россия использует арктические ресурсы

Необъятные просторы Арктики всегда были солидным бонусом России в вопросах обеспечения экономической и государственной безопасности. Арктический туризм, короткие торговые пути, неразведанные запасы газа и нефти, а также возможность выгодного размещения стратегического вооружения — это только очевидные плюсы, которые дают глубокие северные широты российскому государству. На прошлой неделе в Петербурге около двух тысяч представителей арктических регионов России и более чем 20 других стран собрались на форуме «Арктика: Настоящее и будущее», чтобы обсудить насущные вопросы. «Телеграф» подводит итоги.

Программа арктических круизов на атомных ледоколах существует в России с 1991 года. В 1990-е, когда морские перевозки в Арктике резко сократились, это помогло поддержать атомный флот. Сейчас ситуация нормализовалась, но госкорпорация «Росатом» не намерена отказываться от круизов на ледоколах на Северный полюс.

В последние годы туристов доставляет самый крупный в мире атомный ледокол «50 лет Победы». Когда отечественный флот пополнится новыми ледоколами Балтийского завода, на арктические путешествия может быть дополнительно выделен один из старых кораблей. Заинтересованность в подобных круизах высказывают в том числе иностранные компании. По словам представителей «Росатома», все билеты на сезон 2019 года уже проданы.

Арктический туризм существует в России с 1991 года

Арктический туризм существует в России с 1991 годапресс-служба Кремля

На петербургском форуме прозвучала мысль, что перспективными направлениями для развития туризма в арктических регионах России являются национальные праздники народов Севера, охота на диких животных и рыбалка. Для поддержки этих направлений власти намерены в будущем вовлекать представителей коренных народов в процесс работы с туристами в качестве организаторов и экскурсоводов. Процесс будет взаимовыгодным, потому что туризм поможет спасти народности, находящиеся на грани исчезновения.

Северный морской путь (СМП), пролегающий от Карских ворот до бухты Провидения, по своей протяженности (5600 км) на 39% короче традиционного транспортного маршрута из Европы в Азию, проходящего через Суэцкий канал. По приблизительным оценкам, при использовании СМП можно сэкономить до девяти дней. Например, расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП составляет около 14 тыс. км, а через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км.

В майском указе президент РФ Владимир Путин поставил задачу развивать Севморпуть, увеличив грузопоток по нему почти в восемь раз, до 80 млн тонн к 2024 году. Сейчас по СМП идут грузы «Газпром нефти», «Ямал СПГ», «Лукойла», «Норникеля» и других компаний. По данным Федерального агентства морского и речного транспорта, в 2017 году грузопоток по этому маршруту вырос на 42,6% и составил 10,7 млн тонн. По оценкам ведомства, объем перевозок грузов по СМП к 2020 году составит 44 млн т, а к 2030 году возрастет до 70 млн т. Ожидается, что основной объем грузов будет связан с перевозкой энергоресурсов и других сырьевых товаров — сжиженного природного газа, нефти, угля, металлов.

Отказываться от освоения арктической зоны РФ никто не собирается

Отказываться от освоения арктической зоны РФ никто не собираетсяпресс-служба ПАО «Газпром»

Оценивая природные богатства российской Арктики, Минприроды называет цифру в 258 млрд тонн условного топлива. Нефть в российской арктической зоне, согласно данным геологов, есть в количестве 7,7 млрд тонн, кроме того, там находится 67 млрд кубометров природного газа. Однако более 80% нефти и газа Арктики находится на шельфе северных морей, что очень сильно усложняет и удорожает добычу. Особенно после ввода санкций в отношении российской шельфовой нефтедобычи со стороны США и стран ЕС.

Но отказываться от освоения арктической зоны РФ никто не собирается. Пока на шельфе добыча ведется только на Приразломном месторождении «Газпром нефти» (годовая добыча около 900 тыс. тонн). По данным Минприроды, геологоразведочные работы в российской Арктике сейчас ведутся на 75 лицензионных участках, а до 2020 года компании должны пробурить 36 поисковых и 15 разведочных скважин. По прогнозам ведомства, планируется, что к 2035 году добыча нефти РФ на шельфе Арктики вырастет до 31-35 млн тонн.

В условиях несовершенства арктического законодательства ряд территорий шельфовой зоны Северного Ледовитого океана является объектом спора между соседними государствами, каждое из которых стремится реализовать собственные интересы. На сегодня не существует единого четкого принципа распределения территорий Арктики, и это составляет потенциальную угрозу миру в регионе.

В ходе петербургского форума командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов заявил, что России следует ожидать роста военного присутствия сил НАТО в арктическом регионе в ближайшей перспективе. Он напомнил, что в ноябре в регионе прошли крупные учения объединенных вооруженных сил стран НАТО Trident Junture («Единый трезубец»). Кроме того, в последнее время вблизи границ России в Арктике активно ведут деятельность новые разведывательные корабли военно-морских сил Норвегии, а также самолеты базовой патрульной авиации ВМС США с норвежских авиабаз.

России следует ожидать роста военного присутствия сил НАТО в арктическом регионе

России следует ожидать роста военного присутствия сил НАТО в арктическом регионепресс-служба Минобороны РФ

Энергично осваивается в полярном регионе даже Китай. Пекин намерен развивать международные контакты и прокладывать новые торговые маршруты. Один из таких национальных проектов носит название «Полярный шелковый путь». КНР имеет в своем распоряжении ледокол «Сюэлун», который совершил экспедицию в район Северного Ледовитого океана. 10 сентября на воду спущен «Сюэлун-2».

Участники проходившей в рамках петербургского форума панельной сессии «Комплексное обеспечение безопасности в полярном регионе» отмечали, что «защита национальных интересов России в арктическом регионе и его активное развитие остаются приоритетами деятельности вооруженных сил». Поэтому на Северном морском пути работает отряд боевых кораблей и судов обеспечения. Весной в состав Северного флота приняты ледокол «Илья Муромец» и морское судно тылового обеспечения «Эльбрус», летом — фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» и большой десантный корабль «Иван Грен».

Новости партнеров

Loading...

Фоторепортажи

17 декабря >

Как выглядит «Мисс Вселенная-2018». И кто такая Катриона Грей

«Телеграф» собрал в одном материале информацию о самой красивой женщине мира и фотографии из ее Instagram.
14 декабря >

Елки всех стран, соединяйтесь! Как украшают к Рождеству города Европы

«Телеграф» собрал в соцсетях праздничные фотографии пользователей из разных городов Европы.
7 декабря >

Вдруг как в сказке. Пользователи Instagram показали, как украсили Петербург к Новому году

«Телеграф» собрал самые атмосферные и яркие фотографии предновогоднего города.
28 ноября >

Глядя сквозь огонь. Последствия самого масштабного пожара Калифорнии в 26 снимках из Instagram

«Телеграф» собрал фотографии, глядя на которые, становится ясно, что происходило в Калифорнии последние несколько месяцев.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях