Черноморский фонд регионального сотрудничества и Аналитическая группа по вопросам гибридной войны Украинского кризисного медиацентра проанализировали три главных российских телеканала: «Первый», «Россия-1» и «НТВ», а также десяток популярных сайтов: РИА «Новости», «Лента», «РБК», «Газета.ру», «Вести», «Комсомольская правда», Life, «Российская газета», ТАСС и «Коммерсант». «Телеграф» внимательно изучил опубликованный доклад и перевел для читателей основные, по версии экспертов, выводы о целях и методах кремлевской пропаганды.
Черный экран
Исследователи сделали вывод, что наибольшее влияние на население России оказывает телевидение. По их данным, россияне старше 18 лет тратят на просмотр телепередач около 4,5 часа, чаще всего используют телевизор в качестве источника новостей (об этом заявили 69% жителей) и доверяют новостям с федеральных каналов в 70% случаев.
Эксперты связывают это с плохим знанием английского языка (владеет языком около 5% населения), а значит невозможностью обращаться к иностранным ресурсам. Также значительную роль играют традиции советской пропаганды: 59% населения, имеющего право голосовать на выборах, выросло до распада СССР. Поэтому техники работы с информацией и основные нарративы мало изменились и остаются эффективными до сих пор.
По мнению авторов исследования, подконтрольные Кремлю государственные телеканалы (государство владеет 100% ВГТРК, 75% Первого канала, НТВ полностью принадлежит «Газпром-Медиа») образуют информационный вакуум, а интернет в большинстве случаев лишь обслуживает телевидение с помощью фабрики троллей и прокремлевских информагентств и изданий.
Технологии альтернативной правды
Эксперты выделили пять основных схем, по которым работает российская пропаганда:
— повторение одного и того же сообщения в разных источниках. Это создает ощущение, будто большое количество журналистов, спикеров и экспертов воспринимают информацию одинаково;
— создание иллюзии правдоподобности информации через связывание разных инфоповодов как причин и следствий. Такая работа с информацией приводит к легкому и логичному формированию теорий заговора;
— запуск многих противоречивых сообщений с разными версиями «альтернативной правды», которые дезориентируют людей, привыкших мыслить критически;
— использование «полезных идиотов» (иностранцев, которые согласны с политикой Кремля) и фабрики интернет-троллей, которые создают впечатление, будто большое количество людей поддерживает прокремлевское телевидение;
— создание ощущения «опасности» через постоянные сообщения о внешних угрозах. Это держит электорат «в тонусе», так как фрустрируется одна из основных потребностей — потребность в безопасности.
Отдельно эксперты оценили влияние RT (международный телеканал Russia Today, возглавляемый Маргаритой Симоньян) и новостного агентства Sputnik. Аудиторией этих СМИ исследователи назвали людей, живущих в Восточной Европе и странах бывшего СССР, воспитанных в традициях советской культуры. Эти СМИ, по мнению аналитической группы, работают на экспансию так называемого «русского мира». Цель их пропаганды — дезинформировать местное население и создать «пятую колонну» — внутреннюю оппозицию, интуитивно воспринимающую сообщения российских СМИ.
Этот тезис о международной пропаганде России эксперты иллюстрируют ситуацией на Донбассе: территории Восточной Украины были отключены от вещания украинского телевидения, а телевизионные вышки перенастроили на частоты российских госканалов. В ДНР был создан специальный орган — Министерство информации, высочайшие должности в котором занимали российские журналисты.
Слова, чаще всего встречающиеся в негативных сообщениях на телевидении.
В кольце врагов
Телевидение и подконтрольные власти интернет-ресурсы постоянно эксплуатируют тему «опасности», которая преимущественно исходит от внешних врагов. Основной лейтмотив государственной пропаганды по мнению аналитической группы звучит так: «Россию окружают враги, они пытаются разрушить русскую цивилизацию. Россия же, изначально мирная страна, вынуждена обороняться. Теряя все, только благодаря своему героизму и исключительности, Россия способна изгнать внешних врагов и восторжествовать».
Анализ данных показал, что в день транслируется 221 негативное упоминание Украины, США и Европы, 41 из них — на трех основных телеканалах.
Если говорить о «внешних врагах», то главным из них и поныне остаются США — «мировой жандарм и узурпатор». НАТО же обычно приравнивается к США, особенно в контексте разговоров о плане нападения НАТО на Российскую Федерацию. Европа, которую презентуют как «марионетку Америки», также не обходится без внимания прокремлевских журналистов: среди 37 европейских стран только две (Белоруссия и Швейцария) упоминаются в преимущественно позитивном ключе и еще о двух (Черногория и Сербия) говорят позитивно только в половине от общего числа упоминаний. Остальные 33 страны представляются негативно: в антирейтинге лидируют Ирландия, Испания, Румыния, Португалия и Болгария.
В контексте критики Запада российская пропаганда в основном упоминает преступления, совершенные в Европе, «гнилые западные ценности» (вплоть до рассказов о легализации инцестов в Швеции), протесты, терроризм, миграционный кризис и санкции, вводимые против России, но в большей степени вредящие экономике Европы.
Большую часть инфополя по-прежнему занимает Украина. 30% от общего числа негативных новостей на трех крупнейших телеканалах затрагивают тему Украины. Больше трети из этих новостей повествуют о гражданской войне на Украине, где по информации российских СМИ убивают мирных жителей, 22% посвящены теме ее неполноценности как самостоятельного государства, 15% — о помощи России Донбассу, 10% — об украинской русофобии.
Можем повторить
Отдельно ученые отмечают роль Великой Отечественной войны, победа которой используется в пропагандистском ключе. Если в Советском Союзе праздником №1 был День Октябрьской революции 1917 года, то при Путине самым важным праздником стал День Победы в Великой Отечественной войне. Теперь, по мнению исследователей, госпропаганда рассуждает об этом празднике не как об ужасном опыте, который никогда больше не должен повториться, а скорее как о чем-то привлекательном и героическом, что выражается в лозунге «Можем повторить!»